Предисловие в путь
Великорецкий крестный ход – звучит оптимистично, обнадеживающе, победно! «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» - это тоже сказано о нашем крестном ходе, недаром же он получит свое второе наименование, как вятская Пасха. Но крестный ход не только всеутешительная благодать и «цельнометаллическая» радость! Великорецкий путь явственно включает в себя и опыт смерти, вхождение в темные воды собственного греха и страстей.
Игрушка является неподвижной точкой, капитанским мостиком, откуда дитя начинает познавать мир. Она своя, родная, “покусанная”, прижатая к сердцу, ей можно доверять, она не изменит свой облик, она не оставит в беде, игрушка лежит как бы на границе этих двух противоречивых модусов восприятия жизни. Она принадлежит больше душевному космосу ребенка, чем внешней нейтральной действительности. Отсюда становится понятным, почему маленькие дети подчас так драматически переживают потерю или поломку своей любимой куклы.
«Какое счастье принадлежать к своему народу, прислушиваться к его душе, упиваться его сказками и их толковать! В сказках содержится детство русской души, вопрошающей и размышляющей о смысле жизни; о путях добра и зла. В них начало формирования национального мироощущения и выражения жизни. Просты и глубоки русские сказки, молоды, как внимающее им дитя, древни, как сказывающая их прабабка».
Иван Ильин, русский философ
Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие.
Мк. 10, 14
Об образах и прообразах игрушки
В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. В 1913 году земство передает свою хозяйственную деятельность и весь ассортимент изделий в ведение организовавшейся «Кустарно - промышленной артели игрушечников».
Нередко приходится слышать мнение, что игрушка - это потерявшая божественный статус статуэтка животного, птицы, водяного гада, то есть считают, что явление игрушки атеистическое. Такой взгляд не только унижает творческое начало в человеке, но и никогда не приблизит нас к пониманию игрушечного феномена. Подобная ущербная точка зрения встречается и в работах, посвященных возникновению искусства.