Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

1fa33bd05508

Храм как род общественной красоты

Среди памятников архитектуры Вятки конца ХVII – начала ХVIII храм  Иоанна Предтечи занимает особое место как здание, имеющее высокую историческую ценность. Необычайно выразительное по своему облику Дом Божий выделяется среди однообразных жилых домов. Каждого, кто оказывается здесь, этот храм привлекает необычностью, сказочностью своего образа благодаря кирпичному орнаменту, который покрывает фасады церкви, образуя причудливую каменную вязь. Ее назначение не декоративное. Храм – икона преображенного космоса, чистый образ будущего мира. Каменные рельефные рисунки символизируют красоту грядущей, преображенной силой Духа Святого, вселенной.

Храм Иоанна Предтечи отличается не только пышностью своего убранства, уникально его объемное построение — здание возведено восьмериком от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, довольно редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторяет свой деревянный прототип — храм во имя Покрова Богородицы. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова из-за построения в 1709 г. каменного храма по разрешению архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия была перенесена за старый земляной вал, где жители новослободки во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать приход.
 

Покровский храм

Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.

О своеобразии Предтеченской колокольни

Стилистический анализ каменных колоколен приходских храмов первой половины XVIII века позволяет отнести возведение колокольни к 1730 — 1740-м годам. Квадратное в плане основание колокольни несет восьмигранный столб с ярусом звена в завершении и глухим деревянным барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга, получив широкое распространение на местной почве вплоть до XVIII столетия. 

Компоновка объемов колокольни (за исключением пропорциональных соотношений), элепокровский храмменты декора аналогичны формам колокольни Троицкой церкви в с. Кстинино Кирово-Чепецкого района (середина XVIII в.), а также колокольне несохранившегося памятника — Стефановской церкви в г. Вятке (1746—69 г.). По своим архитектурно-художественным качествам им близка колокольня Знаменско-Богородицкой церкви в с. Пасегово Кирово-Чепецкого района (40—50-е г. XVIII столетия), а также колокольня Николаевского собора г. Нолинска (1742 г.). Плоский характер декоративного убранства этих сооружений является стилистическим признаком вятских памятников 40—50-х гг. XVIII в., сменившего «калейдоскопичность» фасадной орнаментики первых каменных построек. 

(83)

Сейчас набралось достаточно материалов, чтобы выделить из общего раздела «Барокко российских окраин», так называемое, «вятское барокко». Это явление или течение перекрывает временной промежуток около ста лет – с конца XVII века по конец XVIII. До этого момента в Вятке вообще не было каменного строительства, а с XIX века вся самобытность была утрачена и наступила эра унылого провинциального классицизма и эклектики. Ни то, ни другое интереса, по большому счёту, не представляет. Здесь мы рассмотрим наиболее представительные образцы «вятского барокко», к которым можно отнести Никольскую церковь в Истобенске (1765-1768 гг.), Троицкую церковь в Макарье (1768-1770 гг.), Иоанно-Предтеченскую в Кирове (1714-1729 гг.) и ряд других, более ранних, с которых всё и началось. 

О начале каменного дела в Вятке 

Каменного строительства в Вятской земле не велось вплоть до 1676 года, но кирпич к этому времени умели делать везде, ибо в XVII веке шло интенсивное строительство пограничных укреплений на южных и западных рубежах Руси. В этом процессе участвовали все пригодные к делу мастера русской земли, набираемые по городам и весям древнерусским «министерством строительства» - Приказом каменных дел. Толчок к каменному строительству на Вятке дал вновь назначенный в Вятскую епархию епископ Иона. Его попечением на Вятке были построены первые каменные храмы. И самым первым стал кафедральный Троицкий собор. Для нужд строительства в 1677 году при архиерейском доме был устроен кирпичный завод, а в дальнейшем был построен и колокололитейный завод. Однако нанять хороших мастеров Ионе не удалось, и первый блин у него получился «комом». Уже через 30-40 лет стали возникать проблемы, и к 1759 году собор был разобран по кирпичику. А строили его, судя по всему, ярославские «каменных дел подмастерья». 

62221

Дело каменного обустройства города началось сразу вслед за окончанием строительства Троицкого собора, вскоре после его завершения  состоялась закладка собора Трифонова Успенского монастыря (1684-1689 гг.). Участь этого типичного монастырского собора оказалась не в пример счастливее и стоит он до сих пор. На строительстве этих первых соборов в городе сформировалась местная артель каменщиков под началом Ивана Никонова и каменные здания и церкви вырастали в это время как грибы после дождя - архиерейский дом, Спасский (1693 г.) и Воскресенский (1695 г.) соборы, Никольская надвратная церковь Трифоновского монастыря (1692-1695 гг.), Преображенский храм в одноимённом женском монастыре (1696 г.), Царево-Константиновская церковь (1696 г.), Богоявленский собор (1698 г.) и ряд других. За редкими исключениями они не сохранились до нашего времени. Но, в отличие от монументальных городского и монастырского соборов их объёмно-планировочные решения были иными. Они, как правило, включали в себя бесстолпный пятиглавый (или одноглавый) четверик самого храма и обширную тёплую трапезную, в которой служили зимой. С запада к трапезной примыкала паперть с открытым арочным крыльцом на столбах. Колоколен не было, их заменяли простейшие звонницы. Таковы Преображенская церковь одноимённого женского монастыря в Вятке (1696 г.) и Екатерининская церковь в Слободском (1699 г.)