Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

nikolay-chudotvorets

Краткое житие святителя Николая Чудотворца 

Святитель  был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года. Ему было наречено имя Николай. Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв. Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы. 

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера. В свое время в городе Миры Промыслом Божьим он стал первосвятителем Ликийской Церкви. В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным. Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека — богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого — святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв. 

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви. Новый император Константин Великий прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир. Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов. Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения. Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345—351). 

 966898a40a23

Чудо святителя Николая на Русской Земле 

Рассказ о чудесном событии происшедшем в киевской древности, взят нами из книги «Житие и Чудеса Святителя Николая Чудотворца и слава его в России». Она вмещает в себя полных 675 страниц. Из них 67 страниц приходятся на его житие и чудеса, сотворенные им прижизненно. Прочие же 600 страниц повествуют о его посмертных чудесах! Таким образом, книга своим видом явственно показывает, что жизнь святителя Николая после его успения продолжается и приумножается вплоть до наших дней. После своей телесной кончины он сотворил чудес в тысячи раз больше по всему миру, чем при своей жизни в маленьком ликийском городе Миры. 

Первое святительское чудо произошло во времена борьбы Руси с половцами. Есть в Киеве на Подоле до сих пор небольшая каменная церковь, называемая «Николы Доброго». Первый храм Николы Доброго был построен ещё в XI—XIII веках. За много веков своего существования храм несколько раз полностью разрушали при различных скорбных обстоятельствах, но всякий раз восстанавливали заново. Последний свой каменный вид храм приобрел в 1807. Он был воздвигнут на месте старого деревянного храма. Храм  был разрушен большевиками в 1935 году, до наших дней сохранилась только колокольня. Она видна на фотографии ниже. Вот об этот древнем храме Николы Доброго на Подоле мы и решили сегодня рассказать. 

По старинным киевским сказаниям, храм на месте этой церкви, «на потоке под горою», существовал еще до нашествия татар. В этот-то храм еще в то отдаленное время один благочестивый киевлянин, по имени Добрык, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, привел однажды своего пленника-половчина к образу святителя. Половчин был в плену у Добрыка уже целый год. Теперь Добрык предложил ему отпустить его на свободу, если только он заплатит за себя выкуп. Так как половчин не имел ничего, что за себя дать, а обещал прислать выкуп по возвращении домой, то Добрык здесь пред образом предложил ему отдать себя на-поруки архиерею Христову Николаю. 

Половчин с радостью принял это поручительство Святителя и поклялся в этой церкви пред образом его, что все обещанное исполнит. Тогда Добрык, положившись на Святителя Николая, снабдил пленного на дорогу одеждой, оружием, посадил его на коня и отпустил. Перед отъездом половчина он еще в последний раз напомнил ему об обещании и поручителе, а половчин опять сказал, что все исполнит. В сердце своем, однако, он затаил другое. Еще в церкви перед образом чудотворца он решил про себя, что ничего не сделает, потому что не верит в силу русского Бога и святых Его. Он смеялся в душе над своим господином и над св. Николаем, рассуждая про себя: «Нет ума в этом русине: отдал меня напоруки образу какого-то Николая!.. Что этот Николай может мне сделать? Сейчас в церкви я смотрю на него, а выйду из города, и ни он меня больше не увидит, ни я его. Не принесу я ему выкупа и не бойся я его поручительства». Так и уехал с этими мыслями неверный в свою землю Половецкую. 

Дзвіниця_церкви_Миколи_Доброго,_Покровська_вул.6

Скоро по возвращении половчина в свою землю святитель Николай  явился ему и напомнил о его обещании. «Не я ли поручился за тебя, – говорил Святитель, – что ты принесешь выкуп? Чего же ты медлишь? Говорю тебе: иди в Россию и отдай выкуп, если не хочешь, чтобы я навел на тебя какую-нибудь беду». Половчин подивился этому видению, но не придал ему большой важности и скоро совсем забыл о нем. Несколько дней спустя, когда он сел на коня и отправился в поле, Святитель явился ему во второй раз. Теперь Угодник Божий сбросил его с коня и начал потрясать им, грозно говоря: «Не велел ли я тебе: поезжай в Россию и отдай за себя выкуп боголюбивому мужу, а ты забыл мои слова? Опять говорю тебе: пожалей сам себя, отдай выкуп; если же опять забудешь, увидишь, что будет тебе от меня». Напуганный случившимся и этой угрозой чудотворца половчин возвратился домой уже с твердым намерением отослать выкуп; но за нечестивою своею жизнью скоро опять перестал думать о своем обете и снова решил, что это прошло и ничего больше ему не будет. После этого собрались однажды вместе по какому-то случаю многие половецкие князья. Приехал в их собрание также и этот половчин. И вот здесь, когда он был на коне среди своей дружины, в глазах всех к общему удивлению вдруг какая-то невидимая сила сбросила его с коня и начала невыносимо его корчить. «Не приказал ли я тебе, – снова внушал чудотворец неверному, – отнеси выкуп, чтобы не было тебе хуже? Тот христианин с теплой верой обратился ко мне и возложил на меня всю надежду свою, а ты, безумный варвар, возгордился и не побоялся суда Божия?» 

Страшно было видеть мучения половчина: его то било головой, то поднимало с земли и ударяло о землю, то сводило голову его с ногами, и при этом невидимо, как бы палками, била его сила Божия. В ужасе все окружавшие его разбежались, и он остался один, бездыханный, пока, наконец, уведомленные о случившемся родные не взяли его домой. Долго после того он не вставал с постели и не мог ничего говорить. Наконец, однажды он вдруг опомнился, как будто от сна, и почувствовал себя укрепившимся. Тогда он рассказал родным своим все, что с ним было, по порядку: о поручительстве, о явлениях чудотворца и о наказании. Ужаснулись все родные; они не знали ничего этого, и теперь с гневом ответили ему: «Кто же еще может быть так безумен, как ты? Видел первое и второе явление, и не побоялся! Не без ума же ты был отдан Богу русскому напоруки». «Не самому Богу, а святому Его Николаю», – заметил половчин. «А это кому, если не Богу?» – ответили родные. «Или ты не знаешь, что Бог русский дивные чудеса творит не только Сам, но и через святых Своих? Когда русским бывает какая-нибудь беда от нас, то они говорят: «За грехи наши Бог не помогает нам; а если бы Он помог, то не осталось бы ни одного из них». Вот ты, безумен, не побоялся живого Бога, что же ты приобрел себе этим?! Если и теперь не пойдешь в Россию и не отдашь за себя выкупа, то уходи от нас и погибай один, чтобы не быть наказанными вместе с тобой и нам». 

1Header

Но теперь не нужно было побуждать половчина. Не медля ни минуты, велел он кроме долга своему господину отделить еще часть от своих громадных стад в дар Святителю Николаю, и с этим выкупом и даром сам отправился в Киев. Прибыв туда, половчин прежде всего направился к указанной церкви, где отдан был напоруки св. Николаю. Далеко от нее слез он с коня и пошел к ней пешком, гоня пред собой стадо и молясь Чудотворцу. «Не мучь меня, господин мой! – говорил он Святителю. – Солгал я пред тобой. Вот весь выкуп, обещанный мною, а это тебе дар: хотел я солгать, но худо мне от того вышло». Потом он направился к прежнему своему господину и вручил ему выкуп, рассказав при этом о всем, что ему было от Святителя. Можно ли представить священный ужас киевлянина, овладевший душой его при этом рассказе варвара. Немедленно же Добрык поспешил в церковь Чудотворца и перед образом его хвалил и благодарил его со слезами. Затем он сообщил всем в городе о чуде Святителя, устроил благодарственное и хвалебное празднество Чудотворцу, и прославили вместе с ним все русские люди Бога, дивного во святых Своих. Отсюда, по преданию, в память Добрыка или в память доброты к нему Святителя, до сих пор храм Чудотворца «на потоке, под горою» называется церковью «Николы Доброго». 

(Рассказ напечатан по книге «Житие и Чудеса Святителя Николая Чудотворца и слава его в России», С-Петербург -1899 г.)