Если Христос воскрес только, как высший ангельский дух, без единой частицы человеческого существа, то никакого чуда воскресения не произошло. По лжеучению Свидетелей Иеговы - Христос есть сотворенный единородный Сын Бога. Он воплотился на земле силой Бога подобно остальным живым одушевленным созданиям, следовательно, когда его распяли, то дух Христа ПРОСТО ПРИНЯЛ ТУ ФОРМУ БЫТИЯ, К КОТОРОЙ БЫЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН БОГОМ. И все последующие явления "воскресшего" Сына Божия подобны явлениям ангелов в Ветхом Завете. Апостольская весть о воскресении Христа из мертвых утрачивает пасхальную радость. Действительно, в чем тогда разница между явлением Трех Ангелов Аврааму и материализованным в педагогических целях Духом Христа? Ангелы вкушали от трапезы Авраама и, Христос ел вместе с апостолами. Весьма странными, а точнее сказать, почти абсурдными, становятся многие события, связанные с Воскресением Христа. Почему исчезло тело из гроба? Для чего Христос, являясь апостолам, материализовал свой дух? Чтобы они могли видеть Его и общаться с Ним? Но мы знаем из Священного Писания, что для этого совершенно не обязательно облекаться в вещество. Так царь Саул разговаривал и видел дух Самуила, причем в нашем случае неважно было ли это подлинное видение пророка или под его образом скрывался нечистый дух. В этом же убеждают нас многочисленные ветхозаветные явления ангелов. Как понять слова Христа, обращенные к апостолам, когда они, увидев Его, подумали что видят духа: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: ЭТО - Я САМ: ОСЯЖИТЕ МЕНЯ И РАССМОТРИТЕ, ИБО ДУХ ПЛОТИ И КОСТЕЙ НЕ ИМЕЕТ, КАК ВИДИТЕ У МЕНЯ» (Лк.24, 37-39)? Более того, снисходя к немощи апостолов, Он показывает им руки и ноги, просит у них еды и ест перед ними(Лк.24,40-43). Для чего Христу разыгрывать этот спектакль, если считать, что он воскрес духом? Воскреснув плотью Сын Божий развеивает всякое сомнение учеников по поводу своего телесного воскресения. Почему же тогда, Он, восстав только как дух, не сказал апостолам: «Не думайте, что я воскрес телесно. Тело свое за ненадобностью я просто утилизировал. А в доказательство того, что Я дух разрешаю апостолу Петру пронзить меня мечом». Но ничего подобного Христос не говорит! Почему пустая гробница является для апостолов Петра и Иоанна подлинным свидетельством воскресения Галилейского Учителя? Вспомните апостол Павел проповедует в Афинском ареопаге. Государственные мужи и свободные философы внимательно слушают Евангельское Слово. Но как только апостол язычников доходит до воскресения Христа из мертвых над ним начинают потешаться, следовательно, слушатели прекрасно поняли св. Павла - Христос воскрес телесно! Если бы Сын Божий ожил только духом, то апостол, переждав смех, сказал бы: «Я человек просвещенный и не желал бы проповедовать неразумное. Вы поняли меня неверно. Христос воскрес только как дух!» Думаем, что после этих слов, он вновь бы завладел вниманием слушателей.
Но апостол Павел, слыша насмешки, прекращает свою проповедь и «выходит из среды их» (Деян. 17, 30-33) Апостол Петр в первую свою проповедь после Пятидесятницы говорит: «Он (пророк Давид) прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2, 31). И вновь появляется недоумение, если тело Христа просто предназначено для уничтожения, то для чего пророк Божий обращает наше внимание на то, что "плоть Его не видела тления" т.е. после смерти тело Христа не разлагалось и не смердело, как у четырехдневного Лазаря? Для чего Бог в течение трех дней тело Иисуса сохранял нетленным, а потом уничтожил? Зачем такое пристальное внимание к проблеме негниения трупа? О чем оно свидетельствует и чему учит? Только одному. Плоть Сына Божия была сохранена благодатью Божией для последующего чуда воскресения. И то, что она была сохранена, является по Слову Господню, одним из аргументов, не только телесного восстания, но Божественного и Мессианского значения Христа. «У Господа,- пишет святитель Афанасий Александрийский, - главною целью было воскресение тела, которое имел Он совершить; ибо знамение победы над смертию служило то, чтобы всем показать оное, всех уверить, что совершено Им уничтожение тления и даровано уже нетление телам. И как бы всем в залог этого нетления и в признак будущего для всех воскресения, СОБЛЮЛ ОН ТЕЛО СВОЕ НЕТЛЕННЫМ». Свидетели Иеговы хотят вырвать из рук Сына Божия знамя Его славного Воскресения. О Спасителе сказано, что он "Первенец из мертвых"(1Кор.15, 20) Как же он может быть Первенцем, если сам Он воскрес только духом, тогда как другие люди при всеобщем воскресении из мертвых вновь обретут свои нетленные тела? В этом случае воскресение Сына Божьего есть единственное в своем роде и не может быть никакой гарантией моего телесного воскресения. Но многочисленные тексты Священного Писания настойчиво подчеркивают, что как воскрес Христос, так в точности воскреснем и мы. Безусловно, это доказательство телесного восстания Сына Божия построено на логике обратной взаимосвязи, но от этого оно не теряет своей убедительной силы. Например, дается тезис: мы имеет тоже Отечество, что и Пушкин. Второй тезис: Наше Отечество – Россия, следовательно и отечество Пушкина тоже Россия. Переносим наш пример. Тезис: мы воскреснем так же как Христос: «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и ПОДОБИЕМ ВОСКРЕСЕНИЯ» (Рим. 6, 5) и «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, БУДЕМ ПОДОБНЫ ЕМУ, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3,2), «Первый человек-из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор. 15,47-49). Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что ОНО БУДЕТ СООБРАЗНО СЛАВНОМУ ТЕЛУ ЕГО, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3, 20-21). Собственно эта последняя апостольская цитата сама по себе является важнейшим аргументом в пользу телесного воскресения Христа, ибо в ней говорится, что наши воскресшие тела будут похожи на тело воскресшего Христа. А как наши тела могут походить на тело Сына Божия, если он не воскрес плотью, а только духом?
Но перейдем ко второму тезису: Мы воскреснем телесным образом. Кажется в телесном воскресении людей Свидетели Иеговы не сомневаются, но для точности приведет соответствующие цитаты: Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит» (Фил. 3,21) , «но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении (т.е. восстает нетленное тело-ред.), сеется в уничижении, восстает во славе, сеется в немощи, восстает в силе: сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.... Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновении ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут НЕТЛЕННЫМИ, а мы изменимся» (1 Кор.15,36-54). Следовательно, Христос воскрес не духом, а телесным образом, только тело Его, преображенною благодатью, приобрело метафизические свойства иного мира. Если же кому-то доказательство, построенное на доводах обратной взаимосвязи, покажется неприемлемым в библейской традиции, то напомним, что подобный метод использует и апостол Павел. В первом послании к Коринфянам он пишет: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 13-14).
Вспомним так же явление воскресшего Сына Божьего, связанное с неверием апостола Фомы. Христос в доказательство того, что Он жив, сказал сомневающемуся ученику: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои: подай руку твою и вложи в ребра Мои: и не будь неверующим, но верующим» (Иоан. 20. 21) Если бы Спаситель не воскрес телесно, то Свое воскресение Он аргументировал бы каким-нибудь другим образом. Более того Христос не стал бы заниматься плотским маскарадом для демонстрации Своей победы над смертью. Сын Божий показывает Фоме смертельные раны, нанесенные ему распятием. Подобные вещи не используют, как довод в пользу воскресения, только на время, для большей убедительности. Это был бы дешевый спектакль со стороны «Первенца из мертвых». Нет, Христос действительно воскрес в теле, но тело Его, пребывая во славе Божией, продолжало хранить следы распятия. Что это значит? Он не отказывается быть нашим Спасителем и раны, полученные Им в битве за дарование нам вечной жизни, Ему дороги. Об этом замечательно пишет один из последних умудренных византийских богословов Николай Кавасила: Бог «Будучи человеколюбив, мог благодетельствовать человеку, а терпеть за него раны не мог; а так как любовь Его была чрезмерна, а знака, которым бы выразить ее не доставало, а надлежало - не скрывать как сильно любит Он - дать нам доказательство самой высшей любви, и показать самую крайнюю любовь, Он измышляет это истощание, делает и совершает то, через что соделался бы терпеть жестокости и страдания, и тем, что претерпел, доказав, как чрезмерно любит, Он обращает к Себе того, который бежал от Благого, думая, что подвергся Его ненависти. И ЧТО ВСЕГО УДИВИТЕЛЬНЕЕ, НЕ ТОЛЬКО ПРЕТЕРПЕЛ, ПЕРЕНОСЯ ЖЕСТОКОСТИ И УМЕРШИ В РАНАХ, НО И ОЖИВ И ВОСКРЕСИВ ОТ ТЛЕНИЯ ТЕЛО, ЕЩЕ СОХРАНЯЕТ ЭТИ РАНЫ, И НОСИТ НА ТЕЛЕ ЯЗВЫ, И ОЧАМ АНГЕЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ С НИМИ, И СЧИТАЕТ ИХ УКРАШЕНИЕМ...ИНОЕ ТЕЛЕСНОЕ ОН ОТРИНУЛ, И ТЕЛО ЕГО ДУХОВНО, И НЕ ОСТАЛОСЬ В НЕМ НИЧЕГО ТЯЖЕЛОГО, ГРУБОГО И ИНОЙ СТРАСТИ ТЕЛЕСНОЙ, А РАН НЕ ОТРИНУЛ СОВСЕМ И НЕ ИЗГЛАДИЛ В КОНЕЦ ЯЗВЫ, НО ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ПО ЛЮБВИ К ЧЕЛОВЕКУ ЛЮБИТ И ИХ, ПОСКОЛЬКУ ЧЕРЕЗ НИХ ОБРЕЛ ПОГИБШЕГО, И, ПРЕТЕРПЕВ МУЧЕНИЯ, НАШЕЛ ВОЗЛЮБЛЕННОГО. Впрочем, это дело не одной любви, но и великого уважения, знак высшей чести, не стыдиться немощей естества, но с язвами, которые наследовал от человеческой немощи, воссесть на царском престоле».
"Ложная религия" для иеговистов - это Православие.
Можно так же поставить следующий вопрос: а при всеобщем воскресении из мертвых Христос обретет полноценное человеческое тело, как при Своей жизни на земле? Если нет, то тогда полнота его бытия будет ущербной по сравнению с Его земным периодом существования. Сын Божий так и не исцелился от удара, который нанесла Ему смерть, и поэтому Его нельзя назвать ее Победителем. Если же при трубном гласе Христос, как и прочие люди, обретет новоустроенное тело, то все равно возможно будет усомниться в любви Отца к Своему Единородному Сыну. Христос, обращаясь к Отцу, воскликнул: «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, ДА ВИДЯТ СЛАВУ МОЮ, КОТОРУЮ ТЫ ДАЛ МНЕ, ПОТОМУ ЧТО ВОЗЛЮБИЛ МЕНЯ ПРЕЖДЕ ОСНОВАНИЯ МИРА» (Иоан.17. 24). Исполненный Духа Святого первомученик архидиакон Стефан «Воззрев на небо, увидел Славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян.7, 55). Так неужели Бог поставил одесную Себя инвалида? Христос не только Сын Божий, но и человек. Человечество Христа подлинное, не призрачное. Об этом свидетельствует вся Его жизнь на земле. Божественная Личность Сына восприняла в Воплощении полноту человеческой природы. Христос стал человеком навсегда, а не только на время своего Искупительного подвига. Поэтому Ему, чтобы полноценно бытийствовать, как человеку необходимо обладать всей целостностью людского естества, как души, так и тела. Христос без тела суть призрак. Знаменитая богословская формула гласит: «Нет природы без ипостаси», т.е. не существует природы собаки, которая кусает природу пятки. Но эта формула может быть прочитана и наоборот: «нет ипостаси без природы», т.е. невозможно, чтобы идея собаки набросилась на идею пятки. Возможен только один вариант: совершенно конкретная собака Шарик может укусить за пятку зазевавшегося прохожего Иванова. Именно по этой причине в традиции православного богословия считается, что до воскресения из мертвых, души людей находятся не в Царстве Божием, а только в преддверии его. Нецелый человек, то есть личность утратившая полноту своей природы, не в состоянии воспринять ту Славу, которую приготовил ему Бог. Следовательно, и Христос, как Человек, не обладающий единством человеческой природы, не может воссесть одесную Бога Отца. У Бога нет правой или левой стороны и слова "воссесть одесную Бога" надо понимать, как вхождение Сына Человеческого в Полноту Божественной жизни. Инвалид, каковым будет являться Христос, если считать Его только воскресшим Духом, не сможет войти в подобную степень Богопричастности, как скажем, корабль без мачты в пучине океанской стихии не сумеет достичь мирного берега. Итак, Сын Божий воссядет одесную Бога только тогда, когда обретет Свой целокупный человеческий образ. Но мы знаем, что Он уже унаследовал эту Славу, следовательно, Христос воскрес во плоти, а не как дух.
"Веселый" забег в секту иеговистов
Для чего понадобилось Свидетелям Иеговы лжеучение о духовном воскресении Христа? Не тень ли это некоторого дуалистического восприятия мира? Возможно. Но скорее всего это нововведение в библейское богословие им необходимо для того, чтобы оправдывать свою ложную доктрину умирания человеческой души после смерти тела. Какая здесь взаимосвязь? Если Христос воскрес только духом, то естественно, не только тело, но и Его человеческая душа бесследно исчезли. А раз так, то тем более прекращают свое существование и человеческие души. Бес сомнения удар этого ложного учения направлен не только к подтверждению собственной лжи, но и для противоборства основному Таинству Церкви - Евхаристии. Ибо, если Сын Божий воскрес только духом, то все, что происходит на православной Литургии, есть недостойный спектакль и кощунственный самообман. Духовное воскресение Христа уничтожает все Таинства Господни , сводит бытие Церкви только к молитвенному общению с Богом, а не к благодатно-энергийному, и таким образом, отбрасывает нас из области Света Фаворского в тень скинии Ветхого Завета. Доктрина «Свидетелей Иеговы» зовет нас к колодцу Иакова и жертвеннику всесожжения, а не к Чаше Евхаристии. Христос для них не более, чем Существо, которое Бог отдал на растерзание людям, ради прощения последних. Да и само понимание Церкви искажается в сторону социального института. Смерть поглотила человеческое тело Христа, и мы уже не может называться, по слову апостола Павла, "Телом Христовым", ибо его нет. Мы становимся духовными христианами и все, что происходит с нами в Церкви, следует воспринимать теперь только на уровне морали и права. Естественно, что сердце не может принять подобного обмана. Человек жаждет причастия к Любви Божией, а не призыва к ней. Именно литургический опыт Церкви самым решительным образом свидетельствует о телесном воскресении Слова Господня. Но этот довод практически невозможно использовать в полемике с иеговистами, потому что доказать реальность человеческого Богопричастия в Таинстве Евхаристии на библейском материале не удается.
Если бы Христос воскрес, как абсолютно духовное существо, совлекши с себя прежний земной образ, то апостолы бы его просто не узнали. Архидиакон Стефан не воскликнул бы, что видит "Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян.7,56), а сказал бы, что видит высшее ангельское существо, бывшее некогда Сыном Человеческим. Но может статься, он ошибся? Нет, ибо говорил «будучи исполнен Духа Святаго» (Деян.7. 55). Итак, Духом Святым первомученик Стефан провозгласил Христа человеком, достигшим Славы Бога Отца. Духовное Воскресение Единородного Сына не сообразуется со многочисленными утверждениями апостола: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, ЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС» (1 Тим. 2. 5), «открывшейся же ныне (благодати) явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и НЕТЛЕНИЕ через благовестие» (2 Тим. 1,10) (как Христос мог бы явить нетление через благовестие, если воскрес только духом? Ред.), «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8).
Когда бы Спаситель восстал духовно, то апостол не стал бы называть Его Иисусом Христом, ибо Иисус Христос - это Богочеловек «вчера и сегодня и во веки» пребывающий Силой Божией без изменения, так что, даже смерть не смогла внести никакой перемены в образ Его бытия. Каждый из апостолов в своих посланиях именует Сына Божия человеком - Иисусом Христом, подтверждая, таким образом, Его телесное воскресение. Косвенным свидетельством в пользу недуховного восстания Спасителя являются так же следующие стихи Слова Господня: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня ВОЗДВИГНУ ЕГО. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме ТЕЛА своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию, и слову которое сказал Иисус» (Иоан.2,19). Сын Божий не говорит о том, что он уничтожит или спрячет «храм Своего тела», но «воздвигнет», то есть воскресит, причем для апостолов слова Христа потвердели факт его телесного воскресения.
Если Христос воскрес только, как высший ангельский дух, без единой частицы человеческого существа, то никакого чуда воскресения не произошло. По лжеучению Свидетелей Иеговы - Христос есть сотворенный единородный Сын Бога. Он воплотился на земле силой Бога подобно остальным живым одушевленным созданиям, следовательно, когда его распяли, то дух Христа ПРОСТО ПРИНЯЛ ТУ ФОРМУ БЫТИЯ, К КОТОРОЙ БЫЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН БОГОМ. И все последующие явления "воскресшего" Сына Божия подобны явлениям ангелов в Ветхом Завете. Апостольская весть о воскресении Христа из мертвых утрачивает пасхальную радость. Действительно, в чем тогда разница между явлением Трех Ангелов Аврааму и материализованным в педагогических целях Духом Христа? Ангелы вкушали от трапезы Авраама и, Христос ел вместе с апостолами. Весьма странными, а точнее сказать, почти абсурдными, становятся многие события, связанные с Воскресением Христа. Почему исчезло тело из гроба? Для чего Христос, являясь апостолам, материализовал свой дух? Чтобы они могли видеть Его и общаться с Ним? Но мы знаем из Священного Писания, что для этого совершенно не обязательно облекаться в вещество. Так царь Саул разговаривал и видел дух Самуила, причем в нашем случае неважно было ли это подлинное видение пророка или под его образом скрывался нечистый дух. В этом же убеждают нас многочисленные ветхозаветные явления ангелов. Как понять слова Христа, обращенные к апостолам, когда они, увидев Его, подумали что видят духа: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: ЭТО - Я САМ: ОСЯЖИТЕ МЕНЯ И РАССМОТРИТЕ, ИБО ДУХ ПЛОТИ И КОСТЕЙ НЕ ИМЕЕТ, КАК ВИДИТЕ У МЕНЯ» (Лк.24, 37-39)? Более того, снисходя к немощи апостолов, Он показывает им руки и ноги, просит у них еды и ест перед ними(Лк.24,40-43). Для чего Христу разыгрывать этот спектакль, если считать, что он воскрес духом? Воскреснув плотью Сын Божий развеивает всякое сомнение учеников по поводу своего телесного воскресения. Почему же тогда, Он, восстав только как дух, не сказал апостолам: «Не думайте, что я воскрес телесно. Тело свое за ненадобностью я просто утилизировал. А в доказательство того, что Я дух разрешаю апостолу Петру пронзить меня мечом». Но ничего подобного Христос не говорит! Почему пустая гробница является для апостолов Петра и Иоанна подлинным свидетельством воскресения Галилейского Учителя? Вспомните апостол Павел проповедует в Афинском ареопаге. Государственные мужи и свободные философы внимательно слушают Евангельское Слово. Но как только апостол язычников доходит до воскресения Христа из мертвых над ним начинают потешаться, следовательно, слушатели прекрасно поняли св. Павла - Христос воскрес телесно! Если бы Сын Божий ожил только духом, то апостол, переждав смех, сказал бы: «Я человек просвещенный и не желал бы проповедовать неразумное. Вы поняли меня неверно. Христос воскрес только как дух!» Думаем, что после этих слов, он вновь бы завладел вниманием слушателей.
Но апостол Павел, слыша насмешки, прекращает свою проповедь и «выходит из среды их» (Деян. 17, 30-33) Апостол Петр в первую свою проповедь после Пятидесятницы говорит: «Он (пророк Давид) прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2, 31). И вновь появляется недоумение, если тело Христа просто предназначено для уничтожения, то для чего пророк Божий обращает наше внимание на то, что "плоть Его не видела тления" т.е. после смерти тело Христа не разлагалось и не смердело, как у четырехдневного Лазаря? Для чего Бог в течение трех дней тело Иисуса сохранял нетленным, а потом уничтожил? Зачем такое пристальное внимание к проблеме негниения трупа? О чем оно свидетельствует и чему учит? Только одному. Плоть Сына Божия была сохранена благодатью Божией для последующего чуда воскресения. И то, что она была сохранена, является по Слову Господню, одним из аргументов, не только телесного восстания, но Божественного и Мессианского значения Христа. «У Господа,- пишет святитель Афанасий Александрийский, - главною целью было воскресение тела, которое имел Он совершить; ибо знамение победы над смертию служило то, чтобы всем показать оное, всех уверить, что совершено Им уничтожение тления и даровано уже нетление телам. И как бы всем в залог этого нетления и в признак будущего для всех воскресения, СОБЛЮЛ ОН ТЕЛО СВОЕ НЕТЛЕННЫМ». Свидетели Иеговы хотят вырвать из рук Сына Божия знамя Его славного Воскресения. О Спасителе сказано, что он "Первенец из мертвых"(1Кор.15, 20) Как же он может быть Первенцем, если сам Он воскрес только духом, тогда как другие люди при всеобщем воскресении из мертвых вновь обретут свои нетленные тела? В этом случае воскресение Сына Божьего есть единственное в своем роде и не может быть никакой гарантией моего телесного воскресения. Но многочисленные тексты Священного Писания настойчиво подчеркивают, что как воскрес Христос, так в точности воскреснем и мы. Безусловно, это доказательство телесного восстания Сына Божия построено на логике обратной взаимосвязи, но от этого оно не теряет своей убедительной силы. Например, дается тезис: мы имеет тоже Отечество, что и Пушкин. Второй тезис: Наше Отечество – Россия, следовательно и отечество Пушкина тоже Россия. Переносим наш пример. Тезис: мы воскреснем так же как Христос: «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и ПОДОБИЕМ ВОСКРЕСЕНИЯ» (Рим. 6, 5) и «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, БУДЕМ ПОДОБНЫ ЕМУ, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. 3,2), «Первый человек-из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор. 15,47-49). Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что ОНО БУДЕТ СООБРАЗНО СЛАВНОМУ ТЕЛУ ЕГО, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3, 20-21). Собственно эта последняя апостольская цитата сама по себе является важнейшим аргументом в пользу телесного воскресения Христа, ибо в ней говорится, что наши воскресшие тела будут похожи на тело воскресшего Христа. А как наши тела могут походить на тело Сына Божия, если он не воскрес плотью, а только духом?
Но перейдем ко второму тезису: Мы воскреснем телесным образом. Кажется в телесном воскресении людей Свидетели Иеговы не сомневаются, но для точности приведет соответствующие цитаты: Иисус Христос «уничиженное тело наше преобразит» (Фил. 3,21) , «но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении (т.е. восстает нетленное тело-ред.), сеется в уничижении, восстает во славе, сеется в немощи, восстает в силе: сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.... Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновении ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут НЕТЛЕННЫМИ, а мы изменимся» (1 Кор.15,36-54). Следовательно, Христос воскрес не духом, а телесным образом, только тело Его, преображенною благодатью, приобрело метафизические свойства иного мира. Если же кому-то доказательство, построенное на доводах обратной взаимосвязи, покажется неприемлемым в библейской традиции, то напомним, что подобный метод использует и апостол Павел. В первом послании к Коринфянам он пишет: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес: А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 13-14).
Вспомним так же явление воскресшего Сына Божьего, связанное с неверием апостола Фомы. Христос в доказательство того, что Он жив, сказал сомневающемуся ученику: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои: подай руку твою и вложи в ребра Мои: и не будь неверующим, но верующим» (Иоан. 20. 21) Если бы Спаситель не воскрес телесно, то Свое воскресение Он аргументировал бы каким-нибудь другим образом. Более того Христос не стал бы заниматься плотским маскарадом для демонстрации Своей победы над смертью. Сын Божий показывает Фоме смертельные раны, нанесенные ему распятием. Подобные вещи не используют, как довод в пользу воскресения, только на время, для большей убедительности. Это был бы дешевый спектакль со стороны «Первенца из мертвых». Нет, Христос действительно воскрес в теле, но тело Его, пребывая во славе Божией, продолжало хранить следы распятия. Что это значит? Он не отказывается быть нашим Спасителем и раны, полученные Им в битве за дарование нам вечной жизни, Ему дороги. Об этом замечательно пишет один из последних умудренных византийских богословов Николай Кавасила: Бог «Будучи человеколюбив, мог благодетельствовать человеку, а терпеть за него раны не мог; а так как любовь Его была чрезмерна, а знака, которым бы выразить ее не доставало, а надлежало - не скрывать как сильно любит Он - дать нам доказательство самой высшей любви, и показать самую крайнюю любовь, Он измышляет это истощание, делает и совершает то, через что соделался бы терпеть жестокости и страдания, и тем, что претерпел, доказав, как чрезмерно любит, Он обращает к Себе того, который бежал от Благого, думая, что подвергся Его ненависти. И ЧТО ВСЕГО УДИВИТЕЛЬНЕЕ, НЕ ТОЛЬКО ПРЕТЕРПЕЛ, ПЕРЕНОСЯ ЖЕСТОКОСТИ И УМЕРШИ В РАНАХ, НО И ОЖИВ И ВОСКРЕСИВ ОТ ТЛЕНИЯ ТЕЛО, ЕЩЕ СОХРАНЯЕТ ЭТИ РАНЫ, И НОСИТ НА ТЕЛЕ ЯЗВЫ, И ОЧАМ АНГЕЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ С НИМИ, И СЧИТАЕТ ИХ УКРАШЕНИЕМ...ИНОЕ ТЕЛЕСНОЕ ОН ОТРИНУЛ, И ТЕЛО ЕГО ДУХОВНО, И НЕ ОСТАЛОСЬ В НЕМ НИЧЕГО ТЯЖЕЛОГО, ГРУБОГО И ИНОЙ СТРАСТИ ТЕЛЕСНОЙ, А РАН НЕ ОТРИНУЛ СОВСЕМ И НЕ ИЗГЛАДИЛ В КОНЕЦ ЯЗВЫ, НО ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ПО ЛЮБВИ К ЧЕЛОВЕКУ ЛЮБИТ И ИХ, ПОСКОЛЬКУ ЧЕРЕЗ НИХ ОБРЕЛ ПОГИБШЕГО, И, ПРЕТЕРПЕВ МУЧЕНИЯ, НАШЕЛ ВОЗЛЮБЛЕННОГО. Впрочем, это дело не одной любви, но и великого уважения, знак высшей чести, не стыдиться немощей естества, но с язвами, которые наследовал от человеческой немощи, воссесть на царском престоле».
"Ложная религия" для иеговистов - это Православие.
Можно так же поставить следующий вопрос: а при всеобщем воскресении из мертвых Христос обретет полноценное человеческое тело, как при Своей жизни на земле? Если нет, то тогда полнота его бытия будет ущербной по сравнению с Его земным периодом существования. Сын Божий так и не исцелился от удара, который нанесла Ему смерть, и поэтому Его нельзя назвать ее Победителем. Если же при трубном гласе Христос, как и прочие люди, обретет новоустроенное тело, то все равно возможно будет усомниться в любви Отца к Своему Единородному Сыну. Христос, обращаясь к Отцу, воскликнул: «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, ДА ВИДЯТ СЛАВУ МОЮ, КОТОРУЮ ТЫ ДАЛ МНЕ, ПОТОМУ ЧТО ВОЗЛЮБИЛ МЕНЯ ПРЕЖДЕ ОСНОВАНИЯ МИРА» (Иоан.17. 24). Исполненный Духа Святого первомученик архидиакон Стефан «Воззрев на небо, увидел Славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян.7, 55). Так неужели Бог поставил одесную Себя инвалида? Христос не только Сын Божий, но и человек. Человечество Христа подлинное, не призрачное. Об этом свидетельствует вся Его жизнь на земле. Божественная Личность Сына восприняла в Воплощении полноту человеческой природы. Христос стал человеком навсегда, а не только на время своего Искупительного подвига. Поэтому Ему, чтобы полноценно бытийствовать, как человеку необходимо обладать всей целостностью людского естества, как души, так и тела. Христос без тела суть призрак. Знаменитая богословская формула гласит: «Нет природы без ипостаси», т.е. не существует природы собаки, которая кусает природу пятки. Но эта формула может быть прочитана и наоборот: «нет ипостаси без природы», т.е. невозможно, чтобы идея собаки набросилась на идею пятки. Возможен только один вариант: совершенно конкретная собака Шарик может укусить за пятку зазевавшегося прохожего Иванова. Именно по этой причине в традиции православного богословия считается, что до воскресения из мертвых, души людей находятся не в Царстве Божием, а только в преддверии его. Нецелый человек, то есть личность утратившая полноту своей природы, не в состоянии воспринять ту Славу, которую приготовил ему Бог. Следовательно, и Христос, как Человек, не обладающий единством человеческой природы, не может воссесть одесную Бога Отца. У Бога нет правой или левой стороны и слова "воссесть одесную Бога" надо понимать, как вхождение Сына Человеческого в Полноту Божественной жизни. Инвалид, каковым будет являться Христос, если считать Его только воскресшим Духом, не сможет войти в подобную степень Богопричастности, как скажем, корабль без мачты в пучине океанской стихии не сумеет достичь мирного берега. Итак, Сын Божий воссядет одесную Бога только тогда, когда обретет Свой целокупный человеческий образ. Но мы знаем, что Он уже унаследовал эту Славу, следовательно, Христос воскрес во плоти, а не как дух.
"Веселый" забег в секту иеговистов
Для чего понадобилось Свидетелям Иеговы лжеучение о духовном воскресении Христа? Не тень ли это некоторого дуалистического восприятия мира? Возможно. Но скорее всего это нововведение в библейское богословие им необходимо для того, чтобы оправдывать свою ложную доктрину умирания человеческой души после смерти тела. Какая здесь взаимосвязь? Если Христос воскрес только духом, то естественно, не только тело, но и Его человеческая душа бесследно исчезли. А раз так, то тем более прекращают свое существование и человеческие души. Бес сомнения удар этого ложного учения направлен не только к подтверждению собственной лжи, но и для противоборства основному Таинству Церкви - Евхаристии. Ибо, если Сын Божий воскрес только духом, то все, что происходит на православной Литургии, есть недостойный спектакль и кощунственный самообман. Духовное воскресение Христа уничтожает все Таинства Господни , сводит бытие Церкви только к молитвенному общению с Богом, а не к благодатно-энергийному, и таким образом, отбрасывает нас из области Света Фаворского в тень скинии Ветхого Завета. Доктрина «Свидетелей Иеговы» зовет нас к колодцу Иакова и жертвеннику всесожжения, а не к Чаше Евхаристии. Христос для них не более, чем Существо, которое Бог отдал на растерзание людям, ради прощения последних. Да и само понимание Церкви искажается в сторону социального института. Смерть поглотила человеческое тело Христа, и мы уже не может называться, по слову апостола Павла, "Телом Христовым", ибо его нет. Мы становимся духовными христианами и все, что происходит с нами в Церкви, следует воспринимать теперь только на уровне морали и права. Естественно, что сердце не может принять подобного обмана. Человек жаждет причастия к Любви Божией, а не призыва к ней. Именно литургический опыт Церкви самым решительным образом свидетельствует о телесном воскресении Слова Господня. Но этот довод практически невозможно использовать в полемике с иеговистами, потому что доказать реальность человеческого Богопричастия в Таинстве Евхаристии на библейском материале не удается.
Если бы Христос воскрес, как абсолютно духовное существо, совлекши с себя прежний земной образ, то апостолы бы его просто не узнали. Архидиакон Стефан не воскликнул бы, что видит "Сына Человеческого, стоящего одесную Бога" (Деян.7,56), а сказал бы, что видит высшее ангельское существо, бывшее некогда Сыном Человеческим. Но может статься, он ошибся? Нет, ибо говорил «будучи исполнен Духа Святаго» (Деян.7. 55). Итак, Духом Святым первомученик Стефан провозгласил Христа человеком, достигшим Славы Бога Отца. Духовное Воскресение Единородного Сына не сообразуется со многочисленными утверждениями апостола: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, ЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС» (1 Тим. 2. 5), «открывшейся же ныне (благодати) явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и НЕТЛЕНИЕ через благовестие» (2 Тим. 1,10) (как Христос мог бы явить нетление через благовестие, если воскрес только духом? Ред.), «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8).
Когда бы Спаситель восстал духовно, то апостол не стал бы называть Его Иисусом Христом, ибо Иисус Христос - это Богочеловек «вчера и сегодня и во веки» пребывающий Силой Божией без изменения, так что, даже смерть не смогла внести никакой перемены в образ Его бытия. Каждый из апостолов в своих посланиях именует Сына Божия человеком - Иисусом Христом, подтверждая, таким образом, Его телесное воскресение. Косвенным свидетельством в пользу недуховного восстания Спасителя являются так же следующие стихи Слова Господня: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня ВОЗДВИГНУ ЕГО. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме ТЕЛА своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию, и слову которое сказал Иисус» (Иоан.2,19). Сын Божий не говорит о том, что он уничтожит или спрячет «храм Своего тела», но «воздвигнет», то есть воскресит, причем для апостолов слова Христа потвердели факт его телесного воскресения.
«Разве вы не знаете что тела ваши суть члены Христовы?» (1 Кор.6,15) Как мы можем быть «членами Христовыми», если у Христа нет тела? Мы можем быть членами Его тела, если члены Христовы единосущны нам. Наши члены не могут быть «членами тела» слона, рыбы или ангельского существа, но только человеческого, следовательно, если мы члены тела Сына Божия, то Его тело подобно нашему. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5. 17). Что же «во Христе» я становлюсь духовным существом? Нет, я остаюсь человеком, следовательно, и Христос Человек. Если я облекаюсь в Первообраз, то становлюсь образом Первообраза. Если облекшись в Него, я не утрачиваю человечности, то мой Первообраз так же человечен и имеет все, что имею я- тело и душу. «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2, 14-15). Упраздняя воскресшую плоть Христа «Свидетели Иеговы» вновь полагают вражду и воздвигают преграду между Ветхим и Новозаветным народом. А лучше сказать, одно тело Народа Божия рассекают на части мечом суемудрия.