Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

triesvat04

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Дорогие братья и сестры!

Сегодня память трех великих святителей: иерархов Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, живших в самом начале христианской эпохи, в IV — V веке,

и оставивших нам множество своих прекрасных трудов — монашеских уставов, поэтических сочинений. Эти труды составляют духовную сокровищницу святой Матери нашей Православной Церкви, и не потеряли ни в малой степени своей актуальности до сегодняшнего дня.

Литургию св. Василия Великого совершают десять раз в году. Литургию св. Иоанна Златоуста совершают в остальные дни года, за редким исключением. В отдельных монастырях и храмах совершается литургия святого Григория Богослова, но больше мы его помним по проповедям церковным, которые легли в основу многих церковных песнопений. Мы поём их на праздники, на Пасху, Рождество.

Но вспоминаем мы их, конечно же, не только за то, что они более полторы тысяч лет назад что-то написали, пусть даже и невероятно достойное и прекрасное. Вспоминаем мы их, прежде всего, потому, что они несли людям свет. Свет истинный, свет подлинный, свет Христов. И не случайно на их память сегодня положено вот это вдохновляющее Евангельское чтение, вразумляющее и обличающее нас (Мф., 11 зач., V, 14-19).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Этот текст мы читаем как молитву при облачении в священные одежды. Когда облачают посреди храма архиерея, протодьякон читает её возгласно.

Эта молитва напоминает нам о том, что мы, в первую очередь, должны быть проводниками света. Не угрюмости, не злости, не обиженности на весь мир, не упреками к Богу мы должны «светиться». «Ах, Господи! почему в этом мире все не по справедливости, а не пойми как? Ах, Господи! почему ты милуешь недостойных, а достойных, (подразумевается, нас, достойных) ты не милуешь? Почему в жизни других людей так мало скорбей, а в нашей так много?»

Но Церковь Христова напоминает нам, что свет должен быть в нашей душе. Свет, который не зависит от времени дня, свет, который не зависит от освещенности. В русском языке тут очень красивая игра слов «святость» и «свет»: мы называем епископов — угодников Божиих — «святитель». Эти святители, то есть люди освященные, несущие святость настолько, что через них должен проходить свет Христов. И тогда они действительно являются учениками Христовыми.

Эта святость — не какая-нибудь особенная намоленность. Это не какое-нибудь особенное соблюдение постных предписаний, или особые подвиги и молитвы. Святость – это как раз и есть чистота души, которая позволяет нам проводить сквозь свою душу свет Христов.

Когда Христос проповедовал, многие Его упрекали в том, что Он проповедовал что-то новое, необычное, неожиданное для иудеев. Мы не слышим эти вопросы, но ответ Христов слышим. И этот ответ полезен каждому из нас. Христос пришел для того, чтобы исполнить закон, а не разорить его.

Но тут мы с вами вправе удивиться. Мы же с вами не соблюдаем, и не обязаны соблюдать иудейские, ветхозаветные, талмудические предписания. О каком же законе идет речь? Здесь говорится о том законе, который был дан Моисею, то есть 10 заповедей. И ни одну из этих заповедей не пришел нарушить Христос. Он лишь дополнил их учением о любви и милосердии.

И нам с вами дорогие братья и сестры, как ученикам Христовым, не стоит нарушать этот закон. Конечно же, стоит потрудиться над своей жизнью так, чтобы эти заповеди в нас засияли, чтобы мы вместе с пророком Давидом могли сказать: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». «Оправдание» – в переводе с церковно-славянского — праведность, как следствие соблюдения закона, заповедей Божиих. «Благословен еси, Господи», то есть «прославляю тебя Господи, что Ты научил меня своей праведности, своему закону!»

И вот тогда буква закона перестает быть просто буквой, а становится пламенеющим духом. И вот тогда, по молитвам святых угодников Божьих, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, мы хоть в малой мере, но исполним предназначение своей жизни, которое заключается в том, чтобы самому стать светильником и святости, и света. Аминь.

 

источник - http://osiluan.ru/12-fevralya-2015-goda-pamyat-trex-svyatitelej-tekst-propovedi-na-liturgii/