Дети, поздравляем вас с сегодняшним праздником тихим, как зимнее вятское утро и великим, как Солнце, восходящее над святым градом Иерусалимом. С праздником Введения во храм Божией Матери! Три года назад у старца Иоакима и старицы Анны родилась девочка Мария, будущая Матерь Божия. В день ее рождения родители пообещали отдать свою дочку на воспитание при Иерусалимском храме. Три года пролетели, как один день. Семейное счастье было безмерным.
Однажды, ближе к назначенному сроку родители поведали своей подросшей дочке, как они плакали и переживали, когда у них не было ребеночка, как они молились Господу о даровании детей, как они из последней крайности решились дать обет Богу, что если родится дитя, то они посвятят его Создателю мира и душ людских. А что, ответила Мария на слезный рассказ родителей? Может быть, она сказала: « Мамочка, папочка, а как же меня не спросили? А вдруг я не захочу быть отданной Богу по вашему согласию? Нет, я вас, родители мои дорогие, никогда не оставлю, нет, нет, нет, даже и не думайте!»
Дети, поздравляем вас с сегодняшним праздником тихим, как зимнее вятское утро и великим, как Солнце, восходящее над святым градом Иерусалимом. С праздником Введения во храм Божией Матери! Три года назад у старца Иоакима и старицы Анны родилась девочка Мария, будущая Матерь Божия. В день ее рождения родители пообещали отдать свою дочку на воспитание при Иерусалимском храме. Три года пролетели, как один день. Семейное счастье было безмерным. Однажды, ближе к назначенному сроку родители поведали своей подросшей дочке, как они плакали и переживали, когда у них не было ребеночка, как они молились Господу о даровании детей, как они из последней крайности решились дать обет Богу, что если родится дитя, то они посвятят его Создателю мира и душ людских. А что, ответила Мария на слезный рассказ родителей? Может быть, она сказала: « Мамочка, папочка, а как же меня не спросили? А вдруг я не захочу быть отданной Богу по вашему согласию? Нет, я вас, родители мои дорогие, никогда не оставлю, нет, нет, нет, даже и не думайте!»
Дети, что такое эти 15 храмовых ступеней? Это вся наша жизнь! Если мы будем так же слушаться маму, папу, бабушку, и дедушку, других ближнестарших, то нам будет легко подниматься по жизненным ступеням к Богу, не затруднительно наследовать Вечность! Праздник Введения относится до каждого из нас. Мы тоже ходим по разным дорогам земли: ходим налево, ходим направо, ходим в магазины, ходим в театры, ходим в школу, ходим и проходим вдоль и поперек весь земной шар. Строим дороги железные, прокладываем дороги воздушные, даже под землёй мы роем дороги. И дорог этих с каждым годом на земле становится всё больше и больше, так что скоро весь мир будет одной сплошной дорогой. Но эти дороги они как расположены на земле? Они извиваются, они идут во всех направлениях!
Дети, что такое эти 15 храмовых ступеней? Это вся наша жизнь! Если мы будем так же слушаться маму, папу, бабушку, и дедушку, других ближнестарших, то нам будет легко подниматься по жизненным ступеням к Богу, не затруднительно наследовать Вечность! Праздник Введения относится до каждого из нас. Мы тоже ходим по разным дорогам земли: ходим налево, ходим направо, ходим в магазины, ходим в театры, ходим в школу, ходим и проходим вдоль и поперек весь земной шар. Строим дороги железные, прокладываем дороги воздушные, даже под землёй мы роем дороги. И дорог этих с каждым годом на земле становится всё больше и больше, так что скоро весь мир будет одной сплошной дорогой. Но эти дороги они как расположены на земле? Они извиваются, они идут во всех направлениях!
Вот в том-то и дело! Когда-то на Святой земле все дороги вели к Иерусалимскому храму. А сейчас большинство дорог ведет только к другим дорогам! И только малое число из них по прежнему приводит к храмовым ступеням. Одна из этих дорог лежит от православного детского садика до нашего храма Иоанна Предтечи, другая от нашего храма до иных вятских храмов. Дорога непременно должна завершаться у ворот храма. Но сегодня дороги лежат горизонтально, и люди растерянно по ним ходят туда – сюда, туда – сюда. Как белка в колесе крутятся, крутятся по дорогам, крутятся. Говоря красивым языком – изнемогают душами на этих дорогах, страждут и даже умирают. И вот только тогда, когда человек найдёт правильную дорогу, через послушание Божьему Закону и призыву благодати Святого Духа, он приблизится к храму и увидит свои «пятнадцать духовных ступенек». Что такое ступеньки? Это тоже дорога, Путь истины.
Вот в том-то и дело! Когда-то на Святой земле все дороги вели к Иерусалимскому храму. А сейчас большинство дорог ведет только к другим дорогам! И только малое число из них по прежнему приводит к храмовым ступеням. Одна из этих дорог лежит от православного детского садика до нашего храма Иоанна Предтечи, другая от нашего храма до иных вятских храмов. Дорога непременно должна завершаться у ворот храма. Но сегодня дороги лежат горизонтально, и люди растерянно по ним ходят туда – сюда, туда – сюда. Как белка в колесе крутятся, крутятся по дорогам, крутятся. Говоря красивым языком – изнемогают душами на этих дорогах, страждут и даже умирают. И вот только тогда, когда человек найдёт правильную дорогу, через послушание Божьему Закону и призыву благодати Святого Духа, он приблизится к храму и увидит свои «пятнадцать духовных ступенек». Что такое ступеньки? Это тоже дорога, Путь истины.
Дорога не горизонтальная, дорога не в кино, дорога не к другу, а Путь наверх, Путь к Богу. Эта дорога больше всего напоминает лестницу патриарха Иакова, которую он духовно созерцал по пути в Вифиль. Событие это произошла за много столетий до рождения родителей Богородицы. Устав от долгого пути юноша Иаков, возлёг на землю, положив под голову камень. Он быстро уснул и увидел в духовном сне сияющую дорогу. Она спустилась к его изголовью прямо с Неба. Он созерцал, как по этой дороге Ангелы Божии восходили и нисходили, а на самом ее верху восседал Господь Бог в «громокипящей славе» Божества. И понял Иаков, что ему открылась главная дорога в его жизни!
Что же происходит с нами? Вы такие чистые, такие юные, а вам, к сожалению, только бы дали воли подурить, да подразниться, позавидовать, да поиграть – ничего серьёзного, ничего настоящего не касается ваших сердец. Вы запротестуете: «Это же Матерь Божия, а мы что? Мы грешные вятские детишки, что с нас взять?» Протест отклоняется. Есть у меня книжка. Автор её Михаил Пселл. Пселл – это греческая фамилия, а имя у него Михаил. Когда ему исполнилось 10 лет, он знал наизусть всего Гомера, две его величайшие поэмы «Одиссею» и «Илиаду». А это очень длинные поэмы, каждая из них в полтысячи строчек! Кто-то из вас знает хоть строчку из Гомера? Да, верно, вы про него и вовсе не слышали?
Что же происходит с нами? Вы такие чистые, такие юные, а вам, к сожалению, только бы дали воли подурить, да подразниться, позавидовать, да поиграть – ничего серьёзного, ничего настоящего не касается ваших сердец. Вы запротестуете: «Это же Матерь Божия, а мы что? Мы грешные вятские детишки, что с нас взять?» Протест отклоняется. Есть у меня книжка. Автор её Михаил Пселл. Пселл – это греческая фамилия, а имя у него Михаил. Когда ему исполнилось 10 лет, он знал наизусть всего Гомера, две его величайшие поэмы «Одиссею» и «Илиаду». А это очень длинные поэмы, каждая из них в полтысячи строчек! Кто-то из вас знает хоть строчку из Гомера? Да, верно, вы про него и вовсе не слышали?
А мальчик Михаил знал наизусть всего Гомера в третьем классе! И даже мог комментировать поэмы, толковать, рассказывать: почему это здесь у автора такая песня, а здесь другая вставлена? Когда он вырос, то стал знаменитым богословом и философом. Он написал множество замечательных духовных книг. Почему же так происходит? Да потому, что мы, в основном, суетливо ходим, мелко семеним по дорогам земным, и даже на эту первую ступеньку Божью встать не решаемся. Но не будем унывать и подводить итоги жизни! В ваши юные годы это смешно и неразумно! У вас ещё всё впереди. С помощью Божией, вы встанете на первую ступеньку. И уже с этой первой ступеньки будут вам видны все земные и небесные дороги. Потому что через сердце человеческое проходят Пути низшие и высшие.
Когда Бог просветит сердце, тогда вы сможете наизусть не только всего Гомера выучить, вы приохотитесь, и все учебники выучите наизусть – и по математике, и по русскому языку, и по церковно-славянскому, и особенно, учебник по физкультуре будете знать «на зубок». Перед вами, ребята, откроется весь дивный прекрасный мир со всеми его дорогами, со всеми его храмами, со всем его счастьем земным и небесным. От вас потребуется только одно: дойти до храма, доползти, добежать, изо всех сил дотянуться до первой ступеньки! Если сами не можем – попросить, чтобы нас донесли, на закорках дотащили, как расслабленного до Силоамской купели, до храма Божьего. Чтобы мы поднялись по ступеням, вошли в храм и не мудрствуя, сказали: «Вот, Господи, теперь я радостен и крепок душой, теперь я надеюсь войти в жизнь вечную. И всякое душевное и телесное свое праздношатание, разгильдяйство, лентяйничанье, насмешничество, шалопайство, расхлябанность, невнимательность, небрежность, бездельничанье, несобранность и мою вятскую привычку не делиться с ближним сердцем своим, я Господи, оставляю навсегда».
Когда Бог просветит сердце, тогда вы сможете наизусть не только всего Гомера выучить, вы приохотитесь, и все учебники выучите наизусть – и по математике, и по русскому языку, и по церковно-славянскому, и особенно, учебник по физкультуре будете знать «на зубок». Перед вами, ребята, откроется весь дивный прекрасный мир со всеми его дорогами, со всеми его храмами, со всем его счастьем земным и небесным. От вас потребуется только одно: дойти до храма, доползти, добежать, изо всех сил дотянуться до первой ступеньки! Если сами не можем – попросить, чтобы нас донесли, на закорках дотащили, как расслабленного до Силоамской купели, до храма Божьего. Чтобы мы поднялись по ступеням, вошли в храм и не мудрствуя, сказали: «Вот, Господи, теперь я радостен и крепок душой, теперь я надеюсь войти в жизнь вечную. И всякое душевное и телесное свое праздношатание, разгильдяйство, лентяйничанье, насмешничество, шалопайство, расхлябанность, невнимательность, небрежность, бездельничанье, несобранность и мою вятскую привычку не делиться с ближним сердцем своим, я Господи, оставляю навсегда».