Известно, что, по словам святителя Григория Богослова, у греков при общем богословско-созерцательном направлении склада души народа оборотной стороной этого было пустословие о высоком. Известна фраза святителя, что нельзя на рынок прийти рыбу купить, чтобы не услышать рассуждения о двух природах и о соотношении ипостасей. У нас у русских людей такой склонности к богословию до возникновения эпохи интернета никогда не было. Но была склонность скорее к священному, возвышенному, воцерковленному бытию и быту одновременно, в котором бы все соединялось в Церкви, все было бы церковно и мудро устроено. Книга «Домострой» в этом смысле очень показательная.
Но оборотной стороной нашей русской веры часто становится обожествление до крайности обряда и всего, что связано с буквой. Покойный профессор Московского Университета Андрей Козаржевский любил говорить на своих лекциях, что если в храме священник вдруг скажет не «Отче наш», а «наш Отче», то его могут посчитать еретиком. Поэтому у нас и произошел в свое время старообрядческий раскол на почве обрядоверия, чего, например, у греков и представить невозможно.
С другой стороны, святитель митрополит Филарет Московский повторял, разве нужно колебать то, что прочно стоит? Ведь перестроение можно обратить в разрушение. Вспомним апостольское: «к свободе призваны вы братья», но не к неразумному произволу.