История возникновения храма
Первый храм на этом месте был основан в IV веке во время правления императора Константина. По свидетельству блаженного Иеронима (342—420), в годы его жизни в Палестине (с 38-х гг. до самой кончины) в Назарете существовало два храма, посвященных Благовещению: один на месте Благовещения Аргангелом Гавриилом и другой где жило святое семейство. Эти свидетельства подтверждает в своем рассказе «о Святых местах» (около 670 г.) западный паломник Аркульф. Также эти сведения сообщает в одноименном сочинении (около 720 г.) Беда Достопочтенный. Западный святой Виллибальд (около 723—726 гг.) свидетельствует о двух церквях, добавляя при этом, что со стороны сарацин были покушения разрушить церковь над источником.
Рисунок разрушенного храма над источником
Однако впоследствии мусульмане разрушают храм и в воспоминаниях западного паломника Зефульфа, посетившего Святую Землю в 1102—1103 гг., сам Назарет описывается опустошенный сарацинами, а источник окружен только колоннами и плитами. О «круглой церкви» на этом месте, украшенной колоннами и мрамором, свидетельствует игумен Даниил — русский паломник, посетивший Святую Землю в 1106 году. Об источнике, бьющем в церкви, вспоминает паломник Фока в 1177 году. Султан Бейбарс в XIII веке уничтожил все храмы города.
Центральный предел церкви Благовещения
Современная церковь была построена в 1750 году при значительной помощи из России. Источник Пресвятой Богородицы находится в глубине этого храма в отдельном притворе с устроенным над ним престолом. В нём используются элементы более древних сооружений. Над источником — почитаемый образ «Благовещение у кладезя». На пожертвования одного из греческих купцов, мастером Андреем в 1767 году, был изготовлен резной позолоченный иконостас из дуба.
Помещения церкви во 2—й половине XIX века приходят в запустение и ветхость. В конце XIX века, при содействии Императорского Православного Палестинского Общества храму были собрана необходимая сумма для ремонта и обновления храма. Обществом храму Благовещения были пожертвованы: золотая лампада, помещенная над местом Благовещения и иконы Благовещения и Целования Пресвятой Богородицы и св. Прав. Елизаветы, выполненные начальником Троице-Сергиевой иконописной мастерской — иеромонахом Симеоном.
Роспись в церкви
Престол с сенью в Церкви Благовещения
Переход к источнику Девы Марии
Фреска Благовещения над источником
Источник Пресвятой Богородицы
Убранство церкви Благовещения
фотографии из личного архива А. Антонова