Храм Вятки с 300-летней историей

28780

Родился будущий святой в деревне Корякинской близ села Бобино недалеко от г.Хлынова в 1578 году в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых. Родители часто брали с собой сына в поле, где однажды с ним случилась беда. В возрасте 12 лет, он ехал верхом на лошади. Внезапно налетела буря и раздался сильный удар грома. Юноша упал с лошади на землю и лежал, как мертвый. Родители принесли его домой и просили помощи у святителя Николая, скорого помощника в бедах. Вскоре отрок пришел в себя, но вел себя как безумный – «начал ризы своя на себе терзати и повергати на землю и ходити наг». Тогда родители отвели сына в Успенский монастырь к преп. Трифону, который окропил его святой водой и силой молитвы исцелил. 

Вскоре после этого Прокопий, по благословению родителей, перебрался в г.Слободской, где в течение трех лет нес различные послушания при Екатерининской церкви. Когда же ему исполнилось 2о лет и родители задумали женить сына, Прокопий, взыскуя другой жизни, покинул родной дом и ушел в г.Хлынов, где по церковному преданию испросил у преп. Трифона благословение на подвиг юродства. Взяв иго юродства, он нес его в течение 30 лет до самой смерти – терпел скорби самолюбия, язвимого то насмешками, то бранью, холодностью людей; до смерти заставлял страдать плоть свою и от недостатка пищи и от перемен погоды. При этом святой всячески скрывал от людей свое подвижничество. Только его духовник, священник Иоанн из храма Вознесения Господня, знал его лучше, чем другие – именно ему подвижник исповедовался и здесь еженедельно причащался Святых Христовых Тайн. Своей кротостью, смирением, нестяжанием он духовно лечил гордых и своенравных жителей г.Хлынова. 
Святой Прокопий блаженно почил 21 декабря 1627 года и был погребен в Трифонове монастыре, недалеко от преп. Трифона Вятского. Его мощи почивают под солеей в южной части Успенского собора. Почитание святого блаженного Прокопия началось уже вскоре после его кончины, но особую известность приобрело после того, как 3 марта 1666 года по его молитвам и молитвам преп. Трифона Господь подал исцеление жительнице Слободского уезда Марфе, долгое время страдавшей от тяжелого недуга – накануне святые явились женщине в видении и обещали ей выздоровление. В конце XVII века было составлено житие святого.

Праздничное назидание

Если мы вспомним, как строился храм в Ветхом Завете, первый храм Иерусалимский, то мы будем очень удивлены, что его образ (именно образ!) строительства отличался от современных способов возведения высотных религиозных  зданий. На стройке царила полная тишина, не было произнесено ни одиного слова, ни одного удара железным кайлом или стамеской не было слышно - совершенная иссихия (духовное безмолвие) храмоздательства. Символ тихого, негордого, «утопающего в безвестности» рождения Сына Божьего в Вифлееме. Каменные глыбы, которые подвозили  к строительной площадке храма, не имели нужды в  подгонке. Они подходили друг к другу идеально, так что даже (по свидетельству древних историков), невозможно было просунуть тонкое лезвие ножа между двумя прилегающими камнями. Камни были белого цвета, и они созидались в карьерах далеко от места воздвижения храма. Камни вытесывали искуснейшие каменотесы. Каждый камень был синергическим с Богом произведением искусства. Его поверхность была настолько гладкой, усердно выделанной, что всякий, кто видел эти каменные блоки на строительной площадке, смотрел на них с благоговением не только потому, что из них  храм поднимался к небу, но и потому, что видел, какой великий труд был затрачен на изготовление одной такой небольшой каменной глыбы. Можно было провести языком по  ней  и не ощутить ни единой неровности. Она была гладкой, как зеркало.

 3ea5759dfc33

Ветхий Завет глубоко символичен. Святые Отцы толковали события Ветхого Завета преимущественно прообразовательно. Когда они символически раскрывали этапы строительства храма Соломона, то всегда утверждали, что храм воздвигается  для славы Господней и последующей за ней «радости и ликования» сынов Божиих.  Но вот что удивительно. Как ни прекрасен один камень, как бы мы не считали его древним произведением искусства, сколько бы на него не было затрачено трудов, он остается камнем. Камнем, которым «зиждущие» храм могли бы и пренебречь. Другой мог бы найтись. Сам по себе  - один камень ничто. Только когда камни «сочетаваются» вместе получается прекрасный и величественный храм. Символы не запредельны. Они ограничены земной точкой  символизирования. Поэтому мы, отрешившись от преходящих «прообразов и теней», последуем дальше.

 vse_sviatye

Каждый из святых, просиявший в нашем мире, есть белоснежный святой камень, утвержденный в основание Церкви. Все эти «живые камни» крепко прилегают друг к другу, так что даже «первый вздох младенца» не может проницать их монолитность.  Но как бы ни была прекрасна душа святого, какие бы «муки и подвиги» он не претерпел за Христа, только,  когд «все святые» соборно «правят слово Истины», когда между ними есть соборность, особое духовное «содружество» в  благодати Святого Духа, только тогда  «все святые» являют духовный храм Церкви Христовой  или, лучше сказать, Тело Христово. 

Мы вглядываемся в эти камни. Смотрим на преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Дмитрия Солунского, преп. Трифона и блаженного Прокопия Вятского, память которого сегодня празднуется.  Каждый из нас восхищается «белоснежной гладкостью» этих камней. И было бы страшно и неуютно жить в мире только среди Платонов, Аристотелей, Еврипидов; среди Ньютонов и Паскалей; среди других знаменитых художников, писателей и поэтов минувших  времен. Святых среди них не было.

   t0GLVTpzk2o

Представьте наш мир без святых. Насколько ж тогда наше понимание, наше представление о человеке будет принижено и оболгано.  Именно святые дают нам возможность увидеть не только предназначение человека, но даже более того, святые дают нам возможность созерцать непостижимую глубину и славу, которую Бог дарует человеку. Именно в святых мы видим своеобразие, неповторимость и уникальность каждого человека. Именно они открывают нам смысл нашего земного существования, его цель и способы достижения «Царства Божьего», а не художники, не писатели, не ученые Ветхих эпох.

prazdnik_den_vseh_svyatih  

Каждый из нас сможет приобщиться к Живому храму Божьему, к «Телу Христову» только в личном духовном труде. Когда внутренние тучи разойдутся, и засияет радуга над нашим сердцем, мы восчувствуем нерукотворный храм Церкви Христовой. И это будет такая же бесконечная радость, как если бы человек увидел множество камней, приготовленных для строительства Храма Соломона, а потом лицезрел бы сам Храм, построенный из этих святых камней: «город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр. 2,5).