Храм Вятки с 300-летней историей

kappadokiya_8532

Общий смысл праздника Вознесения Господня. 

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа благодатное присутствие Сына Божьего сохраняется в таинствах Церкви. Главным следствием Вознесения Господня стала возможность участия человеческой природы в Божественной жизни. Видение первомучеником Стефаном Иисуса Христа, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян. 7: 55-56), говорит о том, что человеческая природа вознесшегося Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь победил смерть и сделал человеческую природу «равночестной и сопрестольной» Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30). 

Краткая история  праздника 

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян. 1: 9-11). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа. Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49) Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеонскую (Деян. 1. 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух в огненных языках (Деян. 2: 1-4). 

1371104361_voznesenie

До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не один праздничный день. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне. В Вознесении Спасителя, которое полагает конец Пасхи, уже кроется возвещенное Ангелами обетование непреходящей вневременной Пасхи, которая и есть Второе пришествие Христово. 

На всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен во славе как  Судия и Царь всей вселенной. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор — Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в одеждах, просветлённых золотыми лучами. Обе руки Его подняты для благословения. Образ Спасителя заключен в разноцветные круги, представляющие собой небесную сферу, наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным.  Изображение Христа является Солнцем правды, восходящим над землей. 

5_1337774851

Благовестие праздника 

До Своего Воскресения Сын Божий сошел во ад, после сорокадневных воскресных событий Он взошел на Небо. Вознесение – одна из спасительных ступеней к Таинству Пятидесятницы. Прежде сошествия Духа Святого необходимо было Христу  в Себе «соединить расстоящиеся естества»: землю и небо, мир человеческий и мир ангельской славы, временную энергию  и эон вечной жизни. Крест Христов соединил всю видимую и невидимую вселенную. «Мы изумляемся, - пишет преп. Максим Исповедник, - видя, как конечное и бесконечное, вещи, которые обоюдно себя исключают и не могут быть смешаны, оказываются в Сыне Божьем, соединенными и взаимно одна в другой проявляются». 

Вознесение не есть исключительно отдельный праздник, он есть конечная сингулярная точка Воскресения. Альфа - начало воскресения. Омега - завершение. Переход (Пасха) одной живой системы к другому качественному состоянию этой же системы. Вознесение это не переход из одного материального мира, «грубого и толстого» в мир тонкий, "эфирный" как писали в 19 веке. Это исход одного Человека (пока одного, как сформулировал святитель Иоанн Златоуст «Начатка от начал») "Одесную Бога отца", в сферу действия Божественных энергий по типу соединения Халкидонского догмата, где до этого не было места тварной материальности, даже и безгрешной. Вознесение Христово – было не легким благоуханным восхождением подобным воспарению лебединого перышка. Оно осуществилось, как взлет космического корабля со стартовой площадки, так что даже камень на месте Вознесения оплавился от мощного воздействия нетварных воскресных сил, возносящих Христа на небо.  "Стопочка" Христа на месте Вознесения с 70-й размер. 

Не отрыв Христа от земного мира мы отмечаем в праздник Вознесения, а мощное соединение нашей временной реальности с Божественным Бытием. Оплавленная стопа Христова красноречиво показывает нам какое поистине нечеловеческое усилие понадобилось для этой вселенской вечной интеграции. Именно поэтому - Богочеловек Иисус Христос не возвратился в наш земной перстный мир, а послал Иного Утешителя. Возвращение Сына Божьего станет возможно уже только «во славе и силою многою» в пределах не нашего тварного космоса, а когда будет «новая земля и новое небо, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.  И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 21. 1 и 22. 3-5).

 стопочка Христа

Левая «стопочка»  Христа на горе Елеон. Правый отпечаток стопы утрачен. 

Вспомним евхаристический призыв: «Горе имеем сердца». Смотря вверх, человек не может заниматься ничем земным, он даже шага в этот момент ступить не может. Но эта остановка, молитва, стояние в Духе, суть не бесполезная трата времени, а «час души», «точка сборки», собирания, соединения с Богом. В этом единении человек обретает главное – ясный взгляд и понимание своего земного спасительного пути. Мудрого "горнего" понимания нам ежедневно и не хватает так что, «в поте лица своего» совершая  непрестанно тысячу дел, мы не делаем по сути ничего по-настоящему нужного и остаемся, в конце концов, у «разбитого корыта». К этой благодатной остановке, к необходимости «воззриться горе», обратить свой внутренний взор к Богу и призывал нас Господь, возносясь на Небо и произнося удивительные вдохновляющие слова: «Се Аз с вами есть до скончания века». Вознесение это не удаление, не разрыв, а призыв к преображению, к собственному деятельному восхождению к Богу, в Его Царствие!

__20110102_1454381501