Храм Вятки с 300-летней историей

 

слепой 5

Общий смысл недели о слепом

Однажды Господь Иисус Христос увидел слепого, просящего милостыню. На вопрос учеников, предваривший исцеление, кто согрешил, он или его родители, Христос отвечал, что "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру" (Ин.9,3-5). Сказав это, Господь сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: "Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый".

Слепорожденный исцелился по слову Господню и стал свидетельствовать о Христе. Тогда первосвященники, старейшины иудейские стали выпытывать у бывшего слепого: «Кто тебя вылечил и действительно ли ты был раньше слепой?» Они  подвергли допросу даже его родителей. Получив убедительные ответы от самого слепорожденного и от его родителей старейшины сделали вывод: "Не от Бога этот Человек" (Ин.9,16) Но прозревший возразил: "Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего" (Ин.9,33). Законники окончательно были выведены из себя такими словами, и выгнали бывшего слепца. На вопрос Христа, верует ли он в Сына Божия, Которого видел и слышал, прозревший человек сказал: "Верую, Господи! И поклонился Ему" (Ин. 9.38).

слепой 2

На примере слепорожденного, исцеленного Иисусом Христом, Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3,23), а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца поучает, что просветитель истинный – один Господь, и только в свете Его любви можно узреть истинный и спасительный свет.

Воскресное назидание

«Кто согрешил он или родители его, что он родился слепым?» (Ин. 9.2) Вопрос учеников можно поставить иначе: «Почему человек так мучительно приходит в мир? За чьи грехи каждый из нас страдает при рождении?» Господь отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9. 3). «Дела Божии» - это не чудеса или исцеления от болезней, и даже не воскрешение умерших. Они превосходят всякое человеческое разумение: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин.17 4). «Дела Божии» - это вся земная деятельность Христа, включая Крест и Воскресение, по избавлению человека от смерти, греха и власти инфернального.

слепой ангел

Христос учит, что «крестные муки» каждого человека с рождения обусловлены не плохой «кармой поколений», не родовыми звеньями греха, не личными падениями отца и матери, ни какой либо другой индивидуальной эмпирической виной, укоренной в общем бытийном строе. Никто «не согрешил» в причине наших страданий. Их неизведанность в земных пределах навсегда останется неизведанной. Судьбы Божии таинственны и недоступны человеческой дедукции. Единственное, что открыто людям – боль и скорби послужат для славы, «которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.  Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2: 8-10).

После допроса  старейшины выгоняют бывшего слепца из своего собрания. Человек прозрел и оказался в растерянности среди тысяч жизненных дорог. Какая из них единственная моя? Христос Сам «услышав, что выгнали его вон» (Ин. 9. 35) находит слепца и поставляет его на спасительный путь вопросом: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Сын Божий не указывает исцеленному точный вектор жизни, но оставляя место для проявления свободы человеческой, вопрошает его. Бывший слепец, уже догадываясь, для верности спрашивает: «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»  Господь открывается ему без обиняков и тогда прозревший исповедует: «Верую, Господи! И поклонился Ему». Глагол «поклонился» употреблен евангелистом не в значении поклониться в знак признательности за исцеление. Бывший слепец поклонился Христу «в духе и истине», как Сыну Божьему.

слепой 3

Христос разрешил от  бремени «темноты» не одного слепорожденного, почему же  в шестое воскресение после Пасхе, вспоминается именно его исцеление? Оно возведено Церковью в  общий символ  духовной «слепорожденности» всего человечества. Каждый человек «в беззакониях зачат был» и родился «во грехах»  духовно-бытийно незрячим, совершенно не способным видеть подлинные основания жизни. Смысл всех вещей покрыт для всякого рожденного тьмой земных преходящих феноменов. Но будучи «слепорожденным» человек в отличие от физического слепца даже не догадывается об этом.

Представьте, если бы слепые люди считали себя полноценно воспринимающими реальность. Они бы ездили на особым образом устроенных сенсорных автомобилях, прокладывали газопроводы, строили дома, сажали картошку, устраивали грандиозные вибрационно-звуковые шоу, плавали по океанам, используя тактильные радары, читали бы книги, набранные рельефным шрифтом, «смотрели» бы картинки в интернете на брайлевском дисплее, использовали бы электросонары для ориентирования в пространстве и разные другие технологические ухищрения для осуществления своих жизненных планов и желаний.

клаватура длся слепыхБрайлевская клавиатура для слепых

Слепое человечество, если бы ему открыли ущербность осязаемой и слышимой действительности, искренне не поверило бы в свое несовершенное постижение космоса. Оно  посчитало бы такое утверждение злой выдумкой, лживым поклепом на человеческую полновесную когнитивность и никогда не согласилось бы, что большинство бед и несчастий, обдержащих человека на земле,  происходит по причине физической слепоты. Должна была бы появиться целая группа новозрячих людей, убедившихся на опыте в своей бывшей мнимой полноценности и способных других сделать видящими, чтобы пошатнуть уверенность человечества в своей  окончательной предельности постижения  реальности.

дисплей для слепых

Компьютерный дисплей для слепых

Подобная группа «прозревших» людей в истории человечества появилась во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме примерно в 34 году первого тысячелетия и стала именоваться Христовой Церковью. Изменения происшедшие с апостолами в этот день не объяснить никакими усвоенными нравственными императивами или духовными упражнениями по самосовершенствованию. Их новая «зрячесть» всецело был дар Святого Духа, как итог спасительно «Дела» Спасителя мира. Из дверей Сионской горницы вышли уже не «слепые вожди слепых», не робкие ученики небольшой Христовой общины, а «апостолы разноплеменных языков», бесстрашные свидетели и проповедники «приблизившегося Царства Небесного», имеющие власть «вязать и решать», готовые обойти с Евангельской вестью все концы вселенной. Устроением воскресения о слепом Церковь  утверждает, что человек прошедший мимо Христа духовно слеп. Он натыкается на жизненные преграды, падает на ровном месте, бьется лбом о стену, совершает очевидные нравственные ошибки, но не постигает, что причина его сокрушений, злободневных «синяков и шишек» есть духовная незрячесть.

Но может быть мы только наполовину слепы или лучше сказать, немного плохо видим, у нас всего лишь экзистенциональная близорукость? Евангелие категорично – «слепорожденные!» Нельзя родиться наполовину или  быть крещеным на одну вторую. Подобным же образом невозможно видеть, постигать свое сердце и мир «наполовину». Реальность в своем духовном устроении познается целиком, в едином акте небесного видения. Это значит постигать каждый земной феномен в Свете Христовом, не смешивая познание с «тьмой дорогих низких истин», как терминологически точно говорили Святые  Отцы с «плотским мудрованием».

B-Touch - тот же iPod

      Телефон для слепых

Мы думаем, что постигаем подлинные глубины жизни, что мы видим внешний мир и свой внутренний душевный космос такими, какими они являются на самом деле. До Таинства Пятидесятницы так думали и апостолы. В самообмане жить легче. В нем запросто можно дотянуть до гробовой крышки, но, когда она захлопнется, человек поймет, что он ничего в своей  жизни не понял и тыкался во все жизненные углы, как слепой котенок, а выход-то был совсем рядом, храм-то стоял на соседней улице.

Евангельское повествование об исцелении слепорожденного учит нас многому. Мир в подлинных своих основаниях познается только целостно, плиролистично, необходимо духовно, «свыше» прозреть, чтобы  «увидеть» мировые взаимосвязи, правильную иерархичность земных форм, явлений и обстоятельств, сердце свое и самое главное – собственный спасительный путь в Царство Небесное.  Познание мира и себя неотделимо от познания Бога. Оно осуществляется через Сына посредством  пятидесятнических даров Святого Духа. Подлинное познание совершается не одиноким «плотяным» интеллектом, а верой, основанной на личной встрече со Христом, как это произошло со слепорожденным.

Царство Божие – это Царство зрячих людей. Все  духовные таланты святых – прозорливость, чудотворения, сверхъестественная эмпатия, целительство, непобедимая радость, надмирная мудрость, суть подлинного видения мира-вселенной во Христе. Везде и во всем святым виделась зиждительная и животворящая сила Сына Божьего. Красноречивый пример духовной зрячести явила в двадцатом веке блаженная Матрона Московская. Она родилась слепой и до конца жизни ее глаза были неспособны к видению света. Больше того. Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как если бы человек сильно зажмурился. Однако, еще в детстве Господь даровал ей таинственное духовное зрение. В ее житие сказано: «В младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

Блаженная матрона

Икона изображает человека, преображенного Духом Святым во плоти.
На иконе слепая блаженная Матрона явлена зрячей - духовно видящей. 

Девочку Матрону часто дразнили дети, даже издевались над нею: они стегали ее крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает; сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она на ощупь выбиралась оттуда и брела домой. Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда сидела дома.  С восьмилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. Удивительно, но на протяжении всей жизни слепую блаженную Матрону окружали иконы.

В комнате, где она прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а в них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами. Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» — она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек». Если учесть, что у блаженной еще в девичестве  парализовало ноги и она на всю жизнь осталась «сидячей», то становится ясно, что «горы» и многое другое она не могла увидеть  физическими очами из окна. Господь открыл ей обширные пределы мира, его красоту и разнообразие форм в особом таинственном созерцании, когда даже полевой цветок явился для нее прекрасней, чем «Соломон во всей славе своей» (Мф. 6. 29). Говоря богословским языком, Бог открыл ей логосы вещей в единстве с видимыми формами тварных феноменов.  Благодаря благодатно-нравственному подвигу блаженной Матроны духовно прозрели тысячи людей.

ccb26f3918c1c02daf713136bb31ba00

«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15.5) не призывающие к сотрудничеству с Богом  слова, а свидетельство Христа о Его духовно-творческой взаимосвязи со всяким добрым начинанием на земле и на небе, о провале любого высокого дела без благодатного содействия  Сына Божьего.  Церковь призывает смотреть верующих на мир, как через Царские Врата, трудясь и ободряясь в Таинствах,  ожидая явления Силы и Славы Господней не только над каждым человеческим сердцем, но над всей видимой и невидимой Вселенной, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15.28).