Храм Вятки с 300-летней историей

Пожертвовать

plati gr1

Для перевода пожертвований остканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на уставную деятельность

Мы ВКонтакте

Форма входа

Лествечник

О книге «Лествица райская» преподобного Иоанна Лествичника

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного Иоанна, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..." Преподобный, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение Иоанн так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". 

книга 2

Цель книги преподобного Иоанна Лествечника - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Книга была написана для монахов, но любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу. 

Отрывок «О любви»  из книги преп. Иоанна Лествичника 

«Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных. Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения. Любовь есть Бог (Ин. 4:8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот, слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской. Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любы не мыслит зла (1 Кор. 13:5). Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями. Как свет, огонь и пламень соединяются в одном действии, так должно рассуждать и о сих совершенствах. По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.

 600px_Post_Ioann-Lestvichnik_John_Climacus

Нисколько не будет противно, как я думаю, заимствовать сравнения для вожделения, страха, тщательности, ревности, служения и любви к Богу от человеческих действий. Итак блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Блажен, кто столько же боится Господа, сколько осужденные преступники боятся судии. Мать не так бывает привязана к младенцу, которого кормит грудью, как сын любви всегда прилепляется к Господу. 

Истинно любящий всегда воображает лицо любимого, и с услаждением объемлет образ его в душе своей. Вожделение это не дает ему покоя даже и во сне, но и тогда сердце его беседует с возлюбленным. Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то (чему я удивляюсь): аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит (Песн. 5:2) по великой любви моей. 

Если присутствие любимого человека явственно всех нас изменяет, и делает веселыми, радостными и беспечальными: то какого изменения не сделает присутствие Небесного Владыки, невидимо в чистую душу приходящего. Еще думаю, что и тела сих нетленных не подвергаются болезни по обыкновенным причинам; ибо они уже очистились, и некоторым образом сделались нетленными от пламени чистоты, которая пресекла в них пламень страстей. Думаю также, что и самую пищу они принимают без всякого услаждения; ибо как подземная вода питает корни растений, так и сии души питает огнь небесный». 

Общий смысл недели преп. Иоанна Лествичника 

По указанию "Лествицы", христианское возрастание и преуспеяние достигается через подвиги. Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. "Лествица" состоит из тридцати глав или духовных ступеней совершенства  - ровно по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

 680008cb06014f668f3b4a0834935660

Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плач, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является "священная и блаженная" молитва. А увенчивается "Лествица" союзом трех добродетелей - веры, надежды и любви.

Житие святого преподобного Иоанна Лествичника 

Преподобный Иоанн жил в VI веке, родом Сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором «Лествицы», а по месту благочестивых подвигов – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 километров от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение этой необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.  Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. 

Великопостное назидание 

Проследим за духовной логикой или говоря церковным языком  за «лествицей» Великого поста. Первая неделя –  истинность и «торжество» православного учения, показывает путь к стяжанию Фаворского света (вторая  великопостная неделя), в третью неделю на середину храма износится Крест Господень, означающий, что пребывание во Свете Святого Духа ведет человека к крестному жертвенному подвигу любви, «отвержения себя ради Христа», четвертая, по счету великопостных седмиц, неделя  посвящена преподобному Иоанну Лествичнику и его книге-завещанию «Лествица», подробно раскрывающей ступени духовного преуспеяния. 

Книга

В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь благовествует, что дьявол изгоняется из человека только молитвою и постом (Мк. 17-31). И не только дух злобы поднебесной, депортируется в «безводные места», более ему соответствующие, постом и молитвой побеждается всякая человеческая страсть. Другого пути, как свидетельствует Господь – не существует.             

Святая Церковь ведет нас по «лествице»  Великого поста  к Пасхе. Она обладает полнотой знаний о человеке. Не только о человеке прошлых тысячелетий, сегодняшнем и будущем, но о человеке всегдашнем, настоящем, вечном, потому что никаких сущностных глубоких изменений в человеке не происходило после грехопадения, кроме как благих, благодаря спасительному подвигу господа Иисуса Христа и созданной Им церкви. Благие перемены произошли с каждым православным христианином в Таинстве Крещения, Миропомазании и Причастия. Сегодня Церковь полагает перед очами всех верующих  книгу Иоанна Лествичника. Она как раз есть символ того, что Церковь знает человека, его природу, его чаяния, любит его и не заблуждается о состоянии человеческой души, живущей в мире, не зависимо от того, в каком социально-государственном устроении она проходит свой жизненный путь.

Через века до нас доносятся слова Христовы: «Не бойтесь». По милости Божией, не по гордости, а по послушанию Церкви, мы призваны ничего и никого не бояться, никаких технологических новшеств, никакого «антихриста и клевретов его», никаких греховодных  происков и обманов. Не потому, что мы самые умные на свете,  а потому что «веруем во Святую Соборную и Апостольскую Церковь», всецело доверяем ее общему духовному опыту.

страсти и борьба с ними 

Какие бы злокозненные вещи не изобретал дьявол и  его приспешники в земных пределах, Церковь, имея полное знание о человеке, всегда даст совершенный  ответ, как поступать верным чадам своим в той или иной трагической или просто сложной исторической ситуации, как относиться к новым социальным поворотам  или к хитроумным электронным устройствам. Церковь знает уже две тысячи лет душу человеческую. Православные святые, монахи-пустынники были лучшими психологами, лучшими богословами и философами, которые рождались на земле. Они  по завершении своих  великих молитвенно - постнических трудов не оставили нас «сирыми». Святые вверили нам свой драгоценный духовный опыт в тысячах  книг, записанных устных беседах, наставлениях и проповедях. 

Все наши споры о будущем, все наше душевно-нравственное неразумие, все нервное постиндустриальное  дерганье происходит именно из-за того, что мы скудно знаем учение Церкви о человеке и о мире, созданном Богом. В сегодняшнее четвертое воскресение Великого поста  Церковь призывает нас не пренебрегать священной сокровищницей духовного возрастания, собранной для нас вселенскими светильниками Православия, одним из которых и был синайский подвижник Иоанн Лествичник.