Храм Вятки с 300-летней историей

несение креста.jpeg

 

Неделя Крестопоклонная

Евангельское учение о крестном пути

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 8, 34 - 9, 1).

поклонение кресту

Общий смысл празднования недели Крестопоклонной

Износимый на середину храма для поклонения Крест Господень - это наше воинское знамя, которое выносится, чтобы воодушевить в нас, воинах Христовых, бодрость духа и мужество для успешного продолжения борьбы и окончательной победы над собственными страстями. Взирая на это славное знамя, мы ощущаем прилив новых сил и чувствуем решимость продолжать «сражение»  с самим собой за Царство Божие.

Святая Церковь сравнивает Крест с райским Древом Жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и благим древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.

Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».

По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу завершении чтения «Часов».

Ираклий 1.jpeg

История установления Крестопоклонной недели

Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и, в конце концов, византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.

Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.

Следует сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.

частица креста

Великопостное назидание

В третье воскресенье Великого поста украшенный живыми цветами Крест полагается на аналое посередине храма. До Страстной Пятницы остается еще больше трех недель, а православные христиане уже предстают перед распятым Сыном Божиим. Для какой духовной надобности? Церковные писатели справедливо указывают, что изнесение Креста совершается для «возбуждения бодрости духа»,  «все перенесенные доселе скорби и трудности поста при  виде Креста, как бы забываются, и мы, по слову Апостола, «задняя забывая, в предняя простираемся» (Флп. 3, 13) с еще большим усердием начинаем стремиться к вожделенной цели — победе над грехом, победе над диаволом, ради достижения «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14). Но только ли для «духовного взбадривания» износится Крест?

ангелы и крест

Животворящий Крест Церковь определила водружать в центре храма после воскресения, посвященного святителю Григорию Паламе и его учению о Фаворском нетварном свете. Существует особая логика сцепления великопостных недель. Они следуют одна за другой не в произвольном порядке, а по звеньям строго выверенного духовного пути, называемого Церковью «лествицей великого поста». Ближайшее соединение двух воскресений о Фаворском свете и Крестопоклонной тоже не беспричинно. Церковь учит нас, что первоначальный опыт пребывания в благодати Святого Духа ведет человека ко Кресту. Архимандрит Софроний Сахаров об этом тяжелом периоде в духовной жизни пишет:

«Наивен тот, кто думает, что путь вслед Христу возможно пройти без слез. Возьми сухой орех, положи его под тяжелый пресс и увидишь, как потечет из него масло. Нечто подобное происходит с нашим сердцем, когда невидимый огонь слова Божия опаляет его со всех сторон.

место креста

Процесс стяжания проходит через три стадии: первое соединение с Богом возможно как дар благоволения в некий момент, который Бог находит благоприятным: когда человек воспримет посещение с любовью. Это есть акт Самооткровения Бога данному лицу: Свет Божий дает подлинный опыт Божественной вечности.

Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (ср. Рим. 8: 35-39), тогда наступает период испытаний, правда тяжких, но без которых остались бы недоведомыми глубины тварного и нетварного образов Бытия. “Жестоко” сие испытание: невидимый меч отрезает тебя от возлюбленного Бога, от Его невечернего Света. Человек бывает поражен во всех планах своего существа. Ему совсем непонятно: где причина того, казавшийся в молитве, подобной Гефсиманской, уже окончательным “союз любви” сменился адом богооставленности. 

Второй этап: длительный период богооставленности различной силы. В своих крайних степенях — это страшно: душа испытывает свой выпад из Света как смерть в плане духа. Явившийся Свет еще не есть неотъемлемое состояние души. Бог уязвил наше сердце любовью, но затем отошел. Предстоит подвиг, могущий длиться годами, даже десятилетиями. Благодать иногда приближается, и тем подает надежду, обновляет вдохновение, и снова покидает. Старец Силуан так говорил об этом: “ Господь иногда оставляет душу, чтобы испытать ее, чтобы душа показала свой разум и свое произволение. Но если человек не будет понуждать себя на делание, то потеряет благодать; а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять”.

Для нас открылась Тайна Любви Божией: полнота истощания предваряет полноту совершенства. Плач истинно духовный, есть следствие воздействия Духа Святого. Совместно с Ним нисходит на нас Несозданный Свет. Сердце, а затем и ум обретают в себе силу включить в себя всю вселенную, любить всю тварь.  “Благодать возлюбит человека и уже не будет оставлять его” — завершение подвига стяжания благодати. Это есть третий этап, конечный. В совершенстве он не может быть длительным, подобно первому, ибо состояние обожения благодатью земное тело не выдерживает: непременно последует переход от смерти в жизнь вечную».

Итак, изнесением Креста Церковь утверждает, что на пути к Воскресению стоит Крест Господень. Всем, кто следует течению Великого поста – духовной стезе совершенствования во Христе – его не миновать! «Не обойти и не объехать» сторонкой, наслаждаюсь исключительно «радостью о Духе Святом».

Крест Христов и наш «жизненный крест» разные явления. «Несение своего креста» совсем не обязательно приводит каждого человека к вратам Царства Небесного. Два разбойника были распяты вместе со Христом. Один из них – «благоразумный» - наследовал рай, второй – сошел во ад. Если «наш крест» останется только «нашим», не преображенным благодатью Христовой, не соединенным с Крестом Сына Божьего, то он  приведет нас в духовный тупик, к гордыне и отчаянью темного индивидуализма. Необходимы особые духовные, «великопостные» усилия, чтобы присозидать собственный малый крест к великой силе Животворящего Креста.

Себялюбивое сознание современного человека все превращает в «пользу», в средство для собственного «отдельно построенного» счастья, гигиенического оздоровления, индивидуального успеха, личностной творческой наполненности. Оно простодушно ухитряется даже Крест – жертвенную благодать Любви Божий, ее Высоту и Глубину, использовать, как некую, почти физическую силу, для своего жизненного благополучия, обеспечения безбедственного, со всех сторон защищенного, земного существования. Особенно явно это потребительское отношение к Богу и Его Крестной Любви раскрывается во время литургической молитвы.

Мы переступаем порог храма и принимает участие в Литургии Господней, искренне желая приобщиться к жизни Христовой, к Его Вечности, к Его Воскресению из мертвых, к Его Богосыновству, К Его Телу и Крови, ко всему, что стало итогом духовного жизненного Подвига Сына Божьего на земле. Задумываемся ли мы, что «приобщение» означает общую жизнь, а не только некоторые совместные бытийные эпизоды?  Разве люди, называющими нас своими друзьями только, когда мы в радости и благоденствии, нам друзья?

Приобщиться к жизни Христовой исключив из нее Крест нельзя. Неужели все повернется к тому, что мы в порыве духовной «щедрости» воскликнем: «Господи, ты Живой Бог, тебе – Крест и Воскресение, а я смертный  грешник, мне довольно будет одного Твоего преславного Воскресения! Большего мне не понести! Аллилуйя!»  Звучит убийственно! Но разве не к этому сводится наш «духовный опыт», «приобщение» к Христу, когда мы идем на Литургию, причащаемся Тайн Господних, в надежде, что оживем душой и телом, что наша земная стезя станет прямой и счастливой, что мы выйдем из храма «веселыми ногами» (Канон Пасхи) с новыми силами, небывалым подъемом духа  «к новым свершениям и победам»?

путь к святости

Господь в Таинстве Причащения дарует  нам всего Себя. В Теле и Крови Христовой нам сияет Пасхальная вечность, «заря будущего века». Но, как душевно мелкоцветно и жестоко, всю Тайну Спасения рассматривать, как мост, перекинутый через бездну, просто шествуя по которому я совершаю свое личное «спасение во Христе», совершенно не замечая, что это Живой Мост, что я иду по Кресту Христову, ибо именно Крест Христов соединил Небо и землю, временное и Вечное, человека и Бога!

На каждой Литургии «вспоминается», свершается не только священный Пир Благодати, застолье «Будущего века». Если мы подлинно желаем причаститься «сему Хлебу ломимому» и «сей Крови изливаемой» во оставлении грехов, то мы призваны приобщиться в нашей жизни, в каждом ее дне и ночи словам Христовым: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Лишь тогда наш малый личный крест станет живой цветущей ветвью на великом животворящем Древе Креста Господня и принесет в свое время плод «в тридцать, в шестьдесят, и во сто» (Мф.13,8).