Храм Вятки с 300-летней историей

торжество православия 3

Прошла первая седмица Великого Поста. Она одна, пожалуй, из самых трудных. В эти семь первоначальных дней православный  христианин погружается в себя и видит «тьму и тьму» ужасающей скверны и  страстей, которым он подчинён. Среди этого видения одной только скверны в себе, Церковь стучится в сердце и говорит: «Не отчаивайся, не смей замыкаться в темнице своей скверны, своей греховности и видения одного только плохого в себе». Именно поэтому сегодня, в первое воскресение Великого Поста,  она велит нам праздновать Торжество Православия, как сказано в стихире этого праздника за всенощной, «с особой радостью».

История установления праздника Торжества Православия

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в 843 году в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия.

торжество православия

«Чин Торжества Православия»

К XI веку сложился особый чин Торжества православия,  который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной церковью.

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Чин представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу «в вере и благочестии отеческом». Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

 

анафеманстования нестория на 3 вселенском соборе фреска

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе

Двенадцать анафематствований «Чина Торжества Православия», как они провозглашались до 1917 года:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3.Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема

История «Чина Торжества Православия» В России

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих других расколоучителей.  В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Он был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников. В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской».

pervyy_vselenskiy_sobor_0

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской»(1901 г.), «творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной» (1918) г.),  несколько священников «публично похуливших Имя Божие» (1959, 1960), «пролил невинную кровь ближних своих"  (1993 г.), "разделяющих учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии" (1994 г.) монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Основной смысл празднования Торжества Православия

Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в первое воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос - Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.

Благовестие Недели торжества Православия

История отрицания икон, как и самые иконы, имеет древнюю историю. Логика развития Христианства «от иудеев» (Ин. 4.4-26) и гонения  первых трех веков мало способствовали иконопочитанию. Безраздельно царил символ! Христа изображали в виде «рыбы», «хлеба», «виноградной лозы», пастыря» и так далее, прямое изображение Христа в период гонений было невозможно. В 5 веке, возникшая ересь монофизитства. Умалявшая человеческую природу Спасителя, помогла оформить основные тезисы будущих иконоборцев. Первый государственный иконоборец император византийский Лев Исавр уклонился в иконоборческую ересь не только по религиозным, но и по политическим мотивам, желая дружеских отношения с «восстающим в силе» Исламом, которое напрочь запрещает любые религиозное изображения из-за рецепции язычества.

Свое антииконописное кредо он оправдывал  «злоупотреблениями» среди почитателей икон. Нередко его императорское правление иконы, как живых людей, брали при крещении в восприемники, счищали краску икон и полагали в Святую Чашу во время Евхаристии для «большей духовной силы», просто пили иконописную краску, служили Литургию на иконах, а не на Престоле и так далее. Лев Исавр «начал за здравие, а закончил за упокой» - ибо такова логика всякого «борчества» против вещественной святыни в Церкви. И тому есть догматическое обоснование. Страшные преступления совершил против Бога император Лев! Именно при его гонениях, Божия Матерь прославила свой Лик, получивший наименований «Иверской иконы». Начали повсеместно закрывать храмы, устраивая в них порой казармы и общаги, выбрасывать святые мощи, сжигать иконы, изгонять монахов из обителей.

За хранение, а тем более писание икон, полагались грозные государственные кары, штрафы и лишения.  Особую огласку получила история с осквернением мощей Евфимии Всехвальной. Император поругал мощи, а Бог их прославил «паки и паки».

Из жития Евфимии Всехвальной

Приводим отрывок в редакции святителя Димитрия Ростовского, как есть.

"Видя и слыша о чудесах от честных мощей святой великомученицы Евфимии, он терзался в душе от зависти, но не осмеливался ничего дурного с ними сделать, боясь народного восстания и мятежа. Он выдумал такую коварную вещь. Он пошел ночью с своими единомышленниками тайно в церковь святой Евфимии и открыл гроб ее, которого не могли открыть персы: попустил Христос Бог рукам зловерных христиан коснуться честных мощей невесты Своей, которые сохранил неприкосновенными от неверных язычников. Персы грешили в неведении, а христиане отважились на злодеяние, зная, что делали; попустил им Бог, к большему их осуждению, совершить бесчестие святой. Злочестивый царь, открыв гроб, вынул оттуда с деревянным ковчегом чудотворные и нетленные мощи святой Евфимии, а вместо них положил какие-то гнилые, вонючие кости, которые нарочно приготовил для этого, и опять накрыв доской, ушел, унесши с собою воровским образом те честные мощи и положил их в одной из комнат царского дворца. Сестры же его и дочери тайно приходили к святым мощам, кадили благовониями, освещали свечами, почитая их и с любовию поклоняясь им. Но вскоре узнал про то злочестивый царь и тотчас взял ковчег с мощами и ночью бросил его в море. На утро, собрав толпу зловерных, он стал смеяться в лицо над правоверным народом, глумясь и укоряя мощи святой великомученицы: 
– Ступайте, глупые, посмотрите на обман, которым вас прельщают, называя нетленными и чудотворными мощи славной Евфимии, откройте гроб и посмотрите, правда ли это.
 

И тотчас послал своих приближенных с народом открыть гроб. Пошли, открыли и увидели все гнилые, вонючие кости. Еретики тогда начали смеяться и глумиться над правоверными, называя их поклонниками гнилых костей; правоверные же удивлялись такой неожиданности, недоумевали, стыдились, жалели. Тогда многие подумали о всех чудесах святой, что это был обман, плевали на те гнилые кости, выбросили их вон, а также и тот мраморный гроб вытащили из церкви, и храм Божий обратили в мерзость запустения; его подвергли большому поруганию, и церковь та стала как какой-нибудь пустой вертеп, или скотское стойло, или даже хуже, потому что там было место для всякой скверности и нечистот. Потом внутри церкви кузнецы устроили кузнечные печи и стали заниматься там своим ремеслом (Не напоминает, как во время советской власти в храмах устраивали гаражи и МТС? Один в один! Истинное лицо икноборчества есть воинствующий атеизм); и где прежде слышалось пение божественных славословий, оттуда стали раздаваться звуки молотов, ударяющих по железу на наковальне, послышались нелепые голоса сквернословия и бесчинный говор людей. Эти ремесленники жили в пустой церкви с женами и детьми, а в святом алтаре, как в закрытом месте, устроили себе отхожее место; и долго терпел Бог такие дела людей, такое осквернение Его святыни, пока не погубил злых злом, воздвиг опять православие, очистил и освятил Свое место, сделав его опять селением славы Своей".

fbaulegsiqcejbycte zxedzmlymn22

Замахнулись некоторые даже на вещественность Литургии, вдруг «увидели» в ней пантеистические отголоски. Иконоборцы привнесли в свою ненависть ко всему вещественно-святому древнее учение криптоспиритуализма, основанного в свою очередь на дуалистических религиозных основаниях – в мире правят два Бога: Духовный  и Материальный, Свет и Тьма. Они посчитали, что лучше немедленно отсечь «темную материю» и всецело отдаться «духовной» стороне веры. Но не заметили главной беды, своими, как раз вполне языческими дискурсами, они –  криптоспиритуалисты, ненавистники одухотворенной материи – ниспровергали вместе с иконами и  Тело Христово, развоплощали Церковь! Следуя их доктрине, придется признать, что мы не спасены Богом и «все есть призрак», сообразному этому, не только иконы, становятся не нужны пост, молитва, крест и всякое другое внешнее благочестие.

Спор об иконах совсем не об иконах, а о самой жизни Церкви Христовой, о ее способах, дарованных Христом, проявлений в мире. Собор 787 года, восстановивший иконопочитание объявлял во всеуслышание вселенское, что Церковь, как Живой Соборный организм имеет право прославлять Бога звуком, словом, медью и красками! Как сказал А. Хомяков: «Собор даровал свободу Богопоклонения всеми средствами, какие любовь может внушить единодушию верующих». Иконоборческий собор 754 года действовал противоположено. Он сходу отверг всякое человеческое искусство и богословие, как способы выражения Веры, Надежды и Любви!

« Мы придем к странным выводам, если подобно иконоборцам будем отвергать религиозное искусство и вещественную святыню. Значит плотник, вытачивающий крест должен назваться «жалким плотником»? Каменщик, высекающий святой Престол должен наименоваться «жалким каменщиком»? Не следует ли, по их мнению, бросить всякое знание и художество, дарованное Богом, ради Славы Его? Неужели иконоборцы не знают, что Бог еще в Ветхом завете освятил искусство, повелевая Весселеилу приготовить все нужные украшения для скинии?» - удивлялся один из религиозных русских авторов.

Таким образом, иконоборчество – это логический путь к духовному и культурному нигилизму. Собор Торжества Православия 843 года, напротив, есть гимн в честь Церкви и культуры, гимн свободе человека, свободно воспевающего Бога-Творца! Наш мир не просто среда выживания, временная база на выжженной земле. Он есть Дар Божий, посредством которого люди могут служить Богу и благодарить Его за эту возможность. Мир, даже после грехопадения, не утратил своего Евхаристического природного вектора.
Мы идем Великим постом от теории Торжества Православия к практике Пасхи, к полноте Жизни Христовой! А если так, то значит «теория верна» и мы на верном пути. Наша задача не сохранить «учение», а наполнить его своим дыханием, своей  «плоть и кровью», обновленной постом и молитвой.