Храм Вятки с 300-летней историей

82455216_4278666_3578450_large.jpg.crop_display

Епископ Евтихий (Курочкин)  известен, как противник купаний в зимней Иордане. Тринадцать лет он пишет об этом "неблаговидном обряде". Ниже помещаем  статью епископа Евтихия в сокращенном варианте. Думаем, что для наших прихожан она будет небесполезна. Окунаться же в зимнюю прорубь, прообразующую Иорданское крещение или нет, пусть каждый решает самостоятельно. По нашему мнению есть все же большая разница между Великой Агиасмой (освящением воды)  в храме и устроением иорданской ледяной купели. Народный обычай всегда можно превратить в непотребное действо. Примеров этому без числа, а можно все устроить благоговейно, просто, для пользы «души и тела». Например, на празднике 6 июня в селе Великорецком мы тоже освящаем купель, а после этого в нее входят сотни людей для "купания". И никого это не смущает.

Не входя в ненужный спор с преосвященным Евтихием, ибо «разномыслию должно быть» во второстепенных вопросах веры, предоставляем материал для последующего размышления. Что же касается С.В. Булгакова, то непримиримость его по многим вопросам веры в дореволюционной России достаточно хорошо известна.

Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько причин.

Во-первых: это купание противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо - прим.автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...»

купель 3.jpeg

Во-вторых: купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С.В.Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским.

В-третьих: «крещенское» купание - это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В.Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19-го века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий описанных им в книге «Русь народная».

Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Московской Духовной Семинарии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который нарочно «выравнивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения!

купель 2