Храм Вятки с 300-летней историей

 

1034506-i_049

Промыслом Божиим чудотворный образ святителя Николая явлен был в 1383 на Вятской земле «при державе благоверного и благородного и христолюбивого великого князя Димитрия Иоанновича, нарицаемого Донского, при архипастырстве Пимена, митрополита Московского и всея России». Вспомним некоторые детали этого знаменательного события. 

Счастливо ли жилось тогда людям на русской земле?  Совсем наоборот -  это были трагические для русского народа времена под чуждыми знаменами ордынской оккупации, которая длилась около двух с половиной веков (1243 – 1480). Ордынское иго имело катастрофические последствия для экономики и культуры Руси. Частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани – все это создало крайне неблагоприятные условия для развития русского государства. 

Тяжелый урон понесла русская культура. Истребление и увод в плен массы ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства-основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и мастеров-строителей. Когда оно возобновилось в конце XIII в., оказались утраченными основные виды используемой ранее строительной техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры. 

Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшаяся на основе православных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик.  Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А.С. Пушкин, «татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.

 22

Монголо-татарское нашествие привело к углублению раздробленности Руси. Этому способствовала политика завоевателей: поощрение и разжигание междоусобной борьбы русских князей. Дальнейшее княжеское дробление русских земель обособляло местные культуры и усиливало в них свои особенности. Однако в любом княжестве были силы, устремленные к государственному единству. 

Московские хроники 

В 12 веке московское княжество не было самостоятельным. Оно входило в состав Владимиро-Суздальской земли. Москвичи принимали участие в междоусобных войнах. В 1238 году Москва была разрушена ордой. Однако, несмотря на это, она продолжала пользоваться репутацией самого безопасного края. Московским князем в 1250 году стал А. Невский, который завещал это княжество своему сыну Даниилу. 

Он стал князем Московским, тем самым положил начало московской линии князей. Границы данного государственного образования были небольшими. В составе было только два больших города: Звенигород и Москва. Также было 3 усадьбы: Радонеж, Руза и Перемышль. Несмотря на небольшие размеры, Московское княжество уже в 14 веке могло противостоять такому крупному городу, как Тверь. В этом же веке началось присоединение других областей Руси. 

Массовое бегство населения из Мурома, Ростова, Владимира по причине набегов татар сделало Московское княжество одним из самых населенных. Это позволило государству возвыситься. Открытие торговых путей позволило сделать Московское княжество экономически развитым. Удаленность от Литвы, монголо-татар также сыграла свою роль в усилении влияния города в 14 веке. Первые московские князья Родоначальником линии князей считается Даниил Александрович. При Данииле Александровиче был обновлен Кремль, основан Свято-Даниловский монастырь, построены церкви. За время его княжения столица современной России значительно расширила границы и укрепила свои позиции. 

В конце 14 века Русь набирала силы для решительной битвы с Золотой Ордой. Переломным в их отношениях стал 1374 г., когда великий московский князь Дмитрий Донской открыто порвал с Мамаем. Это произошло всего за девять лет до обретения чудотворного образа святителя Николая. Случайно такие судьбоносные события для всего народа не происходят.    

В результате внутренней войны к 1370 году Золотая Орда распалась на несколько частей, враждебных друг другу. К западу от Дона правил темник Мамай, Нижнее Поволжье со столицей в Сарае переходило из рук в руки, а к востоку от Волги появилась самостоятельная Синяя Орда. Волжская Болгария и примыкающие к ней русские княжества тянули к Сараю, а Москва с подвластными ей русскими землями входила в Мамайскую Орду. 

В этой сложной обстановке между татарскими Ордами шла борьба за спорные пограничные земли. В 1374 году произошло любопытное событие: в Нижнем Новгороде были убиты послы Мамая. В отместку были посланы каратели. Через три года сарайские татары разбили русскую рать на реке Пьяне и сожгли Нижний Новгород. Но в следующем году сами потерпели поражение от москвичей в бою у реки Вожи. В 1376 году москвичи установили контроль над Великим Булгаром и поставили в нем своих чиновников и таможенников, что означает смену хозяина.

 Маторин-Виктор-р.1970-Удар-Засадного-полка-Куликовская-битва.-Совместно-с-Павлом-Поповым

В 1380 году произошла битва на Куликовом поле. Два войска, каждое примерно по 100 тысяч воинов, встретились в верховьях Дона. Битва на Куликовом поле показала, что Золотую Орду можно изгнать из русских земель. Длительная война с Великим княжеством Литовским тоже закончилась поражением литовцев, и Вильнюс навсегда отказался от попыток колонизации северо-запада. Так Москва сделала первые шаги к становлению своей государственности. Ее авторитет заметно усилился после победы над Мамаем. Татарский хан был разбит, русское войско при этом потеряло большинство своих людей. Домой вернулись не более семи тысяч.

Заметим, что победу на Куликовом поле  от явления чудотворного  образа святителя Николая на реке Великой отделяет всего  три земных года. 

Удачливым воителем, в конечном счете, оказался хан Синей Орды Тохтамыш, остатки татар Мамая перешли на его сторону. Через два года хан пошел на Москву. Город к тому времени имел каменные стены, а конница татаро-монголов шла налегке. Помогли им паника и обычное предательство. Великий Московский князь Дмитрий бежал, оставив город без защиты, и после трех дней осады суздальские князья убедили горожан сдаться. Почти все они были перебиты или взяты в плен. Восточная Русь вошла в Царство Тохтамыша. Суздальский князь Борис получил от хана ярлык и сел в Нижнем Новгороде. Орда вновь соединилась и окрепла, но ненадолго. 

Растет население   Руси, заселяются   заброшенные    земли, возрождается   сельское   хозяйство. В княжение Дмитрия Донского в Москве начинают чеканить монету. Экономическими, политическими и культурными центрами, по-прежнему, остаются города, при чем, появляется много новых, таких как Тверь, Нижний Новгород, Москва, Переяславль-Рязанский. 

Постоянное расширение территории способствовало укреплению сил и позиций княжества. В государстве правила абсолютная монархия, и соблюдался порядок престолонаследия. Власть старшего сына не оспаривалась, и в его ведении находились большие и лучшие земли княжества. История помогла Москве возвыситься и над вечной ее соперницей – Тверью. После очередного монгольского нашествия город так и не смог оправиться от разорения и стал вассалом Москвы. 

Укрепление державности История Руси 14 века постепенно ставит Москву во главу единого государства. Еще силен гнет Орды, еще крепки притязания на северо-восточные земли северных и западных соседей. Но уже взметнулись вверх первые каменные православные храмы в Москве, усилилось духовно-нравственное влияние Церкви. 

Объединение русских земель вокруг Москвы завершается к ХVI веку при Иване III и Василии III. Символично, что в 1477 r., когда удалось окончательно подчинить Новгород, в Москву был отправлен вечевой колокол – символ новгородской независимости.

 0_10ce35_8e6e553e_XXL

Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре, идея единства Русской земли становится ведущей. 

С конца XIV в., устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской Церковью. Оживленный обмен книжными богатствами происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские книжники, занимавшиеся переводами и переписыванием рукописей. 

После падения Константинополя в 1453 г. Русская православная Церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства и получает название «Святая», что свидетельствовало о том, что на месте прежней возникла новая Русь – Московская. 

В 1480 г. произошло знаменитое «стояние на Угре» войск хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III – в связи с отказом в 1476 г. платить Орде ежегодную дань. В ноябре войска хана отступили и бежали, что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически, и юридически. 

Вятская сопряженность 

История Православия в Вятском крае уходит своими корнями в последние десятилетия XII века, когда выходцами из Новгородской республики были основаны первые русские православные поселения на Вятской земле – Никульчино, Котельнич, Хлынов, построены первые храмы, учреждены первые крестные ходы. Об этом рассказывают известные памятники вятской письменности «Повесть о стране Вятской», «Сказание о вятчанех», «Летописец старых лет», сведения которых подтверждаются новейшими данными археологии.

 38d4afa32568cb0f9290e178f3508edd

Первый христианский храм, возведенный в конце 12 века в Никульчино был посвящен Борису и Глебу. Новгородские жители икону князей-страстотерпцев привезли с собой. Перед этой иконой, в преддверии битвы с язычниками, они постились и молились у стен берегового городища. Задумаемся, они приплыли не с образом святителя Николая, покровителя путешествующих и не с иконой в честь святого Георгия Победоносца, помогающего одолевать врагов в бранях и сражениях. Они везли и хранили, как святыню иконописные лики святых братьев Бориса и Глеба. Зачем? 

Новгородцы хорошо знали жестокий суровый век, в котором жили; ведали о своем жестоком сердце, опаленном в многочисленных новгородских распрях и раздорах. Жители Великого Новгорода понимали, что в чужом краю, вдалеке от родной земли среди диких языческих племен им не выжить, что они будут обречены на погибель, если с ними не будет заступничества, тех самых первых русских святых, учивших, положивших жизнь свою за христианский идеал: прощать личных врагов, править кротко и суд вершить милосердно.  Везде и всегда. 

Приплывшие новгородцы понимали, что заслужить понимание и уважение местных племен, они могут только христианской Любовью, которую явили миру святые Борис и Глеб, отказавшись поднять руку на старшего брата Святополка. Вот духовное завещание, оставленное нам братьями, которые они написали собственной кровью -  увидеть в Святополке – брата, а не своего политического противника; в каждом человеке полюбить образ Божий, в дальнем и ближнем, в чужом и готовом к ненависти.  Своим жертвенным подвигом Борис и Глеб зовут нас к земле, к милосердию на каждый день. Они уступили Святополку и согласились на смерть не из страха и боязни, а зная, ведая   в себе духовные силы одержать победу «свыше», подобно тому, как и Христос взошел на Крест «нашего ради спасения», как Спаситель, как Борец с грехом и смертью. 

Вятская страна быстро наполнялась русскими поселенцами – христианами, которые «с Устюга Великаго и с Двины и от многих различных стран приходяще в Вятскую страну поселишася мнози и святыя церкви в уездех по селам поставляющее»  Со временем ведущее место среди всех вятских поселений стал занимать город Хлынов (Вятка), впервые упомянутый в общерусских летописях в 1374 году. Общественное устройство Вятской земли и церковно-административное подчинение вятского духовенства в XII-XV веках до сих пор является предметом дискуссии. Но несомненно одно: в церковном отношении вятчане были достаточно самостоятельны. 

Итак, к середине 14 века православные люди, в основном новгородцы, начали заселять Вятскую страну, расположенную за непроходимыми лесами и болотами Поволжья, в пограничных с Ордой землях. В одном из таких русских поселений на реке Кобре был образ Святителя Николая, написанный с житийными клеймами, рассказывающими о чудесах этого великого святого. Первые вятские христиане нередко подвергались нападениям воинственных местных племен, особенно, черемисов. Спасаясь от одного из таких набегов, они были вынуждены бежать «дикими лесами» на реку Великую – один из северных притоков Вятки, и там «в густой чаще леса, на высокой горе неведомо како судьбами Божьими той святой образ оставиша».

 1307252345_velikorezkaya1

Спустя некоторое время, этот образ был обретен местным крестьянином, который не смог сохранить свою находку в тайне, так как уже вскоре Господь излил через нее столько чудес и исцелений, что местные жители решили построить на месте обретения иконы сначала часовню, а затем и деревянный храм, под своды которого была перенесена чудотворная икона. Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы, поскольку люди местных деревень узнав о творящихся чудесах от иконы захотели побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. 

Между тем, черемисы продолжали нападать на поселения первых вятчан, разоряли их храмы и жилища. Тогда, желая уберечь святыню от поругания, жители города Хлынова предложили перенести чудотворный образ Святителя Николая в свой город, под охрану его крепостных стен. Это совершилось около 1400 года. С тех пор жители Хлынова (с 1780 – Вятки, с 1934 – Кирова), по данному обету, стали ежегодно приносить чудотворный образ на место его чудесного обретения. За шесть с лишним веков традиция прервалась лишь единожды в 1551 году, когда вятчане по каким-то причинам «отложили хождение» с чудотворным образом на реку Великую, и тут же были наказаны суровыми морозами, внезапно ударившими в начале июня и погубившими все их посевы. Когда же, осознав свою ошибку, они поспешили исполнить свой обет, то «бысть во всю страну Вятскую теплота велия и изобилие плодов земных». В возвышении города Хлынова  в начале XV века важную роль сыграло перенесение Великорецкого образа Святителя Николая в городские пределы.

С конца XV века Русь называется Россией. Как ни удивительно, но именно с этого времени и начинается всероссийская слава Великорецкого образа Николая Чудотворца. 

_051-vi

 

И не стоит также забывать, что во время явления чудотворной иконы на реке Великой еще жили и творили такие великие иконописцы как Андрей Рублев, Феофан Грек, Прохор с Городца и Даниил Черный.   

Между тем возвышение Московского княжества и последующее объединение вокруг него русских земель стремительно вовлекали Вятскую землю в общий ход всероссийской истории. Решающее значение для этого имели походы московских князей и воевод на Вятку, завершившиеся в 1489 году ее покорением и вхождением в состав Московского государства. После этого Вятская земля в церковном отношении попала под начало московского митрополита, однако еще долгие годы эта связь оставалась формальной, прежде всего, по причине удаленности и труднодоступности Вятской земли из-за окружавших ее лесов и болот. Но об этом мы расскажем в другой статье. Она коснется времен царя Иоанна Грозного и создания престола в честь Великорецкого образа в знаменитом Покровском храме на Красной площади. 

 282