Храм Вятки с 300-летней историей

 

GlQPue_TGqY

Лет двенадцать назад ученики Вятской православной гимназии ездили в Троице - Сергиеву лавру на детский праздник «Пасха Красная» со своим спектаклем «Пасха на Вятских увалах». Обитель преподобного Сергия всех принимала радушно.  Праздник проходил в главном актовом зале Духовной Академии. Одними из первых на торжественной сцене выступили слепоглухонемые дети. Это не оговорка. Студенты  академии с помощью монашеской братии уже много лет шефствуют над местным интерном для слепоглухонемых, о нем мы скоро на нашем сайте расскажем подробно.

Дети живут и воспитываются в этом доме-интернате в течение много лет. Их начинают обучать восприятию реальности с самого раннего детства. Ребенок хочет кушать - у него по запястью проводят пальцем один раз, хочет пить - два раза и так постепенно на прикосновениях, на осязательной технике строится вся его, как потом оказалось, не только душевная, но и духовная, религиозная жизнь. Это самое мощное апологетическое утверждение  важности участия телесной составляющей человека в божественной жизни. Эта осязательная методика, возводящая слепоглухонемого ребенка к Престолу Божьему, есть шах и мат любому виду криптоспиритуализма, унижению телесного достоинства человека перед его душевными началами. Тело не тюрьма для души. Такой взгляд Церковь давным-давно определила как платонический и языческий. В человеке все силы находятся в иерархическом единстве. Господь создал Адама премудро и свято. Первый человек жил в райском саду полноценной духовной жизнь, включавшей в себя телесные интуиции. Сегодня на примере этих слепоглухонемых деток, мы еще раз можем убедиться, что через тело, созданное Богом, через осязание люди приходят ко Христу и исповедают его Божество. 

 1DSC_0195-NEW

Удивительный выбор сделали дети-инвалиды для своего праздничного показа на сцене лаврской академии. Они замахнулись на немалый подвиг. Слепоглухонемые показали спектакль, посвященный празднику Пасхи. Дети сами написали пьесу. Самостоятельно сделали декорации и костюмы. Они ничего особенного не придумывали, просто в притчевой форме рассказали историю из нашей жизни, о том, как в  обычной семье готовились к празднику Пасхи, но пришел злой паук, злое существо. Вы думаете, это замаскировавшийся - дьявол? Нет, это был - грех, который лишил всю семью праздника. Мать вместо того, (не забывайте, все артисты на сцене были слепые, глухие и немые) чтобы печь праздничные пироги, села перед экраном телевизора, т.е. перед пустой коробкой огромного телевизора советских времен, из которой торчала голова точно такого же  артиста: слепого, глухого и немого. Это было невероятно символично! Дети – это понимали.

tv_broken_01

И вот, она сидела перед телевизором, а слепой - глухой – немой диктор, как будто с сурдопереводом передавал  «Новости» мира сего. Отец, конечно, начал пить водку, а дети друг  друга мутозить, шпынять, и рассматривать комиксы. Потрясающий образ: слепая - глухая - немая мать смотрит телевизор. Все слепые, все глухие, все немые совершенно. Причем в первую очередь – духовно! И вот, в таком помраченном состоянии семья (миллионы семей!) живет из года в год: без будней и праздников, в темной повседневности бытия.

Но самый младший из них, отрок, не поддался греху, отыскал в себе силы и выбросил этого злого паука, и вернул праздник. Надо было видеть, как мучительно светлый мальчик искал эту черную тварь! Он ее не видел, не слышал, но зато он ее чувствовал всей душой! Он нашел ее сканером своего доброго сердца и лишил гадину возможности «пакости деять». После этого на сцене впервые зазвучал тропарь Пасхи в исполнении  слепых - глухих - немых. Они пели в полном безмолвии, но все, сидящие в зале «слышали» сердцами голоса их сердец.  На сцене царила полная тишина, и только голос студента Академии озвучивал пасхальные слова, которые дети «произносили» движениями рук. Лица их были радостными. Они победили вместе со Христом смерть и свою  родовую отверженность от Бога.

 0906 P 24

Все зрители плакали, не стыдясь и не скрывая слез. Плакал Патриарх Алексий, плакал сонм окружавших его епископов, плакали именитые граждане столицы, студенты и гости праздника. Зал был мокрым от слез, но слез не жалостных, а именно победных, кротко веселящих душу. Спектакль детей-инвалидов потряс всех до основания, ибо показанная история была обо всех нас.  Мы такие же на сцене жизни актеры: глухие - немые - слепые, изображаем жизнь, не догадываясь о том, что грех так поразил наши души, что мы стали духовно слепы, духовно немы, духовно глухи, и наша эта слепо - глухо - немота настолько велика, что мы даже сами не догадываемся об этом. Мы как эта мать, которая смотрит телевизор и думает, что она живет полнотой жизни. И здесь уже плачут о нас не люди, плачет Христос в Гефсиманском саду, плачут Ангелы Божии.

Господь один не играет. Он знает, что человек нищ, слеп и наг, что мы придумали этот мир для себя, мы его очеловечили, так его раскрасили, озвучили, проговорили, каким этот мир не является. Создали вторичную культурно-техногенную реальность, заслонившую от нас первозданный образ Божьего мира. Сами лишили себя праздника. Заслонились от жизни. Почему? Внешний мир, действительно, страшен и трагичен. В нем рождаются дети-инвалиды, умирают люди, взрываются атомные бомбы, зажигаются крематорные печи в концлагерях. Но без Жизни, не будет и Праздника! И Христос пришел в этот мир не для того, чтобы подобно лжебогу Кришне бить в бубен и плясать с пастушками на цветущем лугу. Он пришел в мир, чтобы в конечном итоге затвориться с учениками сначала в Гефсиманском саду, а потом смертным  образом в полном одиночестве во гробе этого Гефсиманского сада. Сын Божий испил Свою Чашу до самого дна. Без Чаши, без «оцта» земной жизни Воскресение бы не состоялось.

 409.b

Сегодня во дни Новозаветной Пятидесятницы, в «последние дни»  свершается исполнение всего того, что нам даровал Христос Своим Крестом и Воскресением, чтобы мы перестали быть актерами, чтобы мы прозрели, чтобы мы услышали голос Божий, чтобы мы могли своими языками восславить Его Воскресение, восславить Его Любовь, восславить и возблагодарить на Божественной Литургии, тот подвиг, который совершил Христос. 

Церковь есть Столп и утверждение Истины. В  редкой книге апокалипсисов «Пастырь», которую написал во II веке один из благочестивых купцов Рима (были такие и тогда!), содержится запись таинственных видений Божьих. В одном из них Ерма увидел, как строится этот Столп. Он  созерцал, что когда белые камни подгонялись к Небесному неохватному Столпу, то между камнями не было никакого видимого зазора, между ними нельзя было просунуть не то, чтобы нож, даже взглядом невозможно было определить, где кончается один камень и начинается другой - настолько плотно и безупречно они были подогнаны друг к другу. Это суть символический образ Церкви Христовой, образ того, как Господь силой своей любви, не раствором Всемогущества, не цементом «чудес и знамений», а именно Кровью Своею соединил эти живые камни, нас, каждого - со всеми. Именно по этой причине между нами не будет в Вечности никакого зазора, никакого расстояния, так что каждый сможет сказать о другой душе: это моя душа, но при этом остаться самим собой. Это будет время, жизнь, которая начинается уже здесь, сейчас, в нашем родном Предтеченском  храме, на каждой Евхаристии, на приближающемся празднике Святой Троицы.