Храм Вятки с 300-летней историей

Москва. БП

Протоиерей Владимир Вигилянский

Москва. БП

Протоиерей Владимир Вигилянский

 «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Вечная память всем, кто отдал свою жизнь «за други своя»!

Вечная память всем, кто отдал свою жизнь «за други своя»!

Метафизическое измерение Отечественной войны объясняет очень многое в этой победе. «Священная война» – это сочетание появилось в строчках стихотворения поэта В.И. Лебедева-Кумача в день начала войны и опубликовано в газетах 24 июня 1941 года (споры об авторстве знаменитой песни и словосочетания «священная война» оставляем в стороне – в данном случае речь не об этом).

Чем больше накапливалось человеческих жертв в этой страшной войне, тем чаще участники ее стали говорить о «личных» Божиих чудесах. Вспоминаю бесконечные разговоры об этом в нашем доме, когда встречались фронтовики в дни празднования великой Победы. Рассказы о военных буднях отца моей жены – поэта Александра Николаева – были сотканы из узелков этих чудес, образовавших единый узор Чуда.

Патриарх Кирилл, говоря о Великой Отечественной войне, очень часто повторяет, что победа была Божиим чудом.

И еще одна очень важная мысль, связанная с различием таких понятий как служение и работа. Об этом много говорится в Евангелии. Жертвенность, преданность, бескорыстие, сыновство – это то, что определяет понятие служения, и то, что ковало нашу победу: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто служит Христу, живя таким образом, угождает Богу» (Рим. 14, 17-18).

И самое последнее. Почему народная инициатива шествие «Бессмертного полка» стала завоевывать такую популярность? Не потому ли, что в очах Божиих, где нет мертвых, но все живы, этот «Бессмертный полк» есть образ истинного служения, связывающего Небо и Землю неразрывными узами?

36726_orig

В этом году к акции «Бессмертный полк» присоединились уже 40 стран.

Уверен, что феномен "Бессмертного полка" будут изучать самые разные специалисты. Для верующих здесь все понятно – кроме памяти об ушедших родственниках, участниках ВОВ и благодарности им, это:

1. Символическое воскрешение мертвых,

2. Желание сделать их живыми участниками праздника Победы,

3. Установление связи с Небом, Царствием Небесным,

4. Желание победить атомарность личности, найти смысл в "родословии", как у Богочеловека (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...).

Наверняка еще есть другие глубокие смыслы.

Считаю, что в последующие годы русская инициатива будет поддержана во многих странах мира. Подсознательное стремление включить себя и своих предков в Книгу Жизни живет в каждом человеке – независимо от национальности и вероисповедания.

Удивлен откровенной предвзятости, озлобленности и откровенной русофобии противников акции – некоторые из них были готовы очернить любого, кто стоит на стороне защиты Отечества.

Мне искренне жаль их – через несколько лет все их аргументы рассыплются в прах. Так было, например, с теми, кто протестовал против строительства Храма Христа Спасителя. Там собирали подписи, в том числе среди депутатов Госдумы, с множеством аргументов, почему не надо восстанавливать храм. Тем временем, российские граждане стихийно голосовали своими пожертвованиями на строительство. И где эти «протестанты» ныне?

Чаще всего комментаторы-участники Бессмертного полка отмечали чувство единения, общности, соборности (с нашими родными и с рядом идущими) и радости, ликования от этого чувства.

Некоторые говорили о необычайном душевном подъеме: «В таком удивительном акте соединены родовые и духовные вертикали, память личная и общая память Отечества».

KAZ_4110

Удивило меня «предчувствие войны» у некоторых участников: «Вспоминая о той войне, её героических участниках, мы объединяемся против войны. Такое не должно повториться. Никогда».

Очень близка мне мысль, что наличие «Бессмертного полка» 9 мая является новым этапом обретения русского национального самосознания: «Бессмертный полк позволил умному, сильному и разворачивающемуся Русскому миру опознать себя и себе подобных».

Интересными мне показались рассуждения о том, что Бессмертный полк помогает нам выйти из духовного рабства, душевной и исторической Смуты на пути к «Земле Обетованной».

Умилительным мне показалось такое высказывание: «Как когда-то отцы на руках нас носили, так сегодня, и мы их несём на руках».

А сколько было чистых светлых лиц на портретах и тех, что их несли. А сколько любви и радости! Это как после покаяния, но умноженное на всех, кто плечом к плечу шел. Но радость совершенно детская. Все были как счастливые дети.

518b4b06e42d6902103030_1000_1000

Люди идут не просто в составе Бессмертного полка. Они идут крестным ходом, держа в руках хоругви с образами своих дорогих и любимых — погибших и умерших от ран, замученных в концлагерях и пропавших без вести, вернувшихся с войны и не доживших до этого дня. Они идут с ликами своих святых.

Уже тот факт, что в 2015 году количество участников шествия с фотопортретами своих предков в России и за рубежом увеличилось, по меньшей мере, в 10 раз и исчисляется уже десятками миллионов людей, говорит о том, что этот стихийный порыв приобретает, в том числе, и сакральный смысл. Уверен, в ближайшие годы марш Бессмертного полка будет только разрастаться.