Храм Вятки с 300-летней историей

DSCN2184_1824x1368

 

Анатолий Авдеев 

 

Настоящая Россия!

                                                «И вечно будет жить Россия, пока с Крестом из года в год
                                                  идет, идет в места святые Великорецкий Крестный ход!»

                                                                                                                                    Анатолий Гребнев

Евфимия

        Пройдены все искушения: отпросился на работе; поборол неожиданно свалившуюся болезнь, аж с работы увезли с температурой, насморком и ознобом; поборол надвинувшиеся мысли, что якобы  нынче можно и пропустить Великорецкий крестный ход, не каждый же год ходить. Но лекарства, выписанные врачом помогли подняться, рюкзак собран, благословение взято, пометки о здравии и об упокоении всех родных и близких написаны, свечи куплены….

         3 июня в 6-30 часов  утра я уже в Трифоновом монастыре города Вятки со всем своим снаряжением. У  звонницы немного необычный шум: то монахиня Евфимия из Дивеевской обители приехала проводить паломников и привезла с собой небольшие подарки для них; обратиться не к кому, все церковнослужители заняты подготовкой, бегают – суетятся, не до мелочей.  Обратившись к одному, к другому, понял, что все ее проблемы надо решать самому, да и монахиня ухватилась за меня «мертвой» хваткой, не отпускает от себя ни на метр: в итоге небольшие календарики с крещенскими рубашками  розданы паломникам, побольше иконы гости Крестного хода несли с собой в течении всех 6 дней, а почти пустой чемодан отнесли с Евфимией в церковную лавку. Сфотографировались с паломниками из Воронежской епархии, которые помогали монахине доставить подарки для паломников от ж\д вокзала до Трифонова монастыря. Но Евфимия не унималась, хочет принять Таинство Причащения и просит отвезти ее в женский монастырь. Выходим с территории Трифонова монастыря, обращаемся к молодому врачу скорой помощи, чтобы помог нам добраться до Преображенского женского монастыря, т.к. монахине пешком не дойти, все таки возраст уже за 80 лет, опирается на посох, годы «согнули» ее тело, но не подлежит сгибанию ее светлая душа. Подвезли нас прямо к дверям женского монастыря,  всем санитарам были подарены иерусалимские календарики. Здесь успеваем с Евфимией поставить всем святым свечи, исповедоваться и причаститься у о. Владимира (Трухина), после чего «передаю» нашу гостью в надежные руки настоятельницы обители, прощаюсь с монахиней. У Евфимии благотворительность закончилась, а у меня только лишь начало пути трудника и молитвенника Великорецкого крестного хода.

P6032597_1824x1368

Настоящая Россия идет

 Закончилась Божественная Литургия с Акафистом Николаю Чудотворцу в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря. Митрополит Вятский и Слободской Марк дает свое благословение на начало Великорецкого крестного хода. Вновь собрались в нашей древней Вятке  молитвенники за всю нашу страну, за своих родных и близких, со своими телесными болезнями и духовными исканиями. Впервые икона святителя Николая Чудотворца выходит на главную улицу города – на улицу Ленина. Шествие грандиозное, словами не описать, и как всегда проводить Российскую святыню вышел весь город: продавцы, служащие, рабочие, профессора, поэты, писатели. По всему городу идет перезвон колоколов восстанавливающихся храмов, у которых священнослужители  окропляют паломников святой водой для свершения их молитвенного подвига.

IMG_6302_1824x1368

 Рядом со мной  с правой стороны колонны присоединился проводить нас интеллигентный мужчина, т.к. транспорт не ходит, поэтому идет пешком. Разговорились. Врезались в мое сердце его слова: «Вот идет настоящая Россия православная, а не телевизионное шоу!» Разве можно к этим словам что-то еще добавить в эти святые минуты – начало Великорецкого крестного хода по улицам Вятки: самого древнего, самого известного, самого многолюдного, самого величественного из всех Крестных ходов православного мира!

Макарье

 Первая остановка нашего пути – село Макарье, до которого идут с нами жители Вятки со своими детьми, желающие прикоснуться к этому духовному, небесному, невидимому для человеческого глаза  миру, отличного от того в котором мы живем. Присаживаемся в тени каменной стены Троицкой церкви: в древности здесь стояла деревянная часовня; в 1658 году была построена деревянная церковь; в 1776 году возведен каменный Троицкий храм, который в н.в. восстанавливается. Вот прошел мимо наш вятский поэт Николай Пересторонин, молодая поэтесса  Чупракова, писатель Владимир Крупин, писатель - педагог Демина Н.В., поэтесса  Юдинцева Татьяна из красивейшего села Чистополье; педагог, писатель – спелеолог Белых Светлана из города Котельнича, книгу которой «Записки спелеолога» читают во всех школах района. Всех собрал Великорецкий крестный ход, кто не равнодушен к Вятке, к России, к нашей святой православной вере, каждый вносит свой посильный вклад. «Вера без дел мертва есть, а дела веры – любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение Креста и жизнь по духу».

IMG_6314_1824x1368

Бобино

 Первый ночлег нашего пути, первая ночь проверяет всех, кто как подготовлен к дальнейшему серьезному пути. Прошлый год одна знакомая паломница из Нововятска встала в час ночи, собралась и уехала на такси домой, сказав на прощание: «Это не для меня!», а дождь лил тогда всю ночь.

 Рядом расположилась пожилая женщина из г. Сочи Антонина Викторовна, зубной врач. С ней год назад случилось чудо заступничества святителя Николая Чудотворца. Узнав о Великорецком крестном ходе, она тут же собралась и приняла в нем участие.

Загарье

 Вот прошел по главной улице села Владыка - Митрополит Марк, тут же выстроилась к нему очередь для благословения на дальнейший путь. У пока еще разрушенной церкви Архангела Михаила подходим к походной кухне за кипятком. Паломник спрашивает разливающую воду женщину: «А чай с сахаром?» -  «А какой надо, такой и будет, если будете молиться Николаю Чудотворцу!» Да и подготовились местные жители, продумали питание: в центре села раздают кипяток и продают выпечку, а супом и кашей кормили на восточной окраине села, поэтому очередей не было, люди не мешали друг другу, а значит и отдохнули получше.

Монастырское

 Следующий ночлег был как всегда холодный, даже в отдельных болотистых низинах с заморозками. Мы расположились в большой палатке, установленной организаторами крестного хода, все места и даже проходы в ней были заняты. Встав в два часа ночи увидел, что трудники ночевали в спальных мешках  даже на улице под открытым звездным небом, полностью предав себя  воли Божий.

P1070187_1632x1224

В три часа ночи выходим из Монастырского. У сельского магазина, который как и другие, работал всю ночь, стоит пожилая женщина в одной летней легкой  кофточке без рукавов, с дамской сумочкой: пошла проводить крестный ход из Вятки всего – то лишь до Макарья, но Николай Чудотворец видно не отпускал ее, хотел видеть среди паломников, вот и дошла даже до Монастырского, проведя с молитвенниками две ночи. Вот и стоит сейчас у магазина, ждет первый автобус до Вятки, а сама смотрит на уходящую ленту трудников, не прячется от монастырского  ночного холода в стенах теплого магазина, и глаз не может оторвать. Не удивлюсь, если увижу ее снова с нами. Вот так и приходят люди к Богу, у каждого свой путь; вот так и просыпается в нас истинная вера! Тут же приходят слова святых отцов: «Един Бог, едина вера, едино крещение».

CIMG8860_2000x1500

Горохово

         На следующий день наш путь лежит к селу Горохово – Небеса на земле: красивейший белокаменный храм среди непроходимых лесов, на северной стороне которого на голой кирпичной кладке проявляется в окружении Ангелов образ Казанской Божией Матери, в честь Которой и назван храм. Уже в 1580 году здесь стояла деревянная часовня, где совершался молебен; в середине ХVIII века здесь было уже две церкви; в 1829 году построена и освящена каменная церковь, в 1908 году ее заменила новая, потом разрушена, в н.в. она быстро восстанавливается.

        Все молитвенники идут к святому источнику, окунаются в холодных, но целебных его водах, кто-то успевает это сделать и два, и три раза, получая очищение своей греховной души, исцеляя болезни телесные; набирают святой воды в небольшие бутылочки.

       По пути в Горохово заслушался негромким, но красивым пением псалмов и молитв Димитрия, приехавшего из Минска: пономарь храма «Неупиваемая чаша». Что привело его на  Вятскую землю? «Первый раз случайно у меня оказался диск о Великорецком крестном ходе, затем купил еще один, потом еще и еще. Фильмы небольшие – по 30 минут, но пересмотрел их десятки раз. А в этом году решил для себя обязательно побывать в Вятке и воочию увидеть и пройти его своими ногами, и желание мое исполнилось. Вот иду и пою от этой небесной радости молитвы и псалмы». А память у Дмитрия видно отменная, т.к. пению его нет конца, красивый голос его слушают и женщины и мужчины, стараясь не отстать и держаться поближе к псалмопевцу. Я подарил ему на память иконки Николая Чудотворца и Трифона Вятского, приглашая его снова на будущий год посетить Вятскую землю. Он же дал совет и мне и другим молитвенникам – читать и петь псалом 132 – единственный псалом о братстве христианском. Вот такой он белорус Димитрий, чистый душою и с необъятным добрым сердцем!

Великорецкое

 Конечная цель всех паломников – совершение торжественной службы на месте обретения чудотворной иконы святителя Николая невдалеке от села Великорецкого. Подходя к селу, всех молитвенников  накрывает невидимое облако Божией благодати, появляется такая легкость и воодушевление, что слезы непроизвольно бегут из глаз, а благодать покрывает в это время всю местность на десятки километров во все стороны света! Службы идут и днем и ночью, а в воздухе витает восхваление из Акафиста самому почитаемому святому во всем мире: «Радуйся, Николае, великий Чудотворче

Расположились мы у стен храма Преображения Господня, и, немного отдохнув от трехдневного пути, в два часа ночи пошли на ночную службу.  Шел я на одну службу, но отстоял еще и пятичасовую, уйти не смог, не хватило на это моих человеческих сил, на такой Божественной ночной службе был впервые: вдохновленные распевы священнослужителей, райское небесное пение на клиросах церковного хора, неубывающая очередь на причастие прихожан и паломников; возвышенные проповеди священников. Всех желающих не вмещал в эту святую ночь огромный  Преображенский храм, а местные жители все подходили и подходили. Да и какой может быть сон, когда сам святитель Николай Чудотворец в гости пожаловал! Особый дух, Божия благодать разливается по всей местности, вдоль реки Великой, по всей Матушке – Руси!

 

 

Божественная Литургия

 В 7 часов началась ранняя Литургия на берегу реки в набережной часовне, а в 10 часов главное событие крестного хода – Божественная Литургия с архиерейским служением. Службу вели два Владыки: митрополит Вятский и Слободской Марк и архиепископ Марийский и Йошкар-Олинский Иоанн; подъехали многочисленные гости праздника во главе с губернатором Вятского края Никитой Белых. Слов человеческих не хватит описать красоту Богослужения, на лицах у всех небесная радость и необычайная торжественность. После этого начинается чин Водосвятия в реке Великой и Святого источника. Очередь искупаться в святых водах не убывает в течение всего дня, для этого сделаны даже дополнительные сходни, отдельно для мужчин и женщин. Священники в это время окропляют святой водой. Одна паломница кричит из толпы: «Батюшка, меня окропите, а то мне далеко еще надо добираться - до самой Рязани!» Священник опускает кисть в ведро со святой водой и от всей души - женщину окатывает от макушки головы до плеч: «Сейчас до своей Рязани не то что на поезде, а пешком добежишь!»

 После Водосвятия икону святителя Николая Чудотворца Крестным ходом переносят в село в Преображенский храм. Люди набирают святой воды в целительном роднике, очищают свою душу в святой воде реки Великой, трижды погружаясь с головой: «Во Имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Настоящее Крещение Руси, как при князе Владимире – «Красное Солнышко» в водах Днепра в 988 году! Очистив свою душу от мирской скверны и грехов, Николай Чудотворец под вечер омыл небольшим дождиком и наши грешные немощные человеческие тела, наполнив воздух, поля, луга, леса свежестью и благоуханием так, что голова кругом пошла от избытка благодати!

Уездный город

             Само же село Великорецкое превратилось в эти святые дни в целый уездный город: торговля иконками святых, народными промыслами, знаменитыми Вятскими свистушками и матрешками, дымковской игрушкой, многочисленными магнитиками, камушками, цепочками и крестиками, всего не перечислить! А какая вкусная выпечка местных кулинаров. Один мужчина спрашивает продавца: «А вы ходили сами в крестный ход?» Она без задержки дает всеобъемлющий ответ: «В крестный ход не ходила, но знаю о нем все!»; до того кратко и точно, что добавить нечего. Я лично хочу, чтобы все жители нашего Вятского края, да и многочисленные гости из других регионов, давали такие же ответы, и чтобы от мала до велика знали о Великорецком крестном ходе все - об этой святыне земли русской!  Да и новый предмет в школах – «Основы православной культуры», надо начинать с прохождения Великорецкого крестного хода!

DSCN2493_1824x1368

 Напротив Ильинской колокольни расположилась фотовыставка местных художников и фотографов, желающие могли купить здесь все, кто – что хочет: кто – то нашел на фотографии себя, кому – то понравилась наша первозданная природа, другие увозят фотографии с Владыкой; третьи покупают книги у местных писателей с их автографами: где еще такое встретишь?! Все приехали на реку Великую! Из Санкт – Петербурга приехал один паломник с гитарой, носил ее в чехле. А когда достал, то оказалось, что она сломана, так и ходил некоторое время по селу со сломанной декой и грифом. А когда позвонила ему мама из Санкт – Петербурга и спросила: «Сынок, ты не надоел там со своей гитарой паломникам?», он тут же ответил ей по сотовому телфону: «Ее, мама, у меня Ангел забрал!»

 

Медяны

         На поклонение к иконе очередь не убывает, люди одни уезжают, другие приезжают. Ближе к полуночи начинает все стихать, только слышно как в храме тихо кто – то читает Акафист, кто – то молитвы, кто – то Псалтирь. Люди молятся не только за себя, но за родных и близких, молятся за всю нашу Великую Россию!

        В час ночи начинается молебен с Акафистом, подаются многочисленные записки о здравии родственников, друзей, близких, больных и немощных. А в два часа ночи крестный ход под звон колоколов Ильинской звонницы покидает гостеприимное Великорецкое, икона Николы Великорецкого направляется в обратный путь. Свежая утренняя прохлада, пение лесных птичек сопровождает нас по всему пути. Очередной привал перед длиннющим Медянским бором. На рюкзак одного паломника села лесная певунья и не улетает, не боится даже когда кто – то хотел ее погладить. Немного посидев и осмотрев  всех паломников, она улетает: как будто Ангел с небес посетил нашу землю в виде этой птахи.

        Поднявшись по глинистому подъему, входим в село Медяны. Храм каменный здесь разрушен и пока ждет своего возрождения, а церковные Богослужения проходят в домовой церкви, тут же в центре села. Церковный хор исполняет Канон святителю Николаю у его иконы, съехались к святыне люди со всех близлежащих сел и деревень. Открытые, добрые и гостеприимные жители села кормят нас гороховым супом – это уже традиционно стало, и парным молоком. На раздаче женщина подкалывает: «Есть суп гороховый постный, а есть и с мясом». Один паломник просит, чтобы ему налили с мясом и не уходит. Но постояв немного и не получив просимого, он так же протягивает свою чашку под постный суп: гордыня и себялюбие сломлено, еще одна человеческая душа получила урок смирения от святителя Николая через эту женщину на раздаче. У всех идет внутреннее перерождение, у кого сразу же после крестного хода, у кого – то через неделю, через месяц, у других через год, но переоценка ценностей идет у всех паломников, в стороне не останется никто! Сразу же после этого случая на раздаче всплывает тропарь свт.Николаю: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче     Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим».

Мурыгино

             Последний ночлег нашего пути. Пробираемся к Дому культуры и тут же устраиваемся у своей любимой пальмы в углу коридора: коврик расстелен, рюкзак под головой. Савелий из Удмуртии лечит насморк у расположившейся рядом паломницы из Воркуты своими домашними снадобьями, которые на самом деле помогают Людмиле, нос начинает дышать. Людмила – лаборант, дома тоже ходит в крестный ход: «Но у нас всего участвует в нем 30 – 40 человек, а здесь идет 30 – 40 тысяч»  О Великорецком крестном ходе прочитала в воркутинской православной газете «Истинная вера», взяла отпуск и приехала в Вятку. Анатолий из Козловажа уже договаривается с другим паломником о кладке печки, и тот соглашается помочь в этом нелегком деле. Гостеприимные работники культуры весь вечер и всю ночь поили нас горячим кофе и чаем с печением, где еще можно встретить в обыденной жизни такое гостеприимство?!  Да и среди самих паломников уже не слышно возвышенных голосов и недовольства чем – либо. Благодать Божия покрывает все наши  мирские заботы и суету, очистила наши сердца и души: за чем шли в Великорецкое, то и получили.

 DSCN2452_1824x1368

Последний день

        В два часа ночи мы уже на ногах и направляемся к новому, только что освященному красивому храму поселка. Путь лежит вдоль реки Вятки по сосновому бору. Остановившись на небольшой отдых в п. Гирсово, выходим на автотрассу и до конца крестного хода идем по ней.

        С краю колонны идет молодая женщина с трехлетним ребенком на специальном стульчике за спиной – гости из Северодвинска. Наталия приехала уже в третий раз, а дочь ее Лиза первый раз в таком путешествии. Многие крепкие мужчины сходят с дистанции, не выдерживают нагрузки, а хрупкая Наталия несет двойной груз и ничего, не видно не усталости, ни хмурости, в глазах радость!  Всем помогает святитель Николай. «Если мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает 10 шагов к нам» - всплывают слова святых отцов Церкви.

        С каждым шагом приближаемся к Вятке. За новым мостом через реку нас встречают церковнослужители с хоругвями, крестный ход приобретает торжественность и возвышенность. Заходим на территорию церкви Новомучеников и Исповедников Российских, исполняется акафист, а еще через 10 минут идем по улице Луганской к центру города. Жители города присоединяются к нам, встают в общую колонну. С молебном останавливаемся у храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Здесь уже вливаются все жители города: и старушки, и молодые мамы с детьми, с колясками, многочисленные встречающие своих родственников, потоку людскому нет конца. Возле восстанавливающихся храмов священники окропляют нас святой водой, ангельские голоса певчих не умолкают ни на секунду. Паломников встречают жены, кого – то мужья, других дети, оставленные на эти шесть дней у своих бабушек. А количество бабулек  в колонне все растет с каждым шагом. Они наверно глазам своим не верят, что вновь возродилась наша православная вера, что вновь возродился наш Великорецкий крестный ход.

А ведь именно они, наши бабушки, наши «белые платочки» сохранили для нас эту святую веру, пронеся ее через десятилетия безбожия, гонений, репрессии, запрещений. Именно эти бабульки идущие с краю колонны через свои крестные знамения и невидимые молитвы сохраняли нас от всех искушений, от всех войн и невзгод. Именно они выполняли обет наших предков – посещать реку Великую и сберегли эту традицию и для нас с вами. Так хочется поставить их в первые ряды колонны, как жен – мироносиц, жен – спасительниц, истинных хранительниц Священных Таинств, когда храмы были разрушены, церковнослужители расстреляны или сосланы в лагеря. Именно они сохранили и донесли до нас святые иконы православной Церкви. Но пройдя горнило гонений и войн, они остаются добрыми, искренними, открытыми всем людям, с чистым сердцем и совестью. Дорогие паломники, жалейте их, любите их, заботьтесь о них, именно они спасли всех нас от иноземного вероисповедания. Низкий поклон вам земной, наши любимые бабушки, от всех верующих христиан всей необъятной России, от всех паломников Великорецкого крестного хода! Нас снова встречает весь город, удивленные лица неверующих пока еще людей. А по городу несется благовест и не прекращается до самого Трифонова монастыря.

IMG_5349_2592x1728

Прощание

  Снова звучит Акафист Святителю Николаю Чудотворцу перед Успенским собором. Быстро пролетело время, как будто и не было этих шести дней молитвенного подвига, когда каждый день приходилось преодолевать по 30 – 40 километров!  Впервые крестный ход прошел без дождя, по сухим тропам и лесным дорожкам. Это Николай Чудотворец по нашим молитвам пошел нам навстречу, облегчил наш путь. Такое бывает, когда собираются настоящие молитвенники за нашу великую Россию, за древнюю Вятку, за своих любимых, родственников и друзей; когда люди несут с собой любовь, мир и смирение; когда среди паломников царит взаимопонимание и взаимопомощь; когда среди паломников царит особый Божественный дух, отсутствие скверны, грубости, вредных привычек. Пусть будет такая же солнечная погода во все последующие годы! И пусть восхваление святителю Николаю никогда не умолкает в наших немощных душах:

                                        «Радуйся, Николае, великий Чудотворче!»

     Снова целый год будем жить воспоминаниями Великорецкого крестного хода, который в 2013 году  был посвящен  630-летию обретения  на берегу реки Великой Чудотворного образа святителя Николая.

Лечебница духовная

       Что же представляет собой крестный ход и что дает он нам – паломникам, трудникам, молитвенникам?

      В первую очередь это подвиг христианской любви – служение ближним, для этого и проходим Таинства Исповеди и Причащения на берегу реки Великой, укрепляемся благодатию Божией, соединяемся со Христом.

      Произнося слова Акафиста – «неседальную песнь» Жития святого Николая и повторяя тропари свт.Николаю избираем свой путь, которым должны идти по жизни, исполняя заповеди Божии, это и цель нашей христанской жизни.

      Великорецкий крестный ход – это Великорецкие университеты, наше образование, перевоспитание «себя любимого». Узнаем, что кроме нашего тела есть еще и душа бессмертная.

      Это встреча с живым православием, когда радует все, даже грязь , лужи, комары, дождь.

      Это школа молитвы: потрудиться – помолиться. Учимся молиться о спасении своей души, о процветании Вятского края, о мире во всем мире, о семейном благополучии, за своих детей и близких: «Святый отче Николае, моли Бога о нас!»

      Это исполнение обета, данного нашими предками святителю Николаю более шести веков назад – приносить его образ к месту обретения на реку Великую.

      Это и телесное и духовное исцеление, это лечебница духовная, в процессе которой происходит в нас исцеление грешного человека, укрепление духовное, обновление всего человека.

      Это духовный праздник, начало отсчета нового времени каждого человека, открываем и в себе и в окружающем мире новую дверь в мир невидимый, мир духовный.

      Только здесь начинаешь понимать, как мало человеку надо: краюха хлеба, глоток родниковой воды, крыша над головой и молитва – как единственное средство способное помочь в данную минуту.                                     До очередного крестного хода!!!