Храм Вятки с 300-летней историей

Впервые наша Воскресная школа отправилась в паломническую поездку не в субботу, а в День Господень, в воскресенье! В восемь часов утра дети, родители и несколько гостей из других городских приходов собрались у храма Иоанна Предтечи. Ноябрь самый темный и зябкий месяц на Вятке.  «Пышное природы увяданье» завершилось ноябрьским обмороком, в « багрец и в золото одетые леса»  подняли к небу голые тяжелые ветви.

осенняя пора 2.jpeg

Красота мира обнищала перед новыми свежими росписями зимы. Отдохни человек от всего внешнего, призывает в это время природа, побудь наедине с самим собой, помолись в тишине, поразмысли о своей жизни, почувствуй радость «внутренней пустыни». Самое время сообща отправиться на край света, в паломничество и чтобы подальше, чтобы вовсе сменить душевную пластинку.

рай 2

 

                        Вход во "внутреннюю пустыню"

Так мы и поступили и покатили вновь по не быстрым русским дорогам сумрачным осенним утром в древнее село Юрьево. Дети затеяли было в автобусе игру, радостный дорожный переполох, но быстро угомонились, и склонив головы друг к дружке, продремали почти весь двухчасовой путь. Но родители бдели и молчали. Разговоров было мало. Каждый ехал, думал о чем-то своем, смотрел в окно на неяркие виды родной земли, и словно обогревал свое сердце предстоящей встречей с Юрьевской святыней, привезенной с горы афонской, иконой Божьей Матери «Достойно есть».

 

достойно есть
 
                               Историческая заметка 
 

Село Юрьево расположено в 20 км от города Котельнича Кировской области на правом берегу чистой и глубокой  реки Моломы.  Рыбаки меня поймут и важно покивают головами. Рыба здесь водится серьезная! Дата основания села - 1598 год. Но эта дата официальная. Поселение Вятских людей на  берегу  Моломы пускало в небо сладко-белесые  дымы из печеных труб до этой даты уже не одно десятилетие. Дата основания согласно грамоте Московского патриарха Иова и сборнику храмоздательных грамот Вятской епархии была приурочена к году закладки деревянной церкви во имя Ильи Пророка. Название же самого села связано с именем влиятельного князя Юрия Галицкого. История обретения имени селом весьма познавательна и не лишена высокого смысла.

Юрьево

 

 
Николай  Карамзин в   «Истории государства Российского» пишет:
В 1174 году некоторые жители области Новогородской, отчасти наскучив внутренними раздорами, отчасти теснимые возрастающим многолюдством в их пределах, решились выехать из отечества и, Волгою доплыв до Камы, завели селение на берегу ее. Зная, что далее к северу обитают народы дикие в стране лесной, изобильной дарами природы, многие из сих выходцев отправились вверх до устья Осы; обратились к западу; дошли до Чепцы и, плывя ею вниз, покорили бедные жилища вотяков; наконец, вошли в реку Вятку и на правом берегу ее, на горе высокой, увидели красивый городок. Место полюбилось россиянам: они захотели овладеть им и навсегда там остаться; несколько дней говели, молились и, призвав в помощь святых защитников своего отечества, Бориса и Глеба, на память их, июля 24, взяли город. Жители скрылись в лесах. Завоеватели дали  имя городку Никулицыно и построили в нем церковь Бориса и Глеба» . Это пока еще не про Юрьево, но уже близко. «Между тем оставленные на Каме товарищи решились также искать другого жилища; пришли на судах к устью Вятки, плыли сею рекою вверх до черемисского города Кокшарова (ныне Котельнича) и завладели оным». А как мы уже знаем село Юрьево располагается всего в 20 километрах от Котельнича. «Утвердясь в стране Вятской, россияне основали новый город близ устья речки Хлыновицы, назвали его Хлыновым и, составили маленькую республику, особенную, независимую в течении двухсот семидесяти восьми  лет, наблюдая обычаи новогородские, повинуясь сановникам избираемым и духовенству.
 
P1080100_979x734 - копия
 
   Стенд  в притиворе храма с именами погибших  односельчан
 
Первобытные обитатели земли Вятской, чудь, вотяки, черемисы, хотя набегами беспокоили их, но были всегда отражаемы с великим уроном, и память сих битв долго хранилась там в тожественных церковных обрядах: два раза в год из села Волкова (в предпоследний раз мы с Воскресной школой ездили именно в село Волково) образом св. Георгия носили в Вятку железные стрелы, кои были оружием чуди и вотяков и напоминали победу россиян». Итак, мы подобно древним Новгородцам проделали путь до «черемисского города Кокшарова», правда не «на судах», а на железной четырехколесной посудинке,  забавно прозванной в народе «Пазиком».

 

P1080101_979x734 - копия

 

Селение Юрьево, хоть и расположилось на высоком берегу реки, по отношению к межрегиональной трассе находится в низине. Даже куполов храма с дороги почти не видно. Свернув налево к Юрьеву, водитель автобуса занервничал, спуск к храму по обледенелой проселочной дороге был крутой и узкий, с другой машиной не разъехаться.  «Без бульдозера обратно не вылезем!» - обреченно завздыхал шофер Валера. Но мы, паломники, почему-то совершенно не сомневались в обратном исходе дела. Вылетим в горку  как на крыльях! Так и случилось. «Во поперло!- изумлялся водитель, - Во поперло!» Да, не «поперло»,  а вознесло! Радость-то она всегда возносит! Автобус остановился у храма, дети гурьбой выкатились на вольный воздух и сразу стали играть в снежки. Благо сырого  и нехолодного снега было предостаточно. Немного размявшись, приведя себя в порядок, мы вошли под своды старинного каменного храма.

P1080103_979x734 - копия

 

Деревянную церковь, постройки 1598 года,  разобрали в 1779 году. Почти 200 лет простояла церковь. У ней не только стены и крыша были деревянными, но и купола.  Храм же Ильинский  под сводами, которого мы оказались, был создан в 1770-1784 годах под руководством «каменных дел мастеров» Никиты и Данилы Горынцевых. Построенный мастерами Ильинский храм  на высоком и крутом берегу Моломы, открытый всем ветрам,  стоит недвижно и крепко, действительно, словно исполненный пророческой Илиевой  стати. Он возвышается как священный маяк посреди волнующегося моря житейского.  Здание состоит из трех частей, построенных в разное время: собственно храм, трапезная и колокольня. Храм богато украшен декоративной каменной отделкой. Вернемся немного назад, имя Юрьево не отпускает. Каким же он был князь Юрий Галицкий? Почему далеко от Московских пределов это бедное селение, насчитывающее ныне в 21 веке всего 810 душ, приобрело себе такое звучное родовитое название?

 

                                          князь Юрий.jpeg
 Князь Юрий Дмитриевич
 
  «Древние грамоты доказывают, - убеждает нас Николай Карамзин, - что   Василий действительно присоединил Вятскую область к московским     областям и что брат его, Юрий, князь Галицкий, господствовал над     оною. Впрочем, сия народная держава еще сохранила свои древние   уставы гражданской вольности». Том V. Глава II.

   Родился 26 ноября 1374 года в Переяславле-Залесском и был окрещён         Сергием Радонежским. В 1389 году по духовному завещанию своего отца Дмитрия Донского получил в удел Звенигород, Галич, Рузу и Вятку. Столицей своей избрал Звенигород.Построил  три каменных собора Успенский собор в Звенигородском городке, Рождественский собор в основанном близким к нему Саввой СторожевскимСаввино-Сторожевском монастыре и Троицкий собор в Троицком монастыре Сегодня это Троице-Сергиева лавра. Два первых собора были освящены личным духовником князя — Саввой Сторожевским, все три расписаны при участии приглашённых князем  великих русских иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Юрий был очень популярен как удачливый полководец и опытный дипломат, а также покровитель искусств и литературы.

фреска Андрея рубева

                Настенная роспись преп. Андрея Рублева

В 1399 году  князь Юрий совершил успешный поход на Среднее Поволжье - первый поход, в котором русские разорили достаточно обширные татарские земли, разгромив 14 городов, включая Булгар, Жукотин и Казань, вернув на  часть награбленного  русского достояния. После смерти 27 февраля 1425 года Василия I Юрий стал одним из претендентов на великокняжеский престол. Юрий, отправившийся было в Москву по приглашению митрополита Фотия для присяги новому князю Василию II, переменил своё решение, повернув обратно около Галича. Показав тем самым непослушание московским властям, Юрий вступил в борьбу за московский престол, предъявив свои права на великое княжение в соответствии с завещанием Дмитрия Донского.

Vasilii_II_Temnii

                            Великий князь Василий II

Юрий Дмитриевич обладал большим авторитетом в землях Северо-Восточной Руси, а его личные владения (Звенигород, Вятка, Галич, Руза) находились в стадии экономического подъёма. Всё это объективно способствовало дальнейшим успехам князя в борьбе за великое княжение. Стратегическим центром, в котором были сосредоточены его силы, князь избрал отдалённый Галич. Для подготовки к предстоящей борьбе князь заключил перемирие с Василием II до Петрова дня. За время перемирия Юрий, как и его соперник, усиленно готовился к будущей войне. Дальше до 1433 военная фортуна, то поворачивалась к Юрию спиной, то благословляла его на победу. В это же время митрополит Фотий безуспешно пытался примирить Юрия с великим князем. В решающем сражении на реке Клязьме 25 апреля 1433 года Юрий Дмитриевич разгромил Василия и занял Москву.

битва

Однако, великокняжить не получилось. Внутренние семейные неурядицы и крупные ссоры с сыновьями вынудили князя Юрия примириться с племянником, вернув ему Московский престол. Вслед за этим Василий Васильевич и Юрий заключили новый договор, согласно которому Юрий признавал старейшинство Василия II и отказывался помогать своим старшим сыновьям. Но мирная жизнь не получилась, нестроения, смуты, локальные битвы,  «зело» досаждали князю Юрию.  В 1434 году он, помирившись с сыновьями, крупными военными силами, к которым присоединились вятчане, выступил в поход против Василия II.

20 марта 1434 года Юрий в решающей битве на реке Могзе разгромил войска Василия II, который бежал в Новгород. Юрий после недельной осады вновь занял Москву. Великие княгини Софья Витовтовна и Марья Ярославна были высланы из Москвы. Казна великого князя досталась Юрию Дмитриевичу. Находившийся в бегах Василий Васильевич нигде не встречал поддержки и планировал отправиться в Орду.
Юрий Дмитриевич добился широкого признания. Он заключил договоры с рязанским князем Иваном Фёдоровичем, Иваном и Михаилом Андреевичами. Благодаря мероприятиям Юрия Дмитриевича была изменена система взаимоотношений между великим князем и его союзниками и родичами. Увеличив дистанцию между собой и прочими князьями Юрий сделал важный шаг на пути к утверждению самодержавия. Долго править Русью не привелось. Меньше чем через три месяца 5 июня 1434 года Великий князь Юрий Дмитриевич скончался и  был похоронен в Архангельском соборе в Москве.

 

нестроения

 

За всеми этими поражениями и  войнами с родственниками о вятских людях московские правители ненадолго запамятовали. Живите, как вздумается люди русские на земле широкой и вольной! Но не забыли о своем участии в большой политике страны вятичи, сохранили память о соратничестве своем Великому князю Юрию в битве на реке Мозге. Вернувшись из Московских пределах в родные пределы, они основали поселение и назвали его в честь Юрия Дмитриевича – Юрьево. Таким образом, вятские люди помогали собирать землю русскую под начало единой царской власти. Можно долго спорить, хороша или нехороша царская власть сегодня. Однозначно, для того времени самодержавие было единственным выходом из тупика междоусобиц и самолюбивых феодальных замашек удельных русских князей.

P1080088_979x734 - копия

 

Широко распространено мнение о выходцах из Великого Новгорода, как о разбойниках-грабителях, как о «хлынах, перекати поле». Дескать,  горожане-ушкуйники 13-14  века были более привычны к мечу и топору, чем к сохе или какому-то ремеслу. Может быть это и верно, но на примере села Юрьева мы видим, новопоселенцев окрылял не только дух Новгородской вольницы, но и мысли о великом едином русском государстве от края земли и до края. Не забыто  послание вятчанам митрополита Ионы, в котором он укорял их в жестокости: «Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем христиане, а живете делающе злая, горше нечестивых, ни по христьянству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православныя истинныя христианскыя веры; християньство губите убийством и полоном и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите вся церковная священная приходия, кузьнь и книги и колоколы, и вся творите злая и богомерьзкая дела, якоже погании» Полемические преувеличения московского святителя понятны, но дело не в исторической правде. Скажут, выдумали юрьевцев, предуведавших правду самодержавной власти. Ох, горе, роду человеческому от культурно-исторической наивности! Таковым ответим: ни одному народу на земле от проблесков собственного величия в земной истории еще не было досадно!

P1080099_979x734 - копия
                Настенная роспись в Ильинском храме
 

В храме просторном и высоком было на удивлении тепло.  Вкусно пахло дымком дровяным и ладаном. Топили печки. Настоятель храма, иерей Михаил отверзал царские двери. Вскоре он вышел причащать народ Тайнами Христовыми. Опоздали! Думали, что прибудем, хотя бы к чтению Евангелия, не случилось. Причастников из близлежащих сел и, видимо, городка Орлова было человек 15.

храм внутри

 

Мы успели немного оглядеться, подать записочки в церковную лавку о здравии, приобрести свечи, приготовиться к молебну перед чудотворной иконой Божией Матери. Дети заметили в углу картонный макет Ильинского храма. Выполненный со тщанием, с искусной детализацией он произвел на многих паломников большое впечатление. Рассматривая его, мы чувствовали себя странно, словно мы были великанами, смотревшими на храм сверху, мы словно парили над его куполами и колокольней. Может быть, это так душа воспаряет?

 

P1080087_979x734 - копия

 

Отец Михаил совершил отпуст с крестом и во время целования произнес краткую доходчивую проповедь о греховных привычках. «Добрые привычки или навык, - сказал в проповеди отец Михаил, - помогают христианину жить на этом свете, любить, миловать, они дают силы для совершения духовных подвигов. Злые, греховные привычки, становятся нашими страстями. Они губят нас, отнимают сердечные силы, лишают покоя и радости о Господе. Отказаться от страстей трудно. Необходим глубокий опыт молитвы и посильное участие в таинствах Церкви».

P1080093_979x734 - копия
Затворив Царские двери, настоятель вскоре вышел боковой дверцей, называемой еще дьяконской, с крестом и евангелием для совершения молебна перед иконой Богородицы. Утешением было видеть, что никто из детей не ушел с молебна. Полным автобусным составом Предтеченские паломники духовно соединились в молитве.

 

P1080094_979x734 - копия

Отец Михаил с опрятной окладистой бородой в огромных почти мотоциклетных очках вел молебен тихо, сердечно и благоговейно. Слова акафиста, по слову Евангелия «входили в сердце и выходили» и молящиеся «обретали пажить», то есть сердечная земля становилась готовой для принятия Божьей благодати. Мерять благодать последнее дело. Мы не меряем, свидетельствуем о благодатных токах чудотворной иконы.

P1080092_979x734 - копия

                Об иконе Божьей Матери «Достойно есть» 

Святая икона Божьей Матери «Достойно есть» появилась в храме села Юрьево в 1863 году в год великой реформы освобождения крестьян от крепостнического гнета. Сообразуя время ее появления с историей села Юрьева трудно назвать ее появление случайным. Она была послана с Афонской горы отцами Пантелеймонова русского монастыря в награду за пожертвования, на которые прихожане юрьевской церкви не скупились. Каждому свое – монахам непрестанная молитва за весь мир, мирянам – обустройство и поддержка монастырских стен. Икона написана на кипарисной доске и освящена на Афоне.  Икона на обратной стороне  имеет надпись: «Сооружена сия святая икона тщанием и усердием раба Божия Филиппа Ерофеевича Садырина в 1881-1882 годах за краткое исцеление болезни преподобными отцами Зосимой и Савватием Соловецкими чудотворцами по данному обету во время проживания его в святой обители».

 

P1080095_979x734 - копия

Случаи чудесных исцелений от Афонской иконы Богородицы записывались местными священниками и по распоряжению Епархиального начальства проверялись следственной комиссией. Сегодня в храме села Юрьева можно приобрести книжечку с описание чудес. Образ Матери Божией на иконе «Достойно есть» часто называют афонской Игуменьей. Вообще, это один из излюбленных образов афонских иконописцев.

P1080097_979x734 - копия

 

Завершив молебен с акафистом, настоятель храма помазал елеем из лампады, горевшей перед иконой, духовных путешественников, и пожелал всем приятного аппетита. «В трапезной мы варим для вас ведро пельменей! – с мягкой  улыбкой сказал  отец Михаил. Но перед тем как укрепить свою  алчбу и   неуемный детский голод, мы отправились на крутой берег реки Моломы. Широкая русская даль охватила сердца. Долгим рассказом об истории села Юрьева, о великом шелковом санном пути по руслу замерзшей реки, о битвах в узком и глубоком овраге обозников с разбойничьими ватагами, преподаватель Воскресной школы занял умы слушателей. Уходить с берега никому не хотелось. Как уйти от красоты с высоты?
P1080102_979x734

Но матушки юрьевские, с пельменями гурьевскими не дремали, зазывали, как могли и умели, по благословению настоятеля. Трапезная  располагается недалеко от храма на первом этаже  двухэтажного деревянного дома. Столы, поставленные буквой «П», буквально через пять минут, как по волшебству, наполнились заготовленными паломническими припасами. Было пусто – стало цветно и густо! А когда на столы поставили огромные тарелки с дымящимися пельменями, даже у вилок и ложек слюнки потекли.

P1080106_979x734
Беседа за воскресным обедом продолжилась сама собой, заговорили о преподобном Андрее Рублеве, о Данииле Черном, о Максиме Греке, о мировом значении  иконы, о великом духовном подвиге русских иконописцев. Было даже немного неловко вести такую задушевную беседу под горячие пельмени. Тут бы сухарики с ключевой водичкой подошли.
портрет Андрея рублева

               Прижизненный портрет преп. Андрея Рублева

Отца Михаила храмовые дела надолго задержали в храме, так что когда он пришел, то счастливые и сытые дети, начали шуметь. Их отправили на улицу играть в снежки. Настоятеля зовут – отец Михаил, в среду – праздник Архистратига Михаила и прочих сил небесных. Сложив «два и два», мы дружно спели отцу настоятелю многая и благая лета! Растроганный  нашим поздравлением отец Михаил, надарил нам на прощание целую кучу отличных духовных советов на все случаи жизни, благословил нас в обратный путь и проводил до охолодавшего «Пазика».
P1080107_979x734

Водителя, кстати, мы не забыли и накормили его не по-детски. Автобус на прощание икнул и мяукнул! Что такое? Автобус замяукал!

 

P1080112_979x734

Оказалось, одному из паломников на дорожку преподнесли подарок – пушистого котенка в картонной коробке, настоящего юрьевича. «Я без кота жить не могу! – показывая детям живой подарок, повторял и повторял осчастливленный паломник. Малая животинка, а кому-то жить помогает, дает силы не иззябнуть темными ноябрьскими вечерами. Возвращение было стремительным и легким. Клевали носом уже все: и дети и  взрослые. Сон не только «дневных трудов награда», но и духовных тоже. Город нас встретил равнодушно, как и полагается большому городу. У храма было тихо. Каждый, сохраняя светлую радость, отправился домой приумножить ее, разделив благодатные юрьевские впечатления со своими ближними и домашними. А в храме Ильинском подошли к преподавателю Воскресной школы две бабушки с наказом: «Смотри, напиши все как есть. Ничего не затворь.  Все, что ты пишешь, мы все читам!»

 
P1080104_979x734 - копия

          Вид с берега реки Моломы