

Батюшка с мальчиком отошли в сторону, и присели на лавочку, благо в уютном городке их было еще предостаточно. «Тебя как зовут?» - спросил батюшка. «Алешей», - ответил он. « А меня отец Николай. Я служу в здешнем храме. «Да я Вас много раз видел, только издалека, - смущенно сказал мальчик. « Ну, да ничего, какие наши годы, еще наговоримся. Вот значит, тебя зовут Алешей, а имя Алексей переводится как защитник, вот и будь им, будь мужественным. Если тебе что-то будет не понятно, ты меня сразу спрашивай, хорошо?» - начал батюшка, - я никуда не тороплюсь. Давай с тобой посидим, побеседуем. Ты ничего?
Эта история началась летом в старинном русском городке. Началась, да так и не закончилась. Чему ее участники весьма и весьма рады, хотя обстоятельства первой встречи назвать счастливыми затруднительно. Однажды молодой еще батюшка бодро шел по улице, прячась от яркого солнца за крыши домов и вдруг у кустов на перекрестке увидел, как мальчик лет двенадцати бьёт собаку палкой. Он подбежал к нему, отобрал палку и спросил: « В чем провинилась твоя собака? За что ты ее так угощал палкой?» Мальчик ответил: «Я вовсе я ее не угощаю. Она меня не слушается, вот я ее и учу! А она не слушается!». «Но ведь собаке-то больно» - возразил батюшка. «Ну и пусть больно», - тихо ответил мальчик, нырнул в кусты и убежал.
А. Пушкин
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. До сих пор в самосознании русского народа она не нашла должного отражения. Непонятое время современниками, полузабытая потомками эпоха тотальной реформации. По значимости российский период с 1860 по 1890 можно сравнить только с эпохой великих Петровских преобразований. Это время отмены в 1861 году многовекового крепостного права и целой серии судебных, земельных, образовательных, экономических, финансовых, военных, цензурных и дорожных реформ, затрагивающих без исключения все стороны общественной жизни.