«Какое счастье принадлежать к своему народу, прислушиваться к его душе, упиваться его сказками и их толковать! В сказках содержится детство русской души, вопрошающей и размышляющей о смысле жизни; о путях добра и зла. В них начало формирования национального мироощущения и выражения жизни. Просты и глубоки русские сказки, молоды, как внимающее им дитя, древни, как сказывающая их прабабка».
Иван Ильин, русский философ
Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие.
Мк. 10, 14
Об образах и прообразах игрушки
В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. В 1913 году земство передает свою хозяйственную деятельность и весь ассортимент изделий в ведение организовавшейся «Кустарно - промышленной артели игрушечников».
Нередко приходится слышать мнение, что игрушка - это потерявшая божественный статус статуэтка животного, птицы, водяного гада, то есть считают, что явление игрушки атеистическое. Такой взгляд не только унижает творческое начало в человеке, но и никогда не приблизит нас к пониманию игрушечного феномена. Подобная ущербная точка зрения встречается и в работах, посвященных возникновению искусства.
Шутейник Азалия
(пьеса для Рождественского утренника)
Первое действие
Ночь. Светит месяц. Громко стрекочут кузнечики. На сцене ворота бедной гостиницы. У ворот сидит шутеец Азалия и беседует с петухом Борькой.
Азалия: Ох, уж эти причуды царей! Ради царской переписи мне пришлось тащиться в этот Вифлеем за тысячу верст из славной и богатой Антиохии! А все почему? Угораздило меня здесь родиться. Нет у меня ни дома, ни семьи, а все друзья разбрелись по земле в поисках счастья! Нашли ли они его? Бог весть!
Преподаватель. Ребята, Вы помните Алешу №? Он вместе с вами в том году ходил в Воскресную школу…
Дети. Да, помним.
Преподаватель. Хорошо. Я вам немного расскажу о нем. Летом Алеша лежал в больнице. Я его навестил. Он пожаловался мне на мальчиков, которые лежали с ним в одной палате. «Они, - говорил с обидой Алеша, - все время дерутся, обзываются, и смеются над тем, как я молюсь Богу, а когда они друг у друга отбирают что-нибудь, то никогда потом не просят прощения».