Мы начали радостный и святой Рождественский пост. Пост начинается 28-го ноября, за сорок дней до рождества по плоти нашего Господа и Спаса Иисуса Христа, и заканчивается собственно в день празднования Рождества 7-го января по гражданскому календарю.
Как еврейский народ сорок лет скитался по пустыни, прежде чем вошёл в Землю Обетованную, также и Святая Церковь ведёт нас через сорокодневную пустыню поста, прежде чем мы войдём в Божие обетование открывшееся нам в Рождестве.
Для евреев скитание по пустыне было необходимо для того, чтобы сбросить с себя оковы рабства—телесные, умственные и духовные. Целое поколение людей рождённых и выросших в рабстве должно было умереть, прежде чем тем, кто уже не помнили рабства или были рождены свободными, было позволено войти «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 3:8). Также и мы должны сбросить с себя оковы рабства грехам и страстям — рабства телесного, умственного и духовного. Мы должны перестать быть рабами греха и стать друзьями Христа через исполнение Его заповедей (Ин. 15:14).
У поста есть несколько важных и взаимозависимых аспектов. Первое, о чём многие задумываются, это ограничения в количестве и качестве пищи. Рождественский пост не так строг, как некоторые другие посты—рыба разрешается во все субботы и воскресенья, кроме последней недели перед Рождеством (2 и 3-го января), и в церковные праздники: Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4-го декабря) и Отдание Введения (8-го декабря), Курской Коренной иконы Богородицы (10-го декабря), Саввы Освященного (18-го декабря), Зачатие Пресвятой Богородицы (22-го декабря) и преподобного Германа Аляскинского и мученика Петра Алеута (25-го декабря).
Почему мы соблюдаем пост в пище? Потому что мы—целостные существа. Христос не пришёл спасти только наши души, но всё наше естество: душу, тело, ум, дух, волю—и столько ещё «частей», сколько кому угодно будет насчитать. Он вполне принял на Себя наше человечество и «всего человека исцелил» (Ин. 7:23). В богоданном порядке наш дух должен устремлять нас к Богу, душа должна находить вдохновение в устремлении духа, а тело должно быть питаемо деланием воли Отца (Ин. 4:34; ср. Мф. 4:4). Грех искажает богоустановленный порядок, и тело наше питается тленным и становится рабом страстей, душа находит вдохновение в вещах телесных, а дух наш уже более не жаждет Бога, но устремляется вслед за страстями души.
Святая Церковь даёт нам время поста для того, чтобы помочь исцелить и восстановить нашу повреждённую природу. Спортсмен не получает приза, прежде чем не будет терпеливо упражняться в дисциплине и «воздерживании от всего» (1 Кор. 9:25). И если мы хотим получить «венец нетленный» (там же), то и мы должны положить наше начало в воздержании—начиная от вещей материальных и, восстанавливая богоустановленный порядок, достигая даже до вещей духовных. Если мы не сможем усмирить свой желудок, как можем мы надеяться усмирить свой язык и мысли, как можем мы взяться за борьбу со страстями? Мы должны приучить свои телеса к дисциплине, потому что без этого основания мы не сможем построить стен храма души своей. И как любое основание ценно не само в себе, но в том, что на нём построено, смысл подчинения тела заключается в том, чтобы освободить из-под его подчинения душу.
Царь и Пророк Давид говорит: «Воздержи язык свой от зла» (Пс. 33:13), и «Восхвалю Господа на всякое время, всегда хвала Его во устах моих» (1, 2). Если мы хотим, чтобы наш пост стал чем-то большим, нежели просто диетой для похудания, то мы должны следовать словам Пророка. Мы должны научиться сдерживать свой язык и уберегать мысли через общение с Богом.
Бегите ко Христу в молитве, но блюдите, чтобы молитва ваша не была бы как «медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). С усердием внимайте каждому слову молитвы, чтобы слова эти стали не просто чужими словами, которые вы повторяете, но вашими собственными словами, исходящими из всего сердца вашего, всей души вашей и всего помышления вашего (ср. Мф. 22:37).
Бегите ко Христу в чтении Евангелия, но блюдите, чтобы чтение это не стало бы пустым времяпровождением, смысл которого забыт, как только захлопнута книга. Просите Пресвятую Богородицу помочь вам сохранять все слова Евангелия и хранить их в сердце (ср. Лк. 2:19, 51), славя Бога за Его богатую милость к нам.
Важнее всего, бегите ко Христу в причащении Его Телу и Крови, но приступайте к Нему в смирении и покаянии.
Да благословит всемилостивый Бог это время нашего поста. Да приимет Он наши немощные человеческие труды и Своей божественной благодатью, «немощныя врачующей и оскудевающия восполняющей», да исправит жизнь нашу к деланию заповедей Своих. Да освятит Бог наши души, «телеса очистит, помышления исправит, мысли очистит», чтобы и мы со ангельскими соборами и ликами мучеников прославили Святую Троицу.
священник Сергий Свешников
по материалам: https://azbyka.ru/propovedi/na-nachalo-rozhdestvenskogo-posta-svyashhennik-sergij-sveshnikov.shtml