Пирамидка
Что это такое? Деревянная гладкая палочка с широким основанием, на которую последовательно нанизываются круглые разноцветные диски разной величины. Для чего она ребенку? Ведь, наверное, не для того, чтобы он учился только координации движений и умению определять размеры объектов. Причем цвет несет здесь вспомогательное значение. Эта пирамидка показывает ребенку иерархичность бытия, его слаженность и последовательность красоты.
Если он самый маленький диск поставит вниз пирамидки, а самый большой - наверх, то она будет неустойчивой, а то и совсем упадет. И он начинает понимать… Конечно же, дитя не рассуждает так: “Ага, вот я сейчас собрал пирамидку. Это необычайно полезно для моей последующей духовной жизни. Когда я буду учиться в православной гимназии, мне расскажут о Боге, об ангельской иерархии. Учитель спросит: “Все ли понятно?” Я подумаю и отвечу, что да, все ясно. В детстве я, помнится, пирамидку складывал и мне именно такие мысли приходили в голову” Так не будет. Но сам образ складывания пирамидки запечатлеется в сердце, смысл ее, как зернышко, упадет в “тайные” души и расцветет в ней великим древом понимания, что гармоничное бытие всегда иерархично.
Красота – это прежде всего иерархия, и наоборот, Иерархия – это красота. В Православии есть особое понятие об Иерархии. По определению Дионисия Ареопагита, она есть “священный чин, знание и деятельность, по возможности уподобляющаяся Божественной Красоте и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию” (Д. Ареопагит. О Небесной Иерархии.) Цель ее: “Она отпечатывает в себе образ Бога и причастников своих творит божественными подобиями… так что и они начинают отражать и сообщать низшим себя приемлемое ими Божественное сияние” (Там же). “Чин иерархии требует, - пишет прот. Георгий Флоровский, - чтобы одни просвещали и совершенствовали, другие просвещались и совершенствовались. Начало иерархии – Святая Троица, источник жизни и единства. Иерархия есть ступенчатый строй мира. Бог есть все во всем, но не во всем равно… Но между этими, как бы все отступающими, концентратами (дисками пирамидки) есть живая и непрерывная связь, и все существует для других, так что полнота всего осуществляет цель мира. Все стремится к Богу, но стремится через посредство, сквозь среду более тесных концентратов (все уменьшающихся дисков пирамидки)… Цель иерархии – любовь к Богу и общение с Ним” (прот. Георгий Флоровский. Восточные Отцы 5-8 века, ст.110).
В мире все стройно и согласовано между собой; ни одна вещь не теряет своего значения во свете “лица Божия доброты неизреченной”; человек как один из “концентратов” просвещает через свое сердце нижележащее бытие. Эта гармония “есть Божественная печать в мире. Она сказывается, прежде всего, в иерархии, в иерархичности мира” (прот.Г.Флоровский, там же).
Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в г. Сосновый Бор
Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в г. Сосновый Бор
Эта сплошная многоступенчатость и взаимосвязанность бытия имеет две плоскости -вертикальную и горизонтальную. Наложение их друг на друга дает крест. Символ жертвенной, “безумной” любви Бога к Своему творению. Можно поставить знак равенства между такими понятиями, как Красота, Иерархичность, Стабильность. Эту же истину в образной форме утверждает сказка “Теремок”. Почему медведь пришел и сломал коммунальный домик? Была нарушена горизонтальная иерархичность жизни. Такое существование антистабильно и в конечном итоге приходит к саморазрушению. Медведь должен жить в берлоге; зайчик под кустиком; мышка в норке; комарик на веточке, а лягушка “в болоте, на лилии” (мнение одной милой девочки из детского православного садика), а человек на небе в Доме “Отца Светов”. Туда “медведь” не заберется.
Церковь в честь горы Голгофа в районе Лесного Городка, Кемеровская область
Церковь в честь горы Голгофа в районе Лесного Городка, Кемеровская область
Методически воспитательное значение пирамидки можно упрочить, если всем цветам придать символическое значение и разместить соответствующим образом на пирамидальной вертикали. Венчать пирамидку – должен белый шарик (символ Бога), ниже следовать – желтый, самый маленький диск (символ ангельских чинов), еще ниже - красный (символ святых), далее – голубой (символ неба), потом – зеленый (символ человека и “всякого дыхания”, последний – коричневый (символ земли), завершающий диск, в центре которого утверждена вертикальная палочка, должен быть белого цвета, как венчающий пирамидку шарик. Символическое значение одного цвета шарика и основания – в том, что Бог пронизывает Своей Силой всю совокупность бытия.
Церковь Александра Невского в Кожухово, Москва
Церковь Александра Невского в Кожухово, Москва
Ванька-встанька
У современных детей имеется, к сожалению, только один образ этой игрушки. Два пластмассовых шарика, поставлены друг на друга. Нижний является туловищем. Верхний – головой. Лицо у этого Ваньки-встаньки “советского периода развитой номенклатуры” всегда стандартное: необыкновенно тупое и наивное. Почему Ваньку бьют, а он встает? Потому что он “Иван-дурак”, он тупой, и за это его снова и снова роняют на пол. Был бы умный, лежал бы себе тихонечко и не “прыгал”. Примерно так мог бы размышлять взрослый человек, глядя на этого “краснощекого” младенца-молодца.
Думается, что лицо у этой игрушки должно быть почти иконописным: простым и веселым. Самый подходящий лик для него – монашеский. Монахи во всей свой жизни исповедуют и исполняют на духовном уровне принцип “Ванька-встаньки”: “сколько раз упал, столько раз и поднимайся”. Это сказано не для смеха. Именно монашеские лица отражают неунывающую бодрость, тихую веселость души. Но такую игрушку сделать невозможно “соблазна ради и благообразия”. И с этим мы полностью согласны. Поэтому пусть у Ваньки-встаньки будет лицо мирянина, но умно-прекрасное, радостью исполненное. Игрушка этого ждет. Она не может воплотить в нынешнем униженном образе всю пасхальную радость своего покаянного смысла.
Недавно на выставке в домике-музее им. М.Е. Салтыкова-Щедрина показали ваньку-встаньку 20-х годов. Все цвета суровых темных тонов; коричневое опрощенное лицо с тоненькими бровями и неподвижными испуганными глазками; на голове комсомольского цвета платок без всякого рисунка; платье темно-синего “штормового” тона; единственное утешение – беленький передник с изображением цыпленочка. Вся игрушка производит очень удручающее впечатление. На тебя как будто из Эпохи Забвения Всего Святого смотрит лицо человека, искаженное безотчетным страхом обезличивания; лицо, растворяющееся в “массах”. Во всей игрушке ощущается ущербность душевных движений тех времен, какая-то “классовая” злость и “непримиримость”. Так игрушка отражает энергии своего времени. Это не фантазии. Через вещи мы приобщаемся к самому духу минувших веков. Почему Ванька-встанька всякий раз выпрямляется? Почти все взрослые отвечают неверно: “низ тяжелый, железка на дне, вот и поднимается”. Правильный ответ иной: потому что верх легкий. Однажды, этот вопрос задали одному игумену монастыря: “Душа чистая! Каяться умеет!”. Вот что значит духовная традиция!
Размер игрушки тоже изменился. Ванюша стал такой “махонький”, что и не видно его подъема. Все кажется, он на боку лежит. Это недавно игрушки стали такими миниатюрными, простите, для каких-то карликов. Раньше уж была пирамидка, так всем на загляденье! Кубики, каждый с доброе яблоко! Ванька-встанька, молодец “зело” от пола возвышался! Современной промышленности, поточному методу, разумеется, выгоднее выпускать игрушки небольшого размера. Это и взрослым удобнее. У ребенка должен быть свой ящик для игрушек, и не малой вместимости. А чаще всего мы даем ему какую-нибудь драную коробку от пылесоса или TV, и будь доволен.
Дитя сваливает в нее все свое добро в кучу, а потом, когда приходит час игры, “долго и упорно” ищет необходимую игрушку. Игрушка должна храниться в кованых сундуках, в расписных ларях или, на худой конец, в добротно склоченных ящиках. Этот игрушечный сундук, как мы говорили, - потенциальные миры. Печален младенец или отрок, у которого нет для игрушек своего места. Ребенок осмысляет свое присутствие в мире через принадлежность к материальным объектам. Если вы берете его игрушки и запихиваете, как попало, в какой-нибудь угол (коробку), то это Вы его словно сживаете со света, уторкиваете его в коробку; не даете ему проявить себя, бытийствовать в мире; для него нет “места”. Поэтому появляются такие детские картинки. На карандашном рисунке изображена семья: папа, мама, сестренка и братик. Спрашиваю: “А где же ты, дружок?” Отвечает: “А меня нет! Я в школу ушел!” Почему в школу? Да потому, что у ребенка нет своей кроватки, спит то на диване, то на раскладушке, нет своего стола, своего тихого уголка, наконец, своей милой иконочки нет.
А как же тогда решался “вопрос о месте” в крестьянских многодетных семьях? Очень просто. Во владение старым и малым отдавались печка и полати. Печка в русской традиции – сердце избы, душевный центр дома. В ней пекут хлеб и варят еду для всех. С печки виден весь мир. Ребенок, никому не мешая, может смотреть на все, что совершается в доме. На печке рассказывают сказки, там плачут от обиды, согревают озябшие ноги и руки, едят пироги, там самое “шепотное место”, за занавесочкой. Полати тоже хороши. Высоко, уютно, сладко. Они словно балкончик над печкой, телу тесновато, зато душе просторно. А захочется побегать, попрыгать, вся улица – наша, ребячья. Как же радостно за тех отцов и матерей, которые идут на собственное утеснение, и выделяют достаточное пространство в доме для становления детской души. Они воспитывают не только будущих покровителей своей старости, но и подлинных членов родного города, Отечества. Их дети найдут свое «место».
Вернемся к Ванька-встаньке. Легкий “духовный” верх этой игрушки устремлен к небу, туда, откуда изливается Слава Господня. Смыл этой игрушки наполнен жизнеутверждающим оптимизмом. К ней замечательно подходят слова ап. Павла: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота. Или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас…” (Рим.8, 35) Любовь Божия бесконечна к человеку и “упавший” встанет, если “верх” его будет обращен к Небесному Отцу. Надо жить по Ванька-встаньке. Согрешил, “упал”, не томись в гордыне, не закосневай в психоаналитических оценках своего проступка, не надейся на исцеляющий елей времени, обратись к Богу, встань, покайся!
Но в этой чудесной игрушке важна и нижняя часть. Если она будет так же воздушна, как и верхняя, то Ванька-встанька не поднимется. “Низ” человека, его психофизика должны быть созиждены, привязаны к земным пределам, чтобы он раньше времени не воспарил в небо, прыгнув “с крыла храма” (Лк. 4, 9), сочтя себя совершенно готовым к ангельской жизни. Нездоровая душевность в религиозной жизни ведет к “падению”, к ложным духовным состояниям. Св. Отцы знали об этом и неоднократно предупреждали, что, если ты видишь новоначального монаха, подобно молнии восходящего на небеса, схвати его за ногу и сдерни на землю. Тяжелый “низ” – не “ожиревшее сердце”, а символ реального отношения к телесно-душевным проявлениям. Они должны быть подчинены высшим структурам в человеке, но не сожжены в подвиге аскезы. Они не попаляются благодатью, а преображаются в ней.
Вглядитесь в лик Христов. Все его поступки и слова исполнены как небесной, так и земной мудрости. Когда Ему задали лукавый вопрос: “Можно ли платить налоги в пользу Рима?”, Он не ответил мистической тирадой, а попросил принести обычную монетку.
Методические рекомендации ясны: Ванька-встанька всем своим образом должен являть покаянный оптимизм.