Время тихой славы и бремя советской власти
В августе 1918 года предтеченского старосту Федора Леонтьевича Ездакова расстреляли "в ответ на убийство Урицкого и ранение Ленина". В 1930-е годы храм недолгое время был даже … «обновленческим кафедральным собором». 1935 – храм был окончательно закрыт, в разные годы в нем располагались архив и городской планетарий. Для многих горожан церковь Иоанна Предтечи в поздние советские времена с храмом не соотносилась — здесь с конца 1960-х годов разместили городской планетарий. Панорама звездного неба была изображена под куполом, а зрительный зал располагался в алтаре. Стоит добавить, что храмовый купол сам по себе символизирует духовное небо, таким образом, выстроив деревянную подкупольную обрешетку и натянув на нее ткань, расписанную под звездное небо, люди, забывшие о вере, словно отгораживались от Бога своими рукотворными атеистическими небесами.
В 1904 году 27 июня (по старому стилю) в нашем храме Иоанна Предтече яблоку негде было упасть. Приходское духовенство теснилось в алтаре, а часть в благолепных облачениях стояло «близ при дверях». Нарядные люди - знатные и простые, купеческого звания и чиновного, студенты и бабы, детвора и, как бы сейчас сказали, пенсионеры, заполнили все центральные и боковые пределы храма, притвор и храмовую обширную площадь. Многие держали в руках цветы. Нетерпения не было. С минуту на минуту ожидался приезд великого «предгрозового» светильника Русской Церкви, протоиерея Иоанна Сергиева, прославленного в 20 веке как Иоанн Кронштадтский, названный так по месту своего основного служения. Летом 1904 года по пути в Котлас он посетил наш древний русский город, где провел два духовноемких дня. За время своего пребывания протоиерей Иоанн служил в нескольких городских храмах, но, пожалуй, самый яркий след его служения остался в нашем храме Иоанне Предтече.
С освящением второго придела храм все еще не принял своего современного облика – все приделы были изолированы друг от друга и имели низкие своды, за перестройку которых прихожане взялись в 1825 году - своды обоих приделов были разобраны, приподняты, сложены заново и в них устроены одноярусные иконостасы. По сути из трех отдельных приделов возник единый трехпрестольный храм. Работы затянулись - престол Грузинской иконы Божией Матери был освящен в 1828 году, а престол святых Захарии и Елисаветы только в 1839 году. В 1898 году по проекту архитектора Ивана Чарушина эти престолы были вновь, уже в третий раз, перестроены (тогда-то и появился над главным объемом храма характерный «чарушинский кокошник») и освящены вятским владыкой Алексием.
Церковь Иоанна Предтечи – сегодня третий по древности действующий православный храм в нашем городе. Духовенство и прихожане в течение трех столетий его благоукрашают, доводя до полноты духовного храмового символизма. Среди памятников архитектуры Вятки конца ХVII – начала ХVIII храм Иоанна Предтечи занимает особое место как здание, имеющее высокую историческую ценность. Необычайно выразительное по своему облику Дом Божий выделяется среди однообразных жилых домов. Каждого, кто оказывается здесь, этот храм привлекает необычностью, сказочностью своего образа благодаря кирпичному орнаменту, который покрывает фасады церкви, образуя причудливые гармонии. Любовь вятских зодчих к великолепию декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Мы не знаем имена мастеров, которые возвели наш храм, но сила их таланта, творческого воображения и сегодня вызывает уважение и восхищение.