Храм Вятки с 300-летней историей!
Телефон: (8332) 65-03-61
г. Киров (Вятка), ул. Свободы, д. 54-д
Мы ВКонтакте
 
 

Друзья и помощники 

Детский фонд

Моя семья

molodeg


Главная \ Вопросы священникам

Вопросы священникам

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Анна 05.09.2013 16:19
Добрый день, батюшки! Прошу помочь советом как избавиться от греха осуждения и лжи. Часто осуждаю, говорю неправду, т.е. того чего не было, придумываю события. Каюсь на исповеди в этих грехах, а дня через 2-3 грешу этим же. Спасибо за ответ.

Ответ:
Уважаемая Анна, хороший вопрос вы задали. Некоторые христиане считают грех осуждения - мелочью, а бытовую маленькую неправду и преувеличения в своих рассказах – несущественными спутниками нашей земной жизни. Однако, это не так. Свидетельство тому находим в святоотеческих писаниях, мало о каком грехе «отцы пустынники и жены непорочны» оставили столько глубоких полезных размышлений и главное: путей его преодоления. Приведем замечательный пример из Великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина. Выпишем ее целиком: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Не трудно заметить, что преподобный Ефрем просит вначале молитвы избавить душу от духа безделья, тоскливой прострации, желания командовать другими и болтовни. Потом он взывает о даровании духовной чистоты, мудрой терпеливости и любви. И только уже после всего этого молит, чтобы Господь даровал видеть ему свои грехи, осмысливать перед лицом вечности свои дела, слова и мысли. И как высшее благо преподобный надеется обрести дар «не осуждати брата своего», как некоторый завершающий этап в духовной жизни после очищения сердца и ума, получения духа любви и смиренномудрия. Молитва преподобного Ефрема Сирина – это периоды духовно-нравственного возрождения каждого человека. Можно даже сказать, ее череда прошений есть не что иное, как годовые кольца роста душевного древа. «Не осуждение» стоит на самом последнем месте. Это духовная высота. Вот как высоко ставит Церковь это святое качество в христианской жизни. Задача огромная. На всю жизнь. Однако, это совсем не значит, что сейчас пребывая «в духовном младенчестве» мы можем пока не обрели «чистоты, любви и смиренномудрия» осуждать всех направо и налево. В молитве преподобного Ефрема говорится о таком состоянии человеческой души, когда она даже мысленно не произносит на брата укоризны, когда не налетает на нее облако темной, осуждающей печали при виде греха, одолевающего ближнего. Начать, как обычно, нужно с малого. Не осуждать, хотя бы на словах, следить за своими мыслям и чувствами, «быть начеку», обуздывать язык; не считать себя всегда правой во всех делах и непременно умней и талантливей; необходимо не ставить себя выше других людей. Исповедовать истину, что «всех нас Господь одарил разными талантами» не на словах, а на деле. Косвенно, что Вы немного смотрите свысока указывает тот факт, что Вы «говорите того чего не было, придумываете события».
Преподобному Амвросию Оптинскому приходилось много лет подряд принимать в своей хибарке великое множество людей. За время своего старчества у него выработалась кристально-чистая формула, как избавиться от осуждения. Вот она: "Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой в том числе немощью — судить и осуждать ближнего. Святой Димитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седмиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть ангелов. И грех осуждения, по слову этого угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды. Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению перед Богом и людьми и просить в этом помощи Божией, памятуя евангельское слово: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» и евангельское увещание тридневно воскресшего Господа: «возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя мое легко есть».
В качестве «пищи для размышлений» приведем остроумный совет одного иеромонаха новоночальному послушнику о том, как перебарывать в себе осуждающий помысел. Старец сказал юному иноку: «Ты знаешь, сколь страшен этот грех, и бесы тоже знают: для них нет ничего приятнее, чем кинуть человека в осуждение. Это ясно. Но появляется вопрос, что делать, как бороться с этим грехом, как избавиться от осуждения? И вот представь ситуацию: приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: «Что ты сегодня сделал?», а бес отвечает: «Кинул 26 помыслов осуждения». «Ну и как?», спрашивает диавол. «17 раз люди осудили!» - отвечает бес. И диавол хвалит его за «верную службу». А теперь представь, что вместо того чтобы осудить, когда подступит бесовская волна, мы произнесем молитву: «Спаси Господи и помилуй (р. Б.) и святыми его молитвами помилуй мя, грешного», т.е. вместо осуждения оградим себя молитвой, но мало того, попросим Господа защитить того р. Б., и, плюс, смиримся перед этим человеком, нанесшим оскорбление нашему самолюбию. Тогда в той же ситуации состоится немного другой разговор:

приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: «Что ты сегодня сделал?», а бес отвечает: «Закидал тут одного 34 помыслами осуждения». «Ну и как?», спрашивает радостно диавол. «да, вот, все 34 раза этот человек помолился, причем и за другого тоже», - отвечает бес. Диавол в ярости кричит: «Что? Так ты людей спасать вздумал?» Бес один раз получит по шее, второй, третий, пятый, ну, может, десятый… и это ему надоест, и он не будет больше посылать помыслы осуждения».

Мария 24.08.2013 22:07
Здравствуйте,Батюшка.Недавно ко мне обратилась моя знакомая с просьбой стать для ни с мужем суррогатной матерью,так как по физиологическим причинам она сама не может вынашивать ребенка.Мне хотелось бы узнать как церковь относится к суррогатному материнству.

Ответ:
Уважаемая Мария, сказать попросту, не соглашайтесь. Для убедительности приводим выдержки из официального документа Православной Церкви. По вопросу суррогатного материнства у нас есть соборное решение: официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Он называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Выдержка, касающаяся нашей темы: «XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2). Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии». Уверен, что для Вас этих слов будет достаточно,чтобы отказаться от богоборческого плана.

Цифры

В России ежегодно делается 1,7 миллиона абортов – это официальная цифра. По неофициальным данным – до 6 миллионов. По количеству абортов в мире Россия лидер – 70 %! Позади остались перенаселенные Индия и Китай. В 2012 году число абортов превысило число родов: было зарегистрировано 1,6 миллиона абортов и 1,5 миллиона рождений. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения. После прерывания беременности 7–8 % женщин становятся бесплодными. Сейчас в России 78 миллионов женского населения. Репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) – 39,1 миллиона. Из них 30 % страдают гормональными нарушениями и гинекологическими проблемами – различные осложнения после венерических заболеваний. До 200 тысяч беременных не могут выносить ребенка до срока. На данный момент 10 миллионов граждан России бесплодны. Из них 4 миллиона мужчин репродуктивного возраста. Печальный итог – 15 % семейных пар не могут иметь детей. Число бесплодных россиянок ежегодно увеличивается на 200–250 тысяч человек.

Ольга 22.08.2013 07:00
Здравствуйте,батюшка! Прошу вашей помощи правильно понять значение чудес, которые недавно произошли в моей жизни.Почти год назад, а точнее 11 сентября 2012 года, я родила сына. Родила преждевременно, в 8 месяцев.Малыш сразу попал в реанимацию, так как не мог самостоятельно дышать.На вторую ночь после родов мне снится сон : Будто мне в больничную палату принесли моего ребенка и он лежит в кроватке, а рядом с ним отрубленная мужская голова.Я сначала напугалась этого сна,но потом решила, что это просто ужасы снятся из-за всего произошедшего.Когда меня выписали из роддома, мы с мужем решили, что сына нужно покрестить прямо в реанимации, чтобы можно было за него усиленно молиться. Батюшка покрестил его на 8-ой день.Назвать и крестить сына мы до родов ещё решили Владиславом.Хотя батюшка предложил покрестить Иваном, так как,оказывается (мы до этого с мужем, грешные,не знали),что 11 сентября - День усекновения главы Иоанна Предтечи!Но мы сказали, что уж очень хотим назвать Владиславом. Вечером,после крещения,у сына открылось кровотечение в легких.Но,слава Богу,всё обошлось.Потом малыш пролежал в реанимации ещё неделю и его перевели в грудничковое отделение, где я уже лежала вместе с ним ещё 2 недели.И как ни удивительно, но выписали нас домой 7-го октября,в день, когда почитается святой Владислав!!!Никак не могу правильно обмыслить всё это.Теперь только каюсь, что не покрестили сына Иваном.Ведь, получается (в моём понимании), Иоанн Креститель спас моего ребенка.Можно ведь было покрестить Иваном, а в жизни называть Владиславом.Но теперь ничего не вернешь.Как нам теперь быть? Ребенок практически нормально развивается, даже врачи удивляются, так как состояние его после родов было очень тяжелым.У него было сильное кислородное голодание в процессе родов. Т.е.в реанимацию попал в основном из-за поражения клеток мозга.А, насколько мне известно, к Иоанну Крестителю обращаются именно в болезнях головы.Читала, что святые не обижаются, но в нашем случае, мне кажется, что мы именно обидели его не покрестив сына Иваном.Или может наоборот суждено было быть именно так - чтобы сын был Владиславом.Я просто не знаю, что думать.А ещё у родного моего брата, который просто ещё по одному удивительнейшему стечению обстоятельств,так же рожден 11 сентября(!),через два месяца родился тоже сын и они назвали и покрестили его Иваном!Просто тоже до рождения решили так назвать.Батюшка,надеюсь я не слишком запутанно все описала.Но просто какая-то череда мистических событий!В этом какие-то знаки свыше. Но как их правильно понять? Буду Вам очень благодарна за ответ, за о, если хоть немного поможете разобраться.

Ответ:
Уважаемая Ольга, в нашем земном мире есть место чудесам и Божьей Милости, ибо промысел Божий обнимает жизнь каждого человека. Женщина после драматических родов всегда чувствует ежедневную повседневность намного острей, чем обычно, больше замечает, сильней и ярче переживает жизненные события. Так и должно быть, поэтому неудивительно, что в послеродовой период матери снятся примечательные сны, душу занимают нездешние размышления и несвойственные волнения. В мир родился человек и мать готова пожертвовать всем, ради его спасения. Святое дело! А теперь ближе к Вашему вопросу. Действительные, «святые не обижаются», более того, думать, что святой может огорчиться на то, что в крещении дали ребенку не его имя, значит несколько сомневаться в великодушии святого. Души святых пребывают в Царстве Небесном в лучезарной благодати Святого Духа и там нет места скудным человеческим чувствам, к которым несомненно относится обида. Иоанн Креститель «не обиделся» даже на Ирода Антипу, повелевшего усечь его мечом за правдивое обличение, ибо знал о себе волю Господню. Так, что Ольга можете быть совершенно спокойной – пророк Божий Иоанн, скорей всего вознес к Богу радостную молитву за сохранную жизнь новорожденного мальчика. Возможно, в свое время, Господь дарует Вам с мужем второго мальчика. Его Вы и назовете Иоанном.

Напоследок приведем мудрые слова преподобного Амвросия, великого Оптинского старца, об отношениях к снам: «Ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях: «Одни из сновидений суть простые сны, другие — зрения, иные — откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать. Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжении многих лет, и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным.
Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые через зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей Божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием, и подвигами, и трудами по Бозе, достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: аще будет в вас пророк... в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему (Чис. 12: 6). И через пророка Иоиля (Иоил. 2: 8): и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят («Добротолюбие», 7, 2). Смиренный Никита говорит, что тщательный может извлекать себе пользу и из самых простых снов, познавая через них расположения и действия своей души и тела. Познав наклонности и недуги свои внутренние, он может, если хочет, употребить и приличные для них врачевства. Склонный к сребролюбию — видит во сне золото, которое он умножает лихвой, или скрывает в тайном месте, или подвергается суду как немилосердый, или истязывает от других. Подверженный сластолюбию и невоздержанию — видит во сне или различные снеди, или предметы соблазняющие. Недугующему гневом и завистью — в сновидениях представляется, будто он гоним или зверьми, или ядовитыми пресмыкающимися, или вообще подвергается каким-то страхованиям и боязни. Если кто любит суетную славу, — то мечтаются ему похвалы и торжественные встречи от людей, начальственные и властительские престолы. Исполненный гордости и кичения — мечтает во сне, будто он разъезжает на великолепных колесницах, и иногда будто на крыльях летает по воздуху, или все трепещут его великой славы. Напротив же, Боголюбивый человек, будучи тщательным в делании добродетельном и праведным в подвигах благочестия (то есть не уклоняясь ни в безмерность, ни в оскудение), и будучи чист душой от пристрастия и привязанности к вещественному и чувственному, зрит в сновидениях исход вещей будущих и откровение вещей страшных, и, пробуждаясь от сна, застает себя всего молящегося со умилением души и тела, так что находит на ланитах своих слезы, а в устах беседу с Богом. Всеблагий Господь, по неизреченному человеколюбию Своему, да вразумит всех нас и наставит на все полезное и душеполезное и спасительное" ( Из писем преп. Амврося оптинского).

Елена 21.08.2013 22:02
Батюшка, здравствуйте. Очень хочу исповедоваться, но по бабушкиному наставлению съела ложку творога и случайно, не разобрав, съела маленький кусочек яйца. Три дня ещё не прошло, но очень хотелось бы исповедоваться на второй день после "происшествия", в воскресение. Можно?

Ответ:
Уважаемая Елена, не смущайтесь, по канонам Церкви для принятия Святых Даров Ваше "происшествие" не существенно, сходите на исповедь и причащайтесь в Воскресенье. Бог в помощь!

Гульнара 21.08.2013 20:19
Батюшка, день добрый. Давно мучает вопрос, как жить с человеком,который не желает узаконить отношения,живём уже 7лет,не желает общих детей(у него есть сын,живёт не с нами ,и у меня двое детей от первого брака).Я наверное не правильно поступаю сама,никак не могу принять эти ситуации,чувствую что живу во грехе.Он и с первой женой так жил в гражданском браке.А второй вопрос такой.Как правильно поступать если жизнь не радует.Есть только несколько работ, домашние заботы и всё. Чувствуешь себя как загнанная лошадь.Спасибо.

Ответ:
Уважаемая Гульнара, жить на земле и радоваться почти так же естественно как дышать, именно поэтому апостол Павел считал необременительным призывом для христиан: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5. 16-22). Заметим, что апостол пишет о сердечной радости, а не о широкой улыбке всем довольным человека. Но возможно ли «всегда радоваться»? Опыт святых, праведников и просто благочестивых верующих людей подтверждает такую возможность. В своем первом послании к «Фессалоникийцам» апостол Павел наряду с призывом непрестанно пребывать в «сокровенной радости сердца», приводит и основные способы поддержания себя в состоянии душевного благодушия. Они не могут быть сложными, запредельно трудными и требующими множество времени и физических сил. Способов совсем немного: «не угашать Дух Божий», «все испытывать, хорошего держаться» и «удерживаться от всякого зла». Что значит «не угашать Духа?» Значит, по слову преп. Серафима Саровского, «собирать, как пчела собирает нектар, всю свою жизнь благодать Святого Духа». Средств к этому в Церкви существует немало: внимательная сердечная молитва на Богослужении, исповедь, причащение Святых Даров, участие в других церковных Таинствах. Прибавив к этому: посильный телесный пост, неосуждение, преодоление помыслов уныния, незлобивость, терпение, кротость, воздержание от шумных развлечений и игрищ, скромность во всевозможных плотских утехах и чистоту супружеских отношений, мы тем самым укрепим в нас действие Духа Божьего, не дадим Ему угаснуть в нашем сердце. Год от года его благодатная возрождающая сила будет влиять на наше душевное устроение сильней, живительней и радостней. Это не красивые слова, а духовный реальный опыт сотен тысяч людей, данный здесь в кратком словесном изложении. Далее апостол Павел советует: «все испытывать, хорошего держаться» и «удерживаться от всякого зла». «Все испытывать» не означает «пускаться во все тяжкие», тут другое. «Испытывать» следует все, что поначалу кажется изначально «хорошим», приносящим нравственное совершенствование и помогающим «стяжать благодать Святого Духа», но не «все то «золото, что блестит», поэтому, если душа не чувствует духовной пользы «испытывая хорошее», то следует его оставить. Сказать проще, «на ошибках учатся», но надолго в них застревать не имеет смысла. И последний апостольский совет на пути к «непрестанной радости»: «удерживайтесь от всякого зла». Апостол не сказал «удерживайтесь от некоторого зла или от малой части зла», он ставит нравственный императив – «от ВСЯКОГО зла». И действительно, не важно, какая будет дырка в воздушном шарике – большая или крохотная – он все равно лопнет! Так и душа человека, не важно к какому злу он прилепится - к смертному греху или к сотне мелких ежедневных отступлений от Правды Божией, итог будет схожим – радость о духе святом оставит наше сердце. Попробуйте Гульнара, эти общие положения приложить к собственной жизни и Вам будет понятно почему, как вы пишите «жизнь не радует». Радость не достигается автоматически, она весьма своенравный друг сердца, но «подружиться» с ней возможно, приумножая и ограждая по методу, предложенным апостолом Павлом. Теперь конкретно. Вы сожительствуете с мужчиной семь лет. Для него это повторный опыт такого способа бытового сосуществования с женщиной. Детей он не желает иметь. Похоже, о глубоком душевном чувстве говорить тоже будет излишне, ибо любящее сердце желает всеми силами души собственного продолжения в детях. Простите, но этот факт запечатлен десятками поколений людей практически во всех культурах земных народов. За семилетний период можно набраться опыта и подвести некоторый итог прожитых вместе лет, пусть даже он будет печален. Что Вас с ним связывает? Почему он так упорно не желает узаконить, ради Вашего ясного социального статуса и душевного покоя, Ваши отношения? Вы зависимы от него? Он Ваш питатель и кормитель? Вы живете на его квартирной площади и Вам некуда податься? Даже, если только малая половина этого верна, это не достаточное основание, чтобы все последующие годы провести в безрадостных попытках жить достойной жизнью, дарованной Богом для раскрытия своей души для вечности и Любви Божией. Трудно понять человека, который год за годом, чувствуя, что погружается в тусклое повседневное болотце, не делает попыток вырваться из него на сухой и чистый берег осмысленной христианской жизни. Христианская жизнь не Рай, а дорога к нему. Думается, что теперь просто «узаконить» Ваши отношения будет мало, во всяком случае, продолжительной радости это Вам не прибавит. Вам необходимо вместе со спутником очистить свои отношения от прежних плоских жизненных схем, нужно терпеливо возвышать и работать над глубиной и искренностью вашего семейного сценария, нужно вновь и вновь учиться любить, прощать и доверять друг другу! Это огромный труд, но он окупится сторицей. Не сомневайтесь, последуя этому новому жизненному пути в Ваше сердце вернется радость, теплота и покой. Если же Ваш спутник закоснеет и останется на месте, не желая совершенно ничего менять в отношениях и Ваших социальных гарантиях, то не спешите все разрушить единым махом. Начните долгий путь к радости с себя. В любом случае, греховная муть опадет, Ваша душа прояснится и сама увидит как ей дальше прокладывать свой жизненный вектор на земле.

Ольга 19.08.2013 16:47
Здравствуйте, батюшки. Помогите мне в данной ситуации. Я не замужем, детей нет. Люблю женатого человека, детей у них с женой тоже нет. Понимаю, что это неправильно, но ничего поделать с собой не могу. Тянет к нему, думаю о нем. С женой он обещает развестись, но пока этого не происходит, знакомы мы с ним 3 месяца.

Ответ:
Уважаемая Ольга, благодарим Вас за откровенность и доверительное обращение. Ваше жизненное уравнение со многими неизвестными. Постараемся приблизиться к решению. Сначала как верующему человеку напомним, несомненно, известную Вам десятую Заповедь Божию: «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5. 6-21). «Не желать» мужа ближнего твоего тоже относится к этой Заповеди. Про седьмую Заповедь и упоминать излишне. Что значит «не желать всего, что есть у ближнего твоего»? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это значит уважать достояние ближнего, как результат его жизненных усилий, трудов и опыта. Когда мы восхищаем «часть некую», принадлежащую ближнему, силой, словом или еще каким-либо способом, то мы словно зачеркиваем его личность, считаем себя лучше, достойней, значительней, чем он. Полагаем себя вправе распоряжаться тем, что у него есть, что он любит и ценит, во что он вкладывал свои таланты, время и душу. А разве это правда? Во-вторых, желая, в буквальном смысле, чужое, нам не принадлежащее, нами не пережитое и не осмысленное на сердечно-нравственном пути со всех сторон, мы по свойству человеческого душевного устроения, никогда не будет понимать и дорожить полученным так, как его познал и ценит человек, включивший в свою душу путем жизненных, порой неимоверно трудных усилий, приобретенное, найденное, встретившееся и полюбившееся. В третьих, «желая жены ближнего» мы элементарно скатываемся к звериным основаниям жизни, к суровым животным инстинктам, где нет места Божьему Свету и духовной радости. Их мы ставим на первое место в своем душевном кодексе совести. «Я так хочу! Мои желания – закон для всех» - именно такой императив возникает из разрешения для себя желать «всего, что есть у ближнего». Разве такой путь приведет к счастью и сердечному цветению? И последнее, сознательно нарушая Заповедь Божию, мы не сможет жить с собой в мире, душевный покой наш будет нарушен ежедневной тревогой и беспокойством, благодать Христова отойдет от сердца, тяжелая дисфория станет нашим прижизненным наказанием. Зачем верующему человеку такие добровольно налагаемые на себя лишения, ради пожелания того, что «есть у ближнего»? Не лучше ли самому добиться того, что желаешь вне достояния ближних, на свободных путях жизни? Хорошо, что Ваши отношения длятся недолго, всего три месяца. Вы не успели еще намертво прикипеть друг к другу. Это не взгляд со стороны. Это свойство психики человека. Для полного раскрытия сердца необходимо значительно больше времени, недаром пословица говорит о «пуде соли» съеденном вместе. Когда же сердце летит навстречу другому в условиях греха, то скорей всего полностью ему никогда не будет суждено раскрыться. Грех, как кипяток будет постоянно обжигать зеленые ростки чувств. Сегодня у Вашего «женатого мужчины» нет детей, что само по себе еще не повод его «пожелать», а вдруг через месяц, через полгода его супруга отяжелеет? Вдруг она родит двойню? Откровенность за откровенность: мужчина, обещающий через три месяца знакомства, развестись с женой, как правило, скорей всего уже перешел черту супружеской верности. Он находится в первой стадии душевной эйфории греха. Есть такое понятие – эйфория, пресловутая "сладость" греха. Человек, пребывая в таком состоянии, находится не в тождественном самому себе самосознании. Он готов пообещать, что угодно, лишь бы продолжать удовлетворять свои душевные предпочтения и плотские потребности. Но за стадией эйфории неотвратимо следует протрезвление, «что я делаю?», муки совести, разлад с собой, с окружающими, злость - «оставьте меня в покое», раздражение и уныние. Этих скорбных последствий не избежать никому, если у человека осталась хотя бы щепотка совести и веры. Если же человеку окажется «все по барабану», то спросим себя, а зачем нам общаться с таким пустым барабаном? Для чего быть рядом с существом, не знающим сострадания и милости? Пройдет время он и нас выбросит, как ненужную ветошь. Поэтому не стоит доверять сказанному «женатым мужчиной» в этот первый раскрепощающий волю период. Самое мудрое, что можно сделать в Вашем положении – это отойти от «ближнего», «не желать» его по Заповеди Божией, положить предел встречам наедине, учиться глубокой сердечной молитве, прося у Христа помочь Вам в преодолении непростой жизненной ситуации, чаще исповедоваться и Причащаться Таин Господних, ибо «сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч 16.1-1). Три месяца знакомства это не срок и не приговор. Не торопите с судьбоносным решением ни себя, ни повстречавшегося Вам человека. Не требуйте от него клятв и обещаний. Не стоит воспламенять и без того задымленную жизненную дилемму. И еще некогда было сказано «сердце человека глубоко. Кто познает его до конца?» И Ваше сердце, Ольга, тоже «глубоко» и никто кроме Бога и Вас самих, «не сможет познать его до конца» и принять спасительное и единственно правильное для Вас решение. Апостол Павел говорит, что любовь «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13. 4-7). Это довольно точные критерии подлинной любви, сравните их со своими чувствами и Вашего женатого «счастья». И еще, если есть у Вас возможность, пожалуйста, прочитайте две статьи на нашем сайте: http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/strast-kak-idolopoklonstvo.-posleslovie-k-nedele-prep.-marii и http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/pustynya-kak-uchitel-pokayaniya.-nedelya-prep.-marii-egipets

Ольга 14.08.2013 04:43
Батюшка, здравствуйте. Я собрала много своей одежды которую не ношу уже как год. Одежда чистая, не рваная. Выкинуть жалко, рука не поднимается, но и носить её тоже уже не буду.Можно ли принести её в храм (есть ли люди нуждающиеся в одеже) и кому можно отдать собраные вещи? Спасибо за ответ.

Ответ:
Уважаемая, Ольга, ответ на Ваш вопрос скорей всего заинтересует и других людей, поэтому отвечаем на него подробно. Иногда нам бывает жалко выбросить что-то явно непригодное только потому, что с этой вещью связано много личных воспоминаний. Как ни тяжело, приходиться признать, что эти дорогие нашему сердцу вещи для других - просто старые тряпки, от которых настала пора просто избавиться. Так что совет для тех, кто уже собрал тюк подобной одежды, обуви, посуды и множества «маленьких полезных штучек». Аккуратно вытряхните содержимое на газету и внимательно осмотрите все, что вы хотите отдать другим. Часть этих вещей придется выбросить, а именно:
- все дырявое, поеденное молью, с застарелыми пятнами;
- сломанные игрушки;
- рваные, истертые и разрисованные книжки;
- посуду с отбитыми краями и трещинами;
- неработающую технику;
- нижнее белье, старомодные шляпки и тяжелые заношенные пальто (драповые, с меховыми и искусственными воротниками).

Остальное тоже рассмотрите как можно придирчивей: по вещам, которые мы собрали для других, можно определить, как мы относимся к людям. Поэтому все грязное нужно постирать, желательно еще и погладить, пуговицу пришить, где не хватает. Особенно внимательно отнеситесь к детским вещам. Если вам трудно представить, что это оденут или с этим будут играть ваши дети или дети ваших друзей – значит, других детей такой подарок тоже не порадует. Вот, пожалуй, и все нехитрые рекомендации, не для вас Ольга, а для всех, кто пожелает помочь ближнему в его земных потребностях и одежных надобностях. Приготовленные вещи Вы можете принести в храм и обратиться в сотрудникам в церковной лавке (она располагается справа от входа) для их размещения. «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (пророк Михей 6.8).

Олег 08.08.2013 06:35
Батюшки, здравствуйте. Прошу совета. Очень не приятная ситуация. Дочь (только исполнилось 17 лет) дружит с молодым человеком примерно полгода. Ему 22 года. Она решила познакомить нас (родителей) с ним. Познакомились, приводила к нам домой. Попили чаю с тортом (он принес). Впечатление так среднее. Много татуировок молодежных на руках, что нам очень не понравилось. На вопрос посещает ли церковь, ответил что иногда ходит, но все смотрят как то не приятно. Вообщем, мы дали понять на прямую что ей надо учиться (пойдет в 11 класс) и чтоб их дружба ни как не повлияла на учебу и дальнейшее поступление в ВУЗ. Через неделю приезжаем с дачи в семь утра, открываем дверь, а он у нас и лежат в постели, слава богу что одетые. Я конечно орать, материться, что это такое и т.д. и т.п. Не знаю было что или нет, говорят что нет. Он молчит. Потом я его выгнал, дочь сбегала его проводила, говорит что я с вами не буду разговаривать, что будет 18 лет вообще уйду, будем квартиру снимать. Он работает. Говорит, что извиняйтесь перед ним и передо мной за то что наматерили и на обзывали их. Два дня жили в ссоре. Мы с женой очень расстраиваемся, дочь тоже. На третий день позвонила нам обоим на телефоны и извинилась за свое поведение. Я сейчас в шоке: не знаю как себя дальше вести. Очень переживаю, всякие мысли не хорошие в голову лезут. Общаемся так более менее нормально, но осадок... Мы в церковь ходим, а она так не охотно, то потом, то не могу. На исповедь тоже как то не охотно. Хотя не давно ездили в Дивеево, она очень охотно ехала и посещала там службы и в те годы ездили и она ехала с душой, а здесь дома какая то боязнь. Посоветуйте...

Ответ:
Все родители любят своих детей, но далеко не всегда их уважают, между тем, ребенок в период взросления нуждается в уважении не меньше, чем в любви. Родители зачастую и не замечают, что относятся к своему ребенку неуважительно. Они навязывают ему во всем свою точку зрения, ждут от него беспрекословного послушания, словно он дрессированный пудель, перебивают его, когда захотят, постоянно критикуют его вкусы и житейские взгляды, сомневаются в его способностях выжить в этом мире без родительского попечения, контролируют его жизненный график, порой беззастенчиво роются в личных вещах, дотошно следят за акаунтом в социальных сетях, иногда добродушно высмеивают его первые самостоятельные шаги в общественной сфере. Неуважение проявляется многообразно, но сами родители считают, что таким способом они воспитывают и учат ребенка жизни. Если же родители верующие люди, то свое неуважение они могут проявлять в скрытой форме дисциплинарного приобщения к Церкви. Несомненно, причастность к Церкви – благо. Но, если маленького человечка можно носить в храм, буквально, «под мышкой», не спрашивая хочет он или не хочет Причащаться, то начиная с 8-9 лет с ребенком нужно беседовать о Церкви, о Таинствах, о сердечной молитве, раскрывая перед ним все сокровищницу духовного православного опыта. Это требует от родителей самостоятельного нравственного труда и времени. Не всякий родитель готов к этому. Легче заставить, опираясь в своей позиции, что приобщение к Церкви есть безусловное благо, дескать, ребенок вырастит и оценит родительскую заботу о его духовном здоровье. Увы, так бывает не всегда. Ныне в постиндустриальное время на наших глазах происходит слом многих вековых социальных парадигм (на эту тему можно прочитать весьма провидческую книгу Элвина Тоффлера «Футурошок») и это не добавляет нашим детям спокойствия и уверенности в себе. Их духовно-нравственное становление сегодня происходит намного сложнее, чем 20-30 лет назад. Поэтому родителям необходимо набраться ангельского терпения и внимательности к собственным детям. Апостол Павел в послании к Колоссянам писал: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3.21). Что значит, не раздражайте? Значит, не досаждайте по пустякам, значит, доверяйте своим детям, не окружайте их жизнь колючей проволокой мелких придирок и одергиваний. А теперь ближе к Вашему вопросу. Используйте эту непростую семейную ситуацию для создания новых глубоких сердечных отношений с дочерью. Попробуйте начать общаться с ней не как с ребенком, а как с человеком, который ответственен за свою жизнь и судьбу. Признайте свои ошибки. В этом не отцовская слабость, а нравственная сила. У кого нет ошибок? Мы желаем, чтобы дети наши были успешны и счастливы, но по нашим родительским лекалам, по нашим предпочтениям. Однако, наши дети имеют полное право на свой автономный жизненный путь, отличный от родительского. На уровне дневного сознания мы это признаем и даже согласны с таким исходом, но зачастую только именно на уровне слов. В глубине души родители чаще всего желают, чтобы дети двигались по рельсам, которые проложены родительским опытом. Ваша дочь, по всей видимости, искренняя добрая душа, она переживает, первая попросила прощения, не угрожала, не хамила. Это огромный плюс. Большее доверие ей с Вашей стороны не помешает. Спросите себя, давно ли Вы были с ней в кино, ели мороженое в кафе, гуляли вдвоем вечером по городу или просто разговаривали по душам? Не устану повторять: молодым людям в возрасте 14-20 больше всего, как бы они это от себя не скрывали, требуется глубокая душевно-умная связь, хотя бы с одним из родителей. Она им нужна как воздух. Если она есть или появиться тогда все, казалось бы, самые неразрешимые беды и семейные неурядицы, будет возможно преодолеть без грубых скандалов и нравственных потерь. Уважаемый Олег, спасибо Вам за ваше искреннее «полынное» письмо. Думаю, что на него откликнется не одно сердце и помолиться за Вас и Вашу замечательную дочь.

Галина 08.08.2013 05:28
Здравствуйте, скажите пожалуйста, есть ли возможность в г.Кирове обучиться иконописи? Спасибо.

Ответ:
Иконописных курсов в Кирове пока нет. Вопрос об их создании обсуждается. Есть содружество православных иконописцев. Если у вас есть изрядные навыки рисования, то они могут помочь овладеть техникой иконописного письма. Люди они открытые для творческого диалога и радеющие о возрождении славы русской иконографии. Советуем Вам обратиться в вечернее время по адресу: Дерендяева ул., д. 14.

Лариса 04.08.2013 18:24
Добрый день. Батюшка, в настоящее время у меня изменились жилищные условия. В связи с этим такой вопрос - нет возможности читать вечернее и утренние правила стоя как раньше перед иконами, возможно ли делать это сидя, или во время езды в автобусе или заменяя правилом Серафима Саровского. Спасибо.

Ответ:
Здравствуйте, Лариса. Так называемое «правило Серафима Саровского» в традиционном смысле правилом назвать затруднительно. Сам преподобный его так не величал. Молитвенное краткое подспорье, данное преп. Серафимом дивеевским сестрам, приобрело чин «правила» по нашей известной склонности возводить в «правила и предания» любое маломальское авторитетное церковное установление. Причем вспоминая первую часть «правила» мы забываем о самой существенной – второй части. Она состоит в молитвенном памятовании в течение всего дня. Правило Серафима Саровского именно правило, правильник, направляющий молитвенный вектор. Его можно творить не только утром, но множество раз и днем и вечером, когда душа откликается. Таким образом, если Ваши условия затруднительные для традиционной молитвы перед иконами, то возможно молиться сидя. Тем более, что по афонскому обычаю для глубокой сердечной молитвы сидячее положение, пожалуй, предпочтительней всех других. Молитва стоя более относится к общественному богослужению или когда вместе молятся несколько человек. Если же Вы молитвенный труд совершаете в одиночестве, то в Ваших затруднительных условиях она никак не может вызвать нареканий. Так молились Новомученики в тюрьмах и лагерях. Итак, можно читать правило преподобного Серафима, только хорошо прибавить к нему и другие самые распространенные православные молитвы. В автобусе тоже можно молиться, только следует помнить, что качество автобусной молитвы уступает домашней. Не стоит переносить средоточие своей молитвенной жизни в общественный транспорт или на улицу.

*Имя:


E-mail:


*Текст:



Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!