Важное

 


  


Друзья и помощники 

 

Хлебная Слобода-470х120_1 

 

Детский фонд

 

 Комплект Рем Строй 

Молпромснаб

 Банк Хлынов

 Моя семья

 

 


 

 

 

Главная \ Вопросы священникам

Вопросы священникам

Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] 23 [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

Ирина 17.11.2013 08:49
Здравствуйте! Хотим крестить дочку,нам 1месяц. Мы с супругом крещеные.Нужно ли нам-родителям пройти огласительные беседы?Проводятся ли они у вас в храме или подскажите где в Кирове они есть?Такой вопрос возник,потому что предполагаемая крестная мама сказала,что для того чтобы крестить малышку супруг должен прочесть закон Божий и выучить Символ Веры и Отче Наш,иначе смысла крестить нет.Выучить молитвы супруг согласен,но изучать такую толстую и серьезную книгу-нет.Разве можно лишать малышку возможности причащаться из-за невоцерковленности супруга?Подскажите как мне поступить?

Ответ:
Здравствуйте, Ирина.

В настоящее время проект катехизации перед крещением только разрабатывается в общеепархиальном масштабе.

Если перед Вами стоит вопрос необходимости оглашения, то советуем обратиться в храм в честь иконы "Всех скорбящих радосте" (тел. 23-24-97, г. Киров, ул. Луганская, д. 5а). Там катехизацию проводит иерей Константин Киселев, возьмите в храме его телефон.

Возможно катехизация проводится и в других храмах.

Мария 12.11.2013 02:18
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. Я замужем 4 года, имею ребенка 4 лет, брак венчанный. До брака имела отношения (вне брака) с мужчиной, который значительно старше меня. Можно сказать, что замуж выходила не по большой любви. В настоящее время чувства к мужу охладели,живу, можно сказать, из-за ребёнка с ним, интересов общих у нас нет, а того мужчину по - прежнему люблю,постоянно думаю о нем, но физически мужу не изменяю. Быть вместе с ним у нас не получиться. Как поступить, батюшки, в данной ситуации?

Ответ:
Уважаемая, Мария, к сожалению, многие люди живут годами так, будто ничего не происходит, изображая образцовую христианскую семью или не очень образцовую и не очень христианскую. Главное здесь слово «изображают». А ведь время не стоит на месте? Годы уходят, жизнь проходит в таком вот семейном компосте, когда отношения близких людей с годами не углубляются, не становятся, позвольте сказать высоко, жертвенно-сердечными, а напротив, выхолащиваются, становятся одномерными, поверхностными. И всегда ли в этом виноват другой человек? Согласитесь, что в охлаждении чувств чаще всего виноваты оба супруга. Семейный союз не распадается в одночасье, не обрушивается, как снег с крыши. А ведь каждый прожитый день – драгоценный Божий дар, который мы призваны проживать полновесно, деятельно, по-настоящему, чтобы душа ощущала красоту и бренность земного мира, чтобы сердцем согревать тех, кто Промыслом Божьим оказался рядом с нами. Одними венчальными обетами семью не сохранить. Самое простое, что можно посоветовать, не зная подробно о Вашей невеселой семейной ситуации, это молиться друг за друга, причем вместе и по отдельности и не пять минут, а глубоко и продолжительно о приумножении супружеской любви. Для Бога нет ничего невозможного. И уж, если Христос говорил, что из камней может воздвигнуть «детей Авраамовых», то тем более Он может оживить окаменевшее сердце. Но, кроме всего прочего, призываем Вас обратиться за помощью ко Господу – посещайте свой приходской храм в праздники, Причащайтесь Тайн Господних, читайте Евангелие и духовную литературу. Господь подаст Вам благодать и исцелит душевные раны! Что же касается чувства к мужчине, с которым у Вас были отношения до брака, то следует сказать, что нежное сердце женщины имеет склонность сильно преувеличивать по истечении времени силу испытанных любовных переживаний. Поступать же тут, Святые Отцы советуют так: избегать любых встреч с этим человеком и просить у Бога, чтобы Он разрешил сердце от прошлой любви. Прося это у Бога, Вы не теряете себя, как индивидуальность, не стираете из памяти часть своей личности, напротив Вы освобождаетесь от такого опыта, который запутывает душу как болотная тина.

Ольга 09.11.2013 08:03
Батюшка, здравствуйте.
Когда можно зачатие ребенка? Слышала в посты (в т.ч среда и пятница) нельзя, а также в субботу и воскресенье и в праздники нельзя.

Ответ:
Уважаемая, Ольга, дни, когда Церковь благословляет совершение Таинства Браковенчания, можно определить и как дни благоприятные «для зачатия». Однако, следует сказать, что люди верующие зачатие обычно не планируют, а полагаются на волю Божию, и потом принимают дитя, как Божье благословение. Посоветовали бы Вам посвятить пост, как и положено, молитве и воздержанию (в том числе и от супружеских отношений), во время поста помолиться о даровании Вам ребенка. Напоминаем также, что ко дням воздержания от плотских супружеских отношений, хорошо бы прибавить еще и Светлую Седмицу, когда христиане празднуют Воскресение Христово, ибо по древней традиции на Светлой седмице Таинство Браковенчания не совершается. Существует распространенное заблуждение, бытующее, к сожалению, и среди многих верующих, что дети, зачатые в Великий пост непременно либо родятся со страшными болезнями, либо вырастут немалыми грешниками. Возможно, что именно в качестве альтернативы этому суеверию возникают сомнительные идеи о зачатии детей в Светлую Седмицу. Бог Вам в помощь!

Анна 04.11.2013 23:54
Здравствуйте, Батюшки. Живем с мужем в законном юридическом браке немало лет. Но меня тяготит, что мы не венчаны. Насколько это большой грех? в последнее время у меня чувство, что все время живу в грехе. Муж не готов к венчанию. Он говорит, что если мне нужно, то конечно, но ведь не могу я его заставить.

Ответ:
По этому поводу было немало разъяснений Святейшего Патриарха Алексия II, в частности, он неоднократно и письменно и устно разъяснял, что «недопустимо совершать Таинство Браковенчания над лицами, не получившими государственной регистрации в органах ЗАГСа». Венчание в храме без законной регистрации в органах ЗАГСа считается допустимым только в одном случае: жених и невеста берут в своей Епархии благословение епархиального архиерея на венчание в сложной жизненной ситуации, в которой по действительно веским причинам невозможно в данный момент получить государственную регистрацию брака в органах ЗАГСа, и следуют решению правящего архиерея.
Откуда такая строгость? Христианин обязан соблюдать законы своего государства, не противоречащие заповедям Божиим и его живой христианской совести, и показывать другим пример их исполнения в собственной жизни. Необходимость государственной регистрации брака есть Закон государства Российского - и граждане России обязаны его исполнять, в том числе и православные христиане, и пастыри Церкви. В наше время необходимость законного оформления супружеских отношений в органах государственной регистрации по отношению к времени дореволюционному возросла многократно - именно по причине отделения Церкви от государства. До 1917 года венчание в церкви и было актом государственной регистрации - со всеми вытекающими правовыми последствиями и обязательствами супругов друг перед другом и перед будущими детьми. Сегодня венчание в храме есть дело личной веры брачующихся (в идеале!) и дань почти утраченной традиции - и никаких правовых обязательств друг перед другом и перед детьми.
С древнейших времен христианства Церковь признавала зарегистрированный брак (в древности он назывался гражданским), когда один из супругов исповедовал другую религию и, естественно, не мог венчаться. Сейчас очень много семей, где супруги имеют разное вероисповедание. Патриарх Алексий II постоянно указывал на собраниях, что священники не имеют никакого канонического права отлучать супруга от Таинства Причастия, если второй супруг не желает венчаться. Конечно, такой брак не является полным с точки зрения духовной жизни, но вина ложится на супруга, не желающего венчаться. С другой стороны, по слову апостола: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7. 12). Таким образом, по слову апостола, в невенчанном браке присутствует некоторое начало освящающей благодати, необходимо время, любовь и терпение, чтобы второй супруг обратился к вере, а следовательно, и стал готов к венчанию. В современной душепопечительской практике в соответствии с основами социальной концепции Русской Православной Церкви, браки, заключённые без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством. Священник, который не допускает человека до Причастия по причине невенчанного, но законного брака, нарушает каноны. Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме. Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку, зарегистрированному в ЗАГСе». В десятом разделе «ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви», принятой Священноначалием в 2000 году сказано: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей». С другой стороны, разве можно назвать благочестием, когда и муж и жена принадлежат к Православной Церкви, исповедаются и причащаются, но тем не менее в течение продолжительного времени откладывают венчание или явно уклоняются от него? Ответ очевиден. Преподаватель «Церковного права», протоиерей Владислав Цыпин пишет: «Настоящая тема дает повод поставить вопрос о возможности для Священноначалия ходатайствовать перед гражданской властью о таких модификациях брачного законодательства, которые бы учитывали хотя бы отчасти нормы церковного брачного права, не только религиозно обусловленные, но и разумные с биологической и нравственной точек зрения. Представляется также, что не вовсе бесперспективно добиваться признания государством гражданско-правовых последствий церковного брака, иными словами, признания его гражданско-правовой действительности».

Елена 17.10.2013 03:54
Здравствуйте, батюшка! Являются ли вклады в банки проявлением маловерия, как в случае со страхованием, или с учетом общей тенденции роста цен допустимы, и если допустимы, то как выявить предел допустимости? Спасибо.

Ответ:
Уважаемая, Елена, Ваш вопрос намного шире, чем кажется на первый взгляд. Он включает в себя не только вопрошание о страховании жизни и о вкладах в банк, но и неоглядную сферу «товарно-денежных» отношений современного человека с миром. Можно ли христианину играть в рулетку? Можно ли христианину жить на ренту? Можно ли христианину получать наследство от незнакомых дальних родственников? Можно ли христианину принимать участие в денежной лотерее или в телеигре «Поле чудес»? Можно ли христианину давать в долг соседу и при задержке им отдачи просить вернуть одолженную сумму или надо терпеть, а ежели не отдаст, то и Бог с ними с ними, с деньгами. Еще наживем. Можно ли христианину делать ставки на лошадиных скачках и в букмекерских конторах? А ставки на чемпионате мира по шахматам христианину дозволяются? Может ли христианин брать потребительский кредит? Может ли христианин брать ипотечный кредит на покупку жилья? Может ли христианин брать кредит на лечение или на образование? Может ли христианин хранить деньги в инвестиционных фондах, то есть, ссужать деньги юридическим лицам под определённый процент? Может ли христианин закладывать драгоценности и личное имущество в ломбарде?
Вопросов возникает тысячи, ибо жизнь человека в современном мегаполисе и социально и экономически устроена сложно и неоднозначно. Попробуем ответить на Ваши два вопроса.

О банковских вкладах

Священное Писание на вопрос о вкладах в банк и кредитах отвечает неоднозначно. С одной стороны существуют запреты:
- «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23. 19)
- «В рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный» (Иез. 18. 8)
- «В рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем» (Иез. 18. 13).
- «Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Пс. 14. 5).
Даже быть поручителем по кредиту Священное Писание не поощряет:
- «Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?» (Прит. 22. 26-27).
- «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова» (Прит. 6. 1-5).
Однако с другой стороны Священно Писание утверждает:
- «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею (Втор. 23. 20).
- «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5. 42).
- Евангельская притча о талантах (Мф. 25. 14-29) косвенным образом говорит в пользу банковских вкладов: «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
И поручителем можно быть:
- «Добрый человек поручится за ближнего» (Сир. 29. 17).
Значит ли это, что отдавать деньги в банки под проценты является чем-то неправильным? Отнюдь, Господь не запрещает нам держать свои деньги на банковских счетах и получать по ним проценты. Но, прежде всего, нам нужно определиться, для чего мы это делаем. Вспомним одну притчу Христов:

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12. 16-21).
Мы не будем сейчас подробно разбирать эту притчу. Вы можете самостоятельно поразмышлять о том, что здесь говорится, и о том, как эти слова применить к своей жизни. Обращаем Ваше внимание на один важный момент. Беда безумного богача была в том, что он решил построить новое хранилище для своего урожая с одной целью: жить в своё удовольствие, припеваючи! Если бы в те времена можно было продать свой урожай и положить все вырученные деньги в банк под проценты, то, скорее всего, этот человек так бы и поступил. Господь не сказал, что большой урожай был проклятием. Он сказал, что его грехом была неверная цель относительного этого большого урожая. Мы подошли к ответу на наш вопрос: "Куда христианину стоит вкладывать деньги?" Когда мы покаялись и стали православными, мы стали распорядителями или управляющими «своего имения», всех своих «житниц». Апостол Павел сказал об этом: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6.20). Здесь ничего не говорится о наших деньгах и имуществе, но можно догадаться, что если наши души и тела принадлежат Господу, то и всё остальное, чем мы владеем в этом мире, принадлежит Ему. Относительно наших вложений Христос дал нам наставление: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6. 19-21).
Читая это наставление, можно предположить, что сын Божий призывает нас отдать все наши сбережения Небесам, то есть раздать их нищим или отдать на церковно-приходские нужды. Но это ограниченное понимание слов Господних. В Евангелии мы находим только один случай, когда Христос призвал богатого юношу раздать всё своё имение нищим. Господь говорит здесь не о том, что если мы имеем какое-то богатство, нам обязательно нужно от него избавиться. Речь здесь идёт о том, чтобы иметь правильную цель для своей жизни и всего, чем мы владеем (это касается не только денег и имущества, но и нашего времени, нашего здоровья, наших талантов). Каковы наши цели? Если они земные, то мы обрекаем себя и то, чем мы владеем, на смерть и «тление». Если же мы хотим служить Богу, то мы получаем, сугубое преимущество от вложения наших «капиталов». Здесь на земле наши дела и наши вложения будут успешными, и, самое главное, на Небесах мы будем вознаграждены, как верные управители «имения», которое было доверено нам Богом.
Так можно ли вкладывать деньги в банки или нельзя? Если мы становимся в положение духовно управляющих своего «имения», то мы открываем себя для Божьего водительства и мудрости в этом вопросе. Поэтому давайте будем молиться и искать мудрости у Бога относительно наших «земных сокровищ». К слову сказать. когда мы вкладываем свои сбережения в банк, то мы, во-первых, отдаем свои честно заработанные средства, во-вторых, мы вверяем свои деньги не ростовщикам, которые тупо сдирая с других последние крохи, дают возможность нам жировать, а в финансовую организацию, основные виды деятельности которой - привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов. Обратите внимание «привлечение и размещение денежных средств», а не почивание на мешках со златом и серебром. Банк, между прочим, может и «прогореть», если неразумно инвестирует деньги вкладчиков. Банк, как финансовая организация, тоже работает в «поте лица своего», чтобы увеличить свой денежный резерв для последующих вложений в различные предприятия и укрепить незыблемость своего финансового положения и банковский статус. Это не просто сшибание денежных пенок с доверчивых клиентов.

О страховании жизни и имущества

В разных областях жизни у людей существует всевозможные системы защиты от чрезвычайных происшествий. На двери мы вешаем замки, в машины устанавливаем сигнализации, садясь за руль - пристегиваем ремни безопасности.
Считать, что страхование - проявление недоверия Господу, и мы изначально ждем воров, грабителей или ДТП, является формой духовной крайности. В защите нас от разного рода несчастий есть две составляющих: Божья и наша собственная. Об этом много говорится в Священном Писании:
- «ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя» (Пс.147:2) - вереи - столбы, на которые устанавливают ворота, т.е. ворота ставят люди, а Бог их укрепляет.
- «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1) - другими словами, а если Господь созиждет дом, то не напрасно трудятся, и, если охранит город, то не напрасно бодрствует страж.
- «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Пр.21:31).
Страховка - это не защита от несчастных случаев. Произойдут они или нет, никак не зависит от наличия или отсутствия страхового полиса. Она является скорее финансовой защитой семьи (человека, организации) от последствий различных происшествий в нашем сложно устроенном, а потому слабомощном мире. Страховые случаи (травмы, пожары, ДТП и прочее) происходят, к сожалению, и у верующих, и у неверующих. Из недавних случаев ДТП:
- Пассажирский автобус 29 июля 2013 г. с паломниками врезался в несколько машин и слетел с эстакады на дороге между Неаполем и Бари (Италия) возле города Авеллино. В результате аварии уже погибли 36 человек.
- В Украине 7 июля 2012 года перевернулся автобус с паломниками из России. Автобус направлялся в Киев из города Великие Луки Псковской области. Авария произошла рано утром в Черниговской области. Всего в автобусе ехал 41 пассажир - 15 человек погибли на месте, еще 15 получили ранения различной степени тяжести.
- 20 июля 2013 года микроавтобус с паломниками, следовавший из Республики Марий Эл в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, столкнулся с грузовой машиной в Нижегородской области. В результате столкновения погибли 5 человек, еще 9 пассажиров «Газели» были доставлены каретами скорой помощи в Лысковскую центральную районную больницу.
Все ехали в святое место, все дружно молились.
От таких трагических случаев них невозможно быть гарантированно защищенным, но предусмотрительным быть необходимо. Осторожность и предусмотрительность - важные христианские качества, определяемые общим словом «богобоязненность». Священное Писание учит: "Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются" (Пр. 22. 3 и 27. 12). Но также важно понимать, что предусмотрительность не может гарантировать защиту и безопасность, ибо бывает, как писал премудрый Екклесиаст: «не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» (Екк. 9.11). Поэтому хорошо и быть предусмотрительным, и уповать на Бога, веруя, что Он нас хранит. Но если случаются какие-то происшествия и несчастья, важно не отчаиваться, не обвинять Бога, а с Его помощью смиренно проходить испытания. Поэтому доверие Богу и предусмотрительность - это не противоположные понятия. Они совместимы в жизни верующего. Вы, Елена, с чистой совестью можете уповать на Бога, и при этом иметь страховой полис для определенных случаев жизни.
Расскажем для Вас два интересных факта:
1) На русском языке слово "страховка" звучит несколько пугающе, и является однокоренным со словом "страх", все же не во всех языках так. По-английски оно звучит " insurance" и оно имеет один корень со словом "sure", что означает "уверенный".
2) В большинстве стран Вы не сможете заниматься определенными видами деятельности без страхового полиса: водить машину, работать и прочее. У нас в России страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) является обязательным для всех автовладельцев. Кроме того, когда Вы едете из России в определенные развитые страны, то Вам могут не дать визу, если у Вас нет страховки.
Так что, не стоит переживать, что Вы не доверяете Богу, если получите страховой полис. Спокойно пользуйтесь возможностями страхования, но помните, они Вас не защитят от несчастий. Уповайте всем сердцем на Бога! Страховка лишь предусмотрительная защита от нежелательных финансовых потерь или расходов!
В подтверждении наших слов приведем мнение еще одного христианина: «Некоторые говорят, что человек верующий вообще не должен страховаться от каких-либо случаев, потому что якобы это проявление антиверы. Мне кажется, подобные выводы надуманы теми людьми, которые не хотят использовать страховку. Ведь кому-то нравится мясо, а кто-то вегетарианец, и каждый находит очень четкое обоснование именно своей позиции. Страховку можно сравнить с продуктом, предназначение которого – в разы уменьшить твои расходы, если произойдет страховой случай. Тем, кто утверждает, что страхование – проявление антиверы, хочется напомнить о миссионерах, которые ездят с вестью о Христе в страны третьего мира и в те регионы, где за головы христиан платят деньги. Кто, если не подобные люди являются настоящими мужами веры?! Однако же большинство, а может быть, и все международные миссионеры имеют страховку не только на случай травм, но и на случай гибели. То есть, если они не вернутся из страны, в которую отправились, их семья получит внушительную финансовую поддержку. Так что же это: антивера или забота о своих домашних (1Тим. 5. 8)?
Расскажу, как со страховкой познакомился я. Это был горький опыт, но действенный. Мы с семьей поехали к родственникам в Прагу, страховку решили не оформлять, вернее даже не подумали о ней. В поездке произошел несчастный случай, в результате которого моя правая нога просто перестала работать. Я даже не мог выйти из квартиры, не мог спать, настолько сильной была боль. Требовались обезболивающие, но купить их в Европе, даже самые простые, без рецепта невозможно. Тогда мы спросили родственников, что делать, вызывать ли скорую? На что они мне ответили, что мне не хватит денег, чтобы оплатить свое лечение здесь. И мне пришлось оформлять страховку, дожидаться того дня, когда она начнет действовать (все это время терпеть ужасную боль), и только после всего идти в больницу. Это было единственным способом сделать все законно и не вернуться домой после отпуска с долгами. Услуга (страховка) мне обошлась в смешную сумму. Теперь в другие страны я без страховки не езжу. Так что, когда моя жена была беременна (седьмой месяц), и мы поехали в отпуск на море, я сразу спросил у агента, хватит ли мне обычной страховки, если моей жене потребуется медицинская помощь. Он мне ответил, что нет. И я купил расширенную страховку: заплатил всего лишь полторы тысячи, считая ее выгодным предложением. Ведь мой покой и здоровье жены и будущего малыша стоят несравненно больше. Каждый должен сам взвешивать все за и против, смотреть по своей жизненной ситуации, и уже тогда принимать решение, в каком случае страховка может помочь, а в каком окажется бесполезной тратой денег? Главное понять: страхование – это инструмент, которым надо учиться пользоваться правильно, советуясь с другими, иначе, вместо блага, он будет приносить только огорчение»


Елена 10.09.2013 22:44
Здравствуйте, батюшка! Можно ли качать бесплатно духовную литературу из Интернета? И как быть с учебниками? Специфика моей специальности такова, что приходиться изучать много литературы, а в библиотеке кроме основных учебников на дом ничего не дают, только в читальном зале. Мне нетрудно дойти до библиотеки, но нередко вопросов бывает очень много, и в Интернете ответ бывает найти проще. Кроме того, сама библиотека предоставляет нам учебники в электронном виде (около 200 штук). С одной стороны, это кража (авторы живы и у них есть свои семьи). С другой - как вообще в вопросах авторства можно провести грань между тем, где заповедь "не укради" закачивается и где начинается? Спасибо.

Ответ:
Здравствуйте, Елена. Наверное, не ошибемся, если скажем, что сегодня вопрос авторского права в эпоху перехода с аналога ( в том числе и бумажно-книжного) на цифру один самых острых. «Война» на всем мультимедийном пространстве разыгралась не шуточная. Споры не утихают и не могут утихнуть именно по причине переходного периода на кремний. Один пример. Если я купил бумажную книгу, то она моя. Я могу отдать ее на прочтение сколько угодно раз, зачитать до дыр. С электронной платной версией, как хотят защитники тотальной власти копирайта, так зачастую не получится. В книгу встраивают особый защитный код, так что на другом компьютере ее можно и не прочитать или прочитать ограниченное число раз. С распространением электронных книжек (букридеров) ситуация несколько меняется в лучшую сторону. Появись книжные электронные сервисы, где за небольшую плату можно скачать книжку современного автора; интернет-компании стали заключать с авторами договоры на честной деловой основе. И мы меняемся, начинает привыкать, что за работу чужую нужно платить. Поэтому скачивайте духовную литературу из интернета по специфике своей профессии. Это не кража. Это свободный доступ. Пока свободный. Тем более, зная какое затруднение испытывают учителя, педагоги, врачи в материальных средствах, их можно простить. И потом их возможности скачивания довольно ограничены. Другое дело, что некоторые православные сайты (и это им укор!) берут деньги за духовную литературу столетней и более давности. Так на одном сайте брали мзду за сочинения святителя Игнатия Брянчанинова. Думаем, что святитель за такой меркантильный подход не похвалил бы. Однако, есть личные сайты авторов, вот там придется скорей всего поддержать автора материально. Сегодня существует множество способов интернет-оплаты. Вот это и будет «проведением грани» в заповеди «не укради». Еще раз повторимся. Во время глобального перехода, а мы как живем как раз во время такого перехода (прочитайте, например Тофлера «Футурошок») границы размываются на всех бытовых и социальных уровнях. Бесполезно будет стремиться заглянуть за горизонт. Нужно подождать. В свое время концертные залы запаниковали, что звукозаписывающие компании принесут всеобщее разорение музыкальной культуре. Потом боялись, что «кино уничтожит театр». Потом напали страхи, что телевидение убьёт большое кино. Не случилось. Нынче боятся, что электронная книга сведет на нет книгу бумажную. Напрасные страхи. Всему найдется своя полка и место в мировой культуре, ибо количество людей на земле растет, а каждый человек как известно уникален.

Анна 05.09.2013 20:19
Добрый день, батюшки! Прошу помочь советом как избавиться от греха осуждения и лжи. Часто осуждаю, говорю неправду, т.е. того чего не было, придумываю события. Каюсь на исповеди в этих грехах, а дня через 2-3 грешу этим же. Спасибо за ответ.

Ответ:
Уважаемая Анна, хороший вопрос вы задали. Некоторые христиане считают грех осуждения - мелочью, а бытовую маленькую неправду и преувеличения в своих рассказах – несущественными спутниками нашей земной жизни. Однако, это не так. Свидетельство тому находим в святоотеческих писаниях, мало о каком грехе «отцы пустынники и жены непорочны» оставили столько глубоких полезных размышлений и главное: путей его преодоления. Приведем замечательный пример из Великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина. Выпишем ее целиком: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Не трудно заметить, что преподобный Ефрем просит вначале молитвы избавить душу от духа безделья, тоскливой прострации, желания командовать другими и болтовни. Потом он взывает о даровании духовной чистоты, мудрой терпеливости и любви. И только уже после всего этого молит, чтобы Господь даровал видеть ему свои грехи, осмысливать перед лицом вечности свои дела, слова и мысли. И как высшее благо преподобный надеется обрести дар «не осуждати брата своего», как некоторый завершающий этап в духовной жизни после очищения сердца и ума, получения духа любви и смиренномудрия. Молитва преподобного Ефрема Сирина – это периоды духовно-нравственного возрождения каждого человека. Можно даже сказать, ее череда прошений есть не что иное, как годовые кольца роста душевного древа. «Не осуждение» стоит на самом последнем месте. Это духовная высота. Вот как высоко ставит Церковь это святое качество в христианской жизни. Задача огромная. На всю жизнь. Однако, это совсем не значит, что сейчас пребывая «в духовном младенчестве» мы можем пока не обрели «чистоты, любви и смиренномудрия» осуждать всех направо и налево. В молитве преподобного Ефрема говорится о таком состоянии человеческой души, когда она даже мысленно не произносит на брата укоризны, когда не налетает на нее облако темной, осуждающей печали при виде греха, одолевающего ближнего. Начать, как обычно, нужно с малого. Не осуждать, хотя бы на словах, следить за своими мыслям и чувствами, «быть начеку», обуздывать язык; не считать себя всегда правой во всех делах и непременно умней и талантливей; необходимо не ставить себя выше других людей. Исповедовать истину, что «всех нас Господь одарил разными талантами» не на словах, а на деле. Косвенно, что Вы немного смотрите свысока указывает тот факт, что Вы «говорите того чего не было, придумываете события».
Преподобному Амвросию Оптинскому приходилось много лет подряд принимать в своей хибарке великое множество людей. За время своего старчества у него выработалась кристально-чистая формула, как избавиться от осуждения. Вот она: "Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой в том числе немощью — судить и осуждать ближнего. Святой Димитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седмиглавому змию, который хоботом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть ангелов. И грех осуждения, по слову этого угодника Божия, отторгает от неба третью часть и добродетельных людей, которые без греха осуждения просияли бы, как звезды. Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху этому от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению перед Богом и людьми и просить в этом помощи Божией, памятуя евангельское слово: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» и евангельское увещание тридневно воскресшего Господа: «возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя мое легко есть».
В качестве «пищи для размышлений» приведем остроумный совет одного иеромонаха новоночальному послушнику о том, как перебарывать в себе осуждающий помысел. Старец сказал юному иноку: «Ты знаешь, сколь страшен этот грех, и бесы тоже знают: для них нет ничего приятнее, чем кинуть человека в осуждение. Это ясно. Но появляется вопрос, что делать, как бороться с этим грехом, как избавиться от осуждения? И вот представь ситуацию: приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: «Что ты сегодня сделал?», а бес отвечает: «Кинул 26 помыслов осуждения». «Ну и как?», спрашивает диавол. «17 раз люди осудили!» - отвечает бес. И диавол хвалит его за «верную службу». А теперь представь, что вместо того чтобы осудить, когда подступит бесовская волна, мы произнесем молитву: «Спаси Господи и помилуй (р. Б.) и святыми его молитвами помилуй мя, грешного», т.е. вместо осуждения оградим себя молитвой, но мало того, попросим Господа защитить того р. Б., и, плюс, смиримся перед этим человеком, нанесшим оскорбление нашему самолюбию. Тогда в той же ситуации состоится немного другой разговор:

приходит бес на отчет к диаволу. Диавол спрашивает: «Что ты сегодня сделал?», а бес отвечает: «Закидал тут одного 34 помыслами осуждения». «Ну и как?», спрашивает радостно диавол. «да, вот, все 34 раза этот человек помолился, причем и за другого тоже», - отвечает бес. Диавол в ярости кричит: «Что? Так ты людей спасать вздумал?» Бес один раз получит по шее, второй, третий, пятый, ну, может, десятый… и это ему надоест, и он не будет больше посылать помыслы осуждения».

Мария 25.08.2013 02:07
Здравствуйте,Батюшка.Недавно ко мне обратилась моя знакомая с просьбой стать для ни с мужем суррогатной матерью,так как по физиологическим причинам она сама не может вынашивать ребенка.Мне хотелось бы узнать как церковь относится к суррогатному материнству.

Ответ:
Уважаемая Мария, сказать попросту, не соглашайтесь. Для убедительности приводим выдержки из официального документа Православной Церкви. По вопросу суррогатного материнства у нас есть соборное решение: официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Он называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Выдержка, касающаяся нашей темы: «XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2). Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии». Уверен, что для Вас этих слов будет достаточно,чтобы отказаться от богоборческого плана.

Цифры

В России ежегодно делается 1,7 миллиона абортов – это официальная цифра. По неофициальным данным – до 6 миллионов. По количеству абортов в мире Россия лидер – 70 %! Позади остались перенаселенные Индия и Китай. В 2012 году число абортов превысило число родов: было зарегистрировано 1,6 миллиона абортов и 1,5 миллиона рождений. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения. После прерывания беременности 7–8 % женщин становятся бесплодными. Сейчас в России 78 миллионов женского населения. Репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) – 39,1 миллиона. Из них 30 % страдают гормональными нарушениями и гинекологическими проблемами – различные осложнения после венерических заболеваний. До 200 тысяч беременных не могут выносить ребенка до срока. На данный момент 10 миллионов граждан России бесплодны. Из них 4 миллиона мужчин репродуктивного возраста. Печальный итог – 15 % семейных пар не могут иметь детей. Число бесплодных россиянок ежегодно увеличивается на 200–250 тысяч человек.

Ольга 22.08.2013 11:00
Здравствуйте,батюшка! Прошу вашей помощи правильно понять значение чудес, которые недавно произошли в моей жизни.Почти год назад, а точнее 11 сентября 2012 года, я родила сына. Родила преждевременно, в 8 месяцев.Малыш сразу попал в реанимацию, так как не мог самостоятельно дышать.На вторую ночь после родов мне снится сон : Будто мне в больничную палату принесли моего ребенка и он лежит в кроватке, а рядом с ним отрубленная мужская голова.Я сначала напугалась этого сна,но потом решила, что это просто ужасы снятся из-за всего произошедшего.Когда меня выписали из роддома, мы с мужем решили, что сына нужно покрестить прямо в реанимации, чтобы можно было за него усиленно молиться. Батюшка покрестил его на 8-ой день.Назвать и крестить сына мы до родов ещё решили Владиславом.Хотя батюшка предложил покрестить Иваном, так как,оказывается (мы до этого с мужем, грешные,не знали),что 11 сентября - День усекновения главы Иоанна Предтечи!Но мы сказали, что уж очень хотим назвать Владиславом. Вечером,после крещения,у сына открылось кровотечение в легких.Но,слава Богу,всё обошлось.Потом малыш пролежал в реанимации ещё неделю и его перевели в грудничковое отделение, где я уже лежала вместе с ним ещё 2 недели.И как ни удивительно, но выписали нас домой 7-го октября,в день, когда почитается святой Владислав!!!Никак не могу правильно обмыслить всё это.Теперь только каюсь, что не покрестили сына Иваном.Ведь, получается (в моём понимании), Иоанн Креститель спас моего ребенка.Можно ведь было покрестить Иваном, а в жизни называть Владиславом.Но теперь ничего не вернешь.Как нам теперь быть? Ребенок практически нормально развивается, даже врачи удивляются, так как состояние его после родов было очень тяжелым.У него было сильное кислородное голодание в процессе родов. Т.е.в реанимацию попал в основном из-за поражения клеток мозга.А, насколько мне известно, к Иоанну Крестителю обращаются именно в болезнях головы.Читала, что святые не обижаются, но в нашем случае, мне кажется, что мы именно обидели его не покрестив сына Иваном.Или может наоборот суждено было быть именно так - чтобы сын был Владиславом.Я просто не знаю, что думать.А ещё у родного моего брата, который просто ещё по одному удивительнейшему стечению обстоятельств,так же рожден 11 сентября(!),через два месяца родился тоже сын и они назвали и покрестили его Иваном!Просто тоже до рождения решили так назвать.Батюшка,надеюсь я не слишком запутанно все описала.Но просто какая-то череда мистических событий!В этом какие-то знаки свыше. Но как их правильно понять? Буду Вам очень благодарна за ответ, за о, если хоть немного поможете разобраться.

Ответ:
Уважаемая Ольга, в нашем земном мире есть место чудесам и Божьей Милости, ибо промысел Божий обнимает жизнь каждого человека. Женщина после драматических родов всегда чувствует ежедневную повседневность намного острей, чем обычно, больше замечает, сильней и ярче переживает жизненные события. Так и должно быть, поэтому неудивительно, что в послеродовой период матери снятся примечательные сны, душу занимают нездешние размышления и несвойственные волнения. В мир родился человек и мать готова пожертвовать всем, ради его спасения. Святое дело! А теперь ближе к Вашему вопросу. Действительные, «святые не обижаются», более того, думать, что святой может огорчиться на то, что в крещении дали ребенку не его имя, значит несколько сомневаться в великодушии святого. Души святых пребывают в Царстве Небесном в лучезарной благодати Святого Духа и там нет места скудным человеческим чувствам, к которым несомненно относится обида. Иоанн Креститель «не обиделся» даже на Ирода Антипу, повелевшего усечь его мечом за правдивое обличение, ибо знал о себе волю Господню. Так, что Ольга можете быть совершенно спокойной – пророк Божий Иоанн, скорей всего вознес к Богу радостную молитву за сохранную жизнь новорожденного мальчика. Возможно, в свое время, Господь дарует Вам с мужем второго мальчика. Его Вы и назовете Иоанном.

Напоследок приведем мудрые слова преподобного Амвросия, великого Оптинского старца, об отношениях к снам: «Ближайший ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, еще яснее и определеннее пишет о сновидениях: «Одни из сновидений суть простые сны, другие — зрения, иные — откровения. Признак простых снов таков, что они не пребывают в мечтательности ума неизменными, но имеют мечтание смущенное и часто изменяющееся из одного предмета в другой; от каковых мечтаний не бывает никакой пользы, и самое то мечтание по возбуждении от сна погибает, почему тщательные и должны это презирать. Признак зрений такой, что они, во-первых, бывают неизменны, и не преобразуются от одного в другое, но остаются напечатленными в уме в продолжении многих лет, и не забываются. Во-вторых, они показывают событие или исход вещей будущих, и от умиления и страшных видений бывают виновны душевной пользы, и зрящего, по причине страшного неизменного видения зримых, приводят в трепет и сетование; и потому видения таких зрений за великую вещь вменять должно тщательным.
Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов. Зрения бывают людям тщательным и очищающим свои душевные чувства, которые через зримое в сновидении благодетельствуемы бывают к постижению вещей Божественных и к большему духовному восхождению. Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием, и подвигами, и трудами по Бозе, достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: аще будет в вас пророк... в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему (Чис. 12: 6). И через пророка Иоиля (Иоил. 2: 8): и будет по сих, и излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения увидят («Добротолюбие», 7, 2). Смиренный Никита говорит, что тщательный может извлекать себе пользу и из самых простых снов, познавая через них расположения и действия своей души и тела. Познав наклонности и недуги свои внутренние, он может, если хочет, употребить и приличные для них врачевства. Склонный к сребролюбию — видит во сне золото, которое он умножает лихвой, или скрывает в тайном месте, или подвергается суду как немилосердый, или истязывает от других. Подверженный сластолюбию и невоздержанию — видит во сне или различные снеди, или предметы соблазняющие. Недугующему гневом и завистью — в сновидениях представляется, будто он гоним или зверьми, или ядовитыми пресмыкающимися, или вообще подвергается каким-то страхованиям и боязни. Если кто любит суетную славу, — то мечтаются ему похвалы и торжественные встречи от людей, начальственные и властительские престолы. Исполненный гордости и кичения — мечтает во сне, будто он разъезжает на великолепных колесницах, и иногда будто на крыльях летает по воздуху, или все трепещут его великой славы. Напротив же, Боголюбивый человек, будучи тщательным в делании добродетельном и праведным в подвигах благочестия (то есть не уклоняясь ни в безмерность, ни в оскудение), и будучи чист душой от пристрастия и привязанности к вещественному и чувственному, зрит в сновидениях исход вещей будущих и откровение вещей страшных, и, пробуждаясь от сна, застает себя всего молящегося со умилением души и тела, так что находит на ланитах своих слезы, а в устах беседу с Богом. Всеблагий Господь, по неизреченному человеколюбию Своему, да вразумит всех нас и наставит на все полезное и душеполезное и спасительное" ( Из писем преп. Амврося оптинского).

Елена 22.08.2013 02:02
Батюшка, здравствуйте. Очень хочу исповедоваться, но по бабушкиному наставлению съела ложку творога и случайно, не разобрав, съела маленький кусочек яйца. Три дня ещё не прошло, но очень хотелось бы исповедоваться на второй день после "происшествия", в воскресение. Можно?

Ответ:
Уважаемая Елена, не смущайтесь, по канонам Церкви для принятия Святых Даров Ваше "происшествие" не существенно, сходите на исповедь и причащайтесь в Воскресенье. Бог в помощь!

*Имя:


E-mail:


*Текст:



Внимание! Отправленное сообщение появится только после проверки администратором сайта!
 
Новости