Мы ВКонтакте

Друзья и помощники 

Хлебная Слобода-470х120_1 

Детский фонд

 Комплект Рем Строй 

Молпромснаб

 Банк Хлынов

 Моя семья


«Самый ужасный фильм»

«Самый ужасный фильм»

 

мороз

Апостол Павел,  утверждает, что душевный человек не понимает человека духовного. Человек плотский, конечно же, не понимает человека душевного. И мы постоянно сталкиваемся с этой религиозно-психофизической иерархией человеческой жизни. Если верующий человек молится перед чудотворным образом, то человек, даже обладающий высокой культурой, восприявший, скажем так, «дары волхвов» всемирной культуры, может, глядя на истово молящегося, покрутить пальцем у виска, дескать, неразумно так молиться, что никакого Бога нет. Вот есть культура, а Бога не существует. И, вообще, зачем Он нужен? С Богом одни «проблемы». Без Него вольготней и интересней жить. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14), даже если он, еще раз повторим, воспринял всю полноту человеческой культуры. Вам кажется это странным? Ничуть. Вспомните хотя бы пример нашего гениального писателя Льва Толстого, вычеркнувшего карандашом из Евангелия все, что ему показалось слишком нечеловеческим. 

Точно так же человек «плотский», современный, который смотрит одни сериалы, читает газеты и журналы типа "Сумбур" или "Отдохнем", слушает какие-то эстрадные песенки, любит хорошо выпить - закусить «чем Бог послал», если придет, скажем, в дрезденскую картинную галерею и увидит, что «некий муж», несколько часов, как  например, епископ Василий Родзянко (он сам рассказывал о своем опыте созерцания), стоит и смотрит на образ Сикстинской Мадонны, пытаясь проникнуть в тайну художественного творения, то «плотской» человек тоже, может быть, станет крутить пальцем у виска, говоря: «Что за неразумие такое стоять несколько часов перед одной картинкой? Ни к чему это! Так, быстро пробежался, огляделся, и пошел рулить на шопинг».  Плотской человек не понимает человека душевного.

  b_a629d7369298d4e8d7a22b7d025b483d

То, что сегодня образ восприятия мира, жизненный опыт человека, живущего в России, отличается от человека, который живет в Америке, становится явным не только уже на уровне духовном, но даже и на уровне душевном, плотском. Мы почему-то удивляемся, что американцы, приезжающие в Россию, любят наше гостеприимство, хвалят наши пельмени, даже наш знаменитый новогодний салат «оливье», который совсем не «оливье». «Где такие делают прекрасные салаты? В каком ресторане вы такие салаты заказываете?» Сами делаете? Американцам кажется весьма странным, что все продукты для салата мы, русские люди,  нарезаем мелко-мелко. Это сколько же нужно труда, чтобы так все измельчить! Удивляются еще и тому, что у нас сохранилось не просто гостеприимство, а особая традиция "культурного" угощения гостя. Этот глубокий овраг «непонимания» между культурой американской и русской расширяется  с каждым столетием. И вот вам один выразительный факт. 

Все мы знаем с детских лет прекрасный фильм режиссера Александра Роу «Морозко». Кто не восхищался не только игрой актеров, а тому сказочному духу, царящему в его сказочном мире? В фильме каждый эпизод, любое движение на экране - хоть выход из леса Морозко, хоть щелканье орехов младшей дочкой - любое действие, оно подлинно сказочное. А сам сюжет сказки воспитывает в детях смирение и мужество, отвращение перед чванством, гордыней, отвращение перед глупостью. Эта сказка воспевает любовь, мужество, святость русской жизни в противовес злому, фальшивому, пошлому. Она действительно «замораживает» пошлость, лишает его силы. Она смеется, и часто даже сквозь слезы, над той пошлостью, которая есть в сердце  у каждого из нас.

 63882

В начале 90-х годов прошлого столетия в США этот фильм был показан по телевидению, а после выпущен на видеокассетах с названием «Отец Мороз». И неожиданно для самих заокеанских издателей, фильм «Морозко» вызвал бурю эмоций и негодования среди американцев, причем не среди элитной американской культуры, а среди простого телезрителя. И этот чудесный фильм в Америке буквально сразу же вошел в сотню фильмов всех времен и народов самых отвратительных, из выходивших на экраны. Вот какие отзывы оставляли американцы на интернет-сайте, посвященном худшим фильмам мира: 

«Самый странный фильм в истории кино. Вероятно, группа русских сценаристов наелась наркотиков».

«Какая-то придурковатая фантазия про придурковатого парня, превратившегося в медведя, про одиннадцатилетнюю аутистку, идиотский дом с ногами (это про избушку на курьих ножках – ред.), неблагополучную семью русофинов, длиннобородого уродливого парня, который замораживает деревья, убивает птиц, санки, похожие на свинью, грибообразного гнома».

 80d1b7775b43

«Да, этот фильм кажется ужасным. Но заметьте, в нем присутствуют нездешний сюрреализм». 

«Кислотные телепузики».

 «Хуже всего, что этот фильм называется детским. Эта шизофреническая ужасающая психопатская мешанина. Если бы я посмотрел этот фильм в детстве, я бы сошел с ума». 

«Мне бы еще хотелось узнать пикантные подробности жизни в сельской России. Я и понятия не имел, что при знакомстве с потенциальным мужем, русские девушки делают клоунский макияж и надевают корону как в закусочной король».

 96001240_large_morozkoaviimage2

Цитировать эти впечатления можно бесконечно. Почему, скажем мягко, так странно наш сказочный талантливый фильм восприняли американские зрители? Душа современного человека лишается молитвенной глубины. Она лишается ощущения того, что жизнь - действительно чудо, подлинная сказка и удивляешься тому, какой рационализм входит даже в самые сказочные фильмы на Западе. Там уже нет сказки, там уже нет чуда, там остался только сюжет со счастливым концом и «громадье» дорогих спецэффектов. Там место, действительно, только рационализму и самости. Кстати, последняя часть про мохноногих человечков «Хобитт: Пустошь Смауга», тому явное подтверждение.  Современные сказки, которые сегодня придумывают, стоят в том же самом ряду, что и сказка о колобке, строящего лисе наглую рожу и приговаривающего: «Ты, лиса, хочешь меня съесть, но не тут-то было. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя, глупая лиса, я тоже уйду». И действительно, колобок убегает от лисы.

939843d0553de0fd6217ecc81e57a07f

А куда? В темный лес. А зачем? А он и сам не знает куда бежит. Этот "новый русский" колобок идет, сметая все преграды на своем пути и над всеми смеется. Не боится ни Бога, ни черта, разве что дефолта... Такой «счастливый» американский конец старинной русской сказки в обработке Ю. Медведева придумали в издательстве «Детская книга» Роскомпечати, тогда как сказка «Колобок» это воспитательная история о грехе отрыва от своего начала, от традиций, от «отеческих корней», почти евангельская «Притча о блудном сыне». И в сказке «Теремок» присочинили позитивное окончание: все звери собираются и решают построить коммунальный бункер еще лучше, чем тот, что медведь разворотил.  А ведь эта сказка об иерархичности мира, о путях сохранения космического порядка. Это экологическая сказка. Не нужно устраивать из бытия «коммуналку». Для каждой твари Господь определил свое место пребывания: зайчик должен жить в норке, волк – в логове, лягушка – на лилии (как сказала одна девочка), комарик – под листочком,  медведь – в берлоге, а человек – в Царстве Небесном, преодолевая земной путь.   А, например,  в нынешней обработке сказки  «Волк и семеро козлят»  бравые козлята-тинэйджеры так волка уделывают, что он спасается  от них, едва унося ноги. И зачем таким козляткам-каратистам мамина помощь? Подобных примеров «оболванивания» русских сказок, лишения их высокого смысла,  сегодня множество. Дух «американского прагматизма» проникает и в русскую сказочную сокровищницу.

big65426454

Душа современного человека настолько «оплотнилась», рационализировалась, что ей трудно воспринять даже кинематографический сказочный дух. Как она скажет, что чудо может твориться в этом мире? Она скажет, нет, это все спецэффекты, это никакое не Чудо. Как ей научиться молиться? Душа сегодня сама «уплостилась» до такой степени,  что стала как экран плазменного телевизора, все с нее соскальзывает, ничего не задерживается, "как с гуся вода".

Прежде, чем восходить в глубины духовные, необходимо восстановить в себе здоровый плодородный слой душевной жизни. Только тогда дух наш, основанный на этом плодородном слое сможет возрастить добрые плоды. Только в реке чистой можно поймать добрый улов, как в Евангелие: «сто и пятьдесят и три», а в реке отравленной, закидывай сети, не закидывай - ничего не поймаешь. Если в душе не восстановлена здоровая душевная жизнь, а у большинства из нас она нарушена с «младых ногтей, то нужно не торопиться - восстановление души идет медленно -  нужно не спешить со всем высокодуховным. 

Немного интересных сведений о фильме «Морозко» 

Подлинный успех к русской народной сказке "Морозко" пришел благодаря Александру Роу. "Ты сказку сделал былью", – обращались к нему коллеги.  Главным же открытием Роу стал актер Георгий Милляр. Без него не снималась ни одна сказка режиссера. В начале Милляру приходилось бороться за роль Бабы-Яги, которую он потом сыграл около десяти раз. Роу долго искал актрису на эту роль. Ведь столь знаменитую фольклорную бабушку ни разу не снимали в кино. Никто не знал, какой она должна быть. Делали пробы даже с Фаиной Раневской. К счастью, свою кандидатуру предложил Милляр. 

И Бабу Ягу придумал тоже он. "В Ялте я старушку увидел – коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? – говорил Милляр. – А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить. Она все время норовила какую-нибудь гадость сделать: то вещи испачкает, то в суп чего-нибудь подсыплет". Баба-яга в сказке вполне добродушная, хоть и сквалыга. Она рассеянная и страдает забывчивостью — ничего не поделаешь, старческий склероз!

 

240683 

Синие глаза-озера на маленьком треугольном личике, тихий голос, хрупкая фигурка… Настенька – воплощение воздушности, нежности и невинности. Такой она предстала в сказке "Морозко" перед миллионами кинозрителей всего мира. Снялась в главной роли 15-летняя Наталья Седых... В кино она попала случайно. В хореографическом училище за воспитанницу не обрадовались. Был жуткий скандал. Ее ведь забирали не на день-два, а на несколько месяцев. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород. Больше всего на съемках "Морозко" Наташу поразила удивительная природа Кольского полуострова: северные низкорослые деревья, огромные ели и чистейший воздух... Мешал наслаждаться этой красотой холод. "Слава Богу, со мной была моя мамулечка. Она не дала мне замерзнуть – отпаивала горячим чаем, подкармливала", – вспоминала актриса.

Сцену встречи с Дедом Морозом снимали на Кольском полуострове под Мурманском. Было очень холодно. Иван в одной из сцен в поисках Настеньки бегал по лесу и постоянно проваливался в снег – буквально по пояс. А ей под елочку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы.  

"Морозко" на Венецианском кинофестивале в 1964 году получил приз –  "Золотого льва Святого Марка". Роу пригласили в Венецию. На показ пришли русские эмигранты. И после окончания фильма многие из них плакали и кричали: "Спасибо за белые березки. Спасибо за русский рассвет". В фильме действительно сняты красивейшие пейзажи. Александр Роу не признавал павильонов. Все снималось на натуре. Участники съемок последних сцен "Морозко" в лесу вспоминали, что на поляне, где кипела работа, вдруг появился горностай. Застыл на задних лапках и смотрит. Потом исчез. И вскоре появился, видимо, со своей подругой. 

"Морозко" получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра. Но в конце 90-х там же, в Америке, "Морозко" вызвал бурю эмоций и вошёл в список 100 худших фильмов всех времён. Американцы, в большинстве своем мало интересующиеся кинопродукцией других стран, узнали о русском фильме 34-летней давности случайно. 

Сведения о фильме "Морозко" взяты с сайта: http://www.uskazok.ru/2013/08/1964.html

 pfwojhlybnfdcn 1964 nb._preview

 

Теги киров фильм морозко храм иоанна предтечи