Важное

 


  


Друзья и помощники 

 

Хлебная Слобода-470х120_1 

 

Детский фонд

 

 Комплект Рем Строй 

Молпромснаб

 Банк Хлынов

 Моя семья

 

 


 

 

 

Главная \ Публикации \ Проповеди \ Православие – это красота жизни во всем.

Публикации

« Назад

Православие – это красота жизни во всем.  16.10.2015 17:01

41031698

Как должна  выглядеть современная православная женщина: бесполым существом в бесформенном балахоне, московской боярыней в ярких одежках  или подчеркнуто просто, без излишеств, косметики и побрякушек. Как найти золотую середину  в своем облике? Особенно рекомендуем эту статью прочитать православным мужьям, порой относящихся к внешнему виду супруги слишком строго, с сурововостью средневековых блюстителей нравов. Себе же порой дозволяя как главе семейства – много большее.

Татьяна Федорова

Встречают по одежке…

Увы, узнать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаем ее. На голове неопределенного цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Черная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по только этому материалу   присущим потертостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак!

Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это не звучало, во внешности.

Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа

– В храме не красуются!

– Черный – цвет смирения!

– В тапочках-ровесниках службу отстоять легче!

– Торговые центры – вертеп разврата!

– Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный!

– Эта юбка хоть и старая, зато «намоленная», я в ней крестилась!

Пожалуй, тут и остановимся: кажется, добрались «до самой сути». Изломанное, несчастное поколение женщин, которых родители не крестили в возрасте сорока дней в беленьких рубашечках, бабушки не приучали ходить в церковь в белых же, вышитых бисером платочках, а мужья не вели под венец в белых платьях. Придя в храм через боль и страдание, женщина как бы говорит: «Боженька, видишь, мне больше ничего не надо!» На самом-то деле, отрекаемся мы от самого простого, ведь прожить без новых туфель и сумок намного легче, чем без осуждения и злобы. И мы вновь становимся свидетелями того, как кидается на молоденькую девчонку в розовой юбочке бабушка в изношенном мужском свитере с огромной надписью на груди «ADIDASUS » со словами: «В храме не красуются…. Ты внимание привлекаешь…»

Священники в храме облачены в красивые и яркие одежды, почему же мы контрастируем с той радостью, которую несет православие, своим унылым видом. Ведь поход в храм – это праздник. А праздник – это наряд…

Елтзавета федоровна

 

Царица Александра Федоровна Романова

 

Внешний вид – пустое?

А потом вспомнила одну знакомую, назовем ее Н. Дело было лет 13 назад, в ту пору я была типичным «вдушевером», т.е. со времен крещения в церкви уже лет пять как не показывалась. В нашем квартале как раз открылась после реставрации старинная церковь и у меня все чаще и чаще начало появляться желание туда пойти. И тут на детской площадке мы познакомились с Н. и стали часто гулять вместе, благо наши дети, и старшие, и младшие, были ровесниками.

Думаю, похожих на Н. женщин встречали все и не раз – застиранная бесформенная юбка, стоптанные туфли со сбитыми каблуками, небрежно повязанный платок и выбивающиеся из-под него пряди нечесаных волос.

Поначалу мне ее было очень жаль – семья малообеспеченная, дети маленькие, свекровь нездорова, где уж тут за собой следить? Однако годы шли, дети подрастали, муж Н. регулярно приносил из церкви мешки с гуманитарной помощью, многое отдавали ей соседи, в том числе и весьма небедные, а воз все оставался там же.

Когда мы пытались поговорить с Н., что-то ей посоветовать, она отгораживалась «Добротолюбием» и, глядя куда-то поверх голов, повторяла одну и ту же фразу, что внешний вид – это все пустое, а главное – духовная жизнь. Дело кончилось тем, что мамаши на детской площадке дружно решили, что православные все на голову больные, а наши мужья начали не в шутку опасаться, что мы уподобимся Н. Надо ли удивляться,  что в те годы никто из нас до церкви так и не дошел?

Елизавета Федоровна

 

    Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова

 

Православная униформа

К сожалению, есть у нас у всех одна общая беда – отсутствие культуры одежды. Причин тому много – и нищие советские годы, когда носили не то, что стоило бы надевать согласно ситуации, а что сумели «достать» (терпеть не могу это слово), и прерванная культурная традиция, и засилье низкопробных сериалов «из красивой жизни» на телевидении. В итоге мы утеряли традиции и вкус, воспитывавшиеся в семьях и передававшиеся из поколения в поколение, зато приобрели фразы о том, что говорить об одежде недостойно мыслящего человека, а в особенности христианина. 

И получилась парадоксальная вещь. Церковь – это ведь дом Божий на земле. Мы украшаем этот дом, потому что Царь заслуживает всего самого лучшего. Мы обряжаем иконы в драгоценные оклады, мы приглашаем художников расписать стены храмов, мы возжигаем свечи из самого чистого воска и воскуряем самые лучшие благовония. Мы стараемся, чтобы духовенство было облачено в самые красивые парчовые ризы, чтобы чудо Евхаристии было самым прекрасным Царским Пиром… И мы приходим на это пир замарашками, потому что считаем, что наш собственный внешний вид совершенно не важен, что это дело даже не второ- , а десятистепенное. Между прочим, в дореволюционном русском языке было интересное выражение «кобеднишная одежда», и означало оно самый лучший наряд, который надевался только для похода в церковь, к обедне.

В своем неофитском энтузиазме, вознося второстепенное выше вечного, мы порой облачаемся в подчеркнутую «православную униформу» вроде бедной Н., так и не понявшей, что для всех нас она сыграла роль антимиссионера, на долгие годы оттолкнув от церкви по меньшей мере десяток человек.

Именно поэтому я решила все-таки поделиться своими мыслями по поводу того, как стоит одеваться современной православной женщине.

82701679-2

Основных правил, собственно, четыре – аккуратность, чистота, простота и экономия.

Думаю, с этим согласятся все.

На мой взгляд, гардероб не должен быть дорогим. Как этого достигнуть – путей несколько. Меня, например, выручает то, что я шью сама.

Несколько проверенных выкроек, ткани, купленные по «самой-самой-самой последней» уценке по цене 10 – 15% от первоначальной стоимости – и очередной костюм обходится в сущие копейки. Еще для меня большим подспорьем всегда были магазины «секондхенд» и распродажи. Как ни странно, в этих магазинах часто можно найти вещи хорошего качества по низким ценам. Когда-то давно я работала на фирме, где существовал достаточно жесткий дресс-код – в течение недели ни один элемент гардероба не должен был повторяться. Соответственно, у меня было по меньшей мере пять (по-моему, даже больше) комплектов одежды, состоявших из юбки, жакета, блузки и туфель, купленных в этих самых магазинах. Самый дорогой комплект стоил в переводе на российские деньги… 500 рублей, а прослужили они мне несколько лет.

За годы церковной жизни в России, Канаде и Америке мне доводилось видеть множество самых разных женщин, совершавших, к сожалению, одни и те же ошибки. Мне кажется, об этих ошибках стоит поговорить, чтобы не служить невольным соблазном своим ближним. Порой мы просто не задумываемся о том, что, вовсе того не желая, смущаем находящихся рядом людей и создаем о себе весьма странное впечатление, которое не столько привлекает, сколько отталкивает неверующих или колеблющихся.

На ошибках учимся

Итак, на что стоит обратить внимание. Для начала, есть некоторые стили одежды, которых, собираясь в церковь, лучше избегать целиком и полностью. А именно: спортивный, пляжный, фольклорный и эротический. Эти стили хороши в соответствующей обстановке, а вот в церкви футболки, парео, блестки, гипюровые блузки и обтягивающие кофточки и юбки смотрятся неуместно. Кстати, мало кто знает, что босоножки с открытыми пальцами и всевозможные шлепанцы также относятся к пляжной одежде.

Вообще, золотое правило гласит –  одежда для храма, чем скромнее и консервативнее, тем лучше. Мягкие приглушенные тона гораздо более уместны, чем яркие и сочные. И причина этого проста. Вне зависимости от нашего желания глаз человеческий автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому  броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям.

Лучше всего, чтобы одежда была комфортной, не мешала двигаться и совершать поклоны. Вопреки традиции я вовсе не являюсь сторонницей длинных юбок. Причина проста – такую юбку нужно уметь носить. Нашим прабабушкам было проще – это был их естественный стиль одежды, они с малолетства от мам и бабушек набирались премудрости как ходить, как подбирать подол, пробираясь по грязи, поэтому и выглядели всегда аккуратными. Нам же все приходится осваивать на собственном горьком опыте, вытягивая подолы, обрывая подпушку, заляпываясь по уши грязью, тыкаясь в пол носом при попытке встать с земного поклона.

CKWEnv1UEAE7jbQ

Нам говорят – одевайтесь в длинное, и при этом никто не объясняет, что длинная юбка совершенно не смотрится с хозяйственными сумками и спортивными рюкзаками, что ходить в ней нужно мелкой семенящей походкой, а не крупными шагами вечно спешащей жительницы мегаполиса, что на лестнице юбку нужно приподнимать,  иначе дело чревато травмами, порванными или вытянутыми краями и не отстирывающейся грязью по всему подолу, что делая в длинной юбке земной поклон, нужно не забыть слегка подтянуть ее вверх, иначе потом будет очень трудно встать. Короче, мороки с ней очень много, а шансов выглядеть неаккуратно или нелепо еще больше. 

На мой взгляд, единственный критерий, которому должна отвечать юбка, – это длина ниже колена. Насколько ниже, какого цвета и покроя, из какой ткани – это все дело хозяйское с учетом нескольких нюансов. Легкие летние юбки зимой смотрятся не очень хорошо, если есть возможность, лучше оставить их все-таки до теплой погоды. Вечерние юбки также лучше отложить для соответствующих случаев, в церкви они выглядят не лучшим образом.  Длинные разрезы, открывающие ногу значительно выше колена, в церковном обиходе тоже не приняты. Как ни крути, это все-таки не слишком скромный вид. Хорошо бы, чтобы юбки не были обтягивающими или слишком прозрачными, и чтобы верхняя часть одежды (блузка, жакет, жилет) была достаточно длинной, иначе мы рискуем, совершая поклоны, сильно сконфузить тех, кто стоит сзади нас. Правило тут таково – чем уже юбка, тем длиннее должен быть «верх».

Не так давно на моих глазах случились две не очень приятные истории. В первом  случае девушка пришла летом на литургию в белой тонкой  юбке до полу. Купила свечи, подошла к иконе у солеи, положила поясной поклон и под юбкой четко пропечатались фасон и расцветка весьма нескромного нижнего белья. Честно говоря, мне и моим спутникам в тот момент стало весьма неловко. Во втором случае очень скромная девушка, всегда одевающаяся по-уставному, пришла в храм в недлинной блузке, надетой навыпуск. Тоже положила поклон, блузка задралась вверх, выставив на всеобщее обозрение резинки трусов и колгот. И девушка, и невольные свидетели этой сцены испытали большой конфуз. Мне кажется, имеет смысл проверить свой гардероб на наличие таких вот «предательских» вещей, и если что-то найдется, просто не надевать их в храм, так и нам самим спокойнее будет, и других людей мы ненароком не смутим.

697048889

 

   Царица Александра Федоровна Романова

 

Еще стоит по возможности избегать одежды с надписями на иностранных языках. Причин тому две. Во-первых, существуют крупные мировые Дома Моды, украшающие изделия своим логотипом. Продукция таких Домов стоит весьма дорого и демонстрировать ее в церкви не очень этично по отношению к гораздо менее обеспеченным людям. Подделки же под известные марки обычно исполняются небрежно, с плохим качеством. Такие вещи не очень-то красят своих обладательниц.

Во-вторых, надписи на одежде бывают порой весьма двусмысленного, а то и откровенно пошлого толка. Не понимая, что написано на блузке, сумке или платке, мы рискуем поставить себя в смешное или затруднительное положение. Знакомые как-то раз рассказали о молодой девушке, с трудом отбившейся от толпы уличных подростков. Как выяснилось позже, на блузке у нее красовалась испанская надпись, свидетельствующая о ее пристрастии к групповому сексу. Девочка, кстати, была вполне тихая и домашняя и понятия не имела, что там написано, ей просто понравился цвет блузки.

Короче говоря, мое мнение таково – одежда должна быть аккуратной, скромной и комфортной, чтобы не мешать молиться на достаточно долгих службах.  Кто-то предпочитает плоскую обувь, кто-то маленький каблучок – все это прекрасно. Главное, чтобы сапоги и туфли были начищены, набойки на каблуках прибиты и чтобы обувь не стучала по церковному полу. Все-таки передвигаться в храме мы должны неслышно, не мешая молиться другим людям.

32992bcc13d6447ec28d4d6181b17baa

Платки или шляпки?

Православным женщинам принято покрывать голову, хотя многие продолжают спорить с этим постулатом. На мой взгляд, дискутировать здесь негоже, надо просто смириться и подчиниться церковным правилам. Другое дело, что мне непонятно, почему в качестве эталона нам предлагают ориентироваться исключительно на деревенскую культуру. До революции в России наряду с деревенской существовала и культура городская, допускавшая не только платки, но и шали, шляпы, шапочки, береты. Все эти виды головных уборов допустимы. Если честно, платки идут далеко не всем и плохо смотрятся со многими видами одежды, например, с жакетами. На мой взгляд, лучше пусть головной убор сочетается со всей одеждой по стилю и цвету, чем режет глаз своей неуместностью.

Знакомую барышню восьми лет от роду приводят в храм чаще всего в нарядном платье в черно-белую клетку. Перед причастием мама повязывает ей голову полосатым бело-малиновым платком, отчего симпатичная девчушка на глазах превращается в нелепую дурнушку. Другая барышня, чуть моложе, приходит в церковь в симпатичной шапочке, подходящей по цвету к ее сарафану и нарядной блузке. От одного взгляда на нее настроение становится праздничным.

Что касается сумок, в идеале, хорошо бы спортивный рюкзак все-таки оставить для занятий спортом. И еще неплохо бы иметь в арсенале две сумки – темную для зимы и светлую для лета. Фасон, размер, цвет, стоимость – это все дело личного вкуса и возможностей. Единственное, чего все-таки стоит избегать – это обилия блестящей фурнитуры, стразов (искусственных камней) и висячих брелоков и цепочек. Разукрашенная подобным образом сумка редко кого украшает, а в сочетании со скромным нарядом выглядит весьма нелепо. Кстати, помимо сумок существуют еще и весьма аккуратные рюкзачки, с которыми мне лично стоять в церкви гораздо удобнее, чем с сумками – и руки свободны, и вес распределен более равномерно.

Непрестанно радуйтесь!

Немаловажную роль играет и цвет. В суете нашей жизни мы почему-то частенько забываем, что православие – это религия радости! Как бы ни было тяжело в жизни, какие бы нас ни посещали утраты, мы же знаем, что Христос победил смерть, мы помним, как говорили наши великие святые – «Радость моя!», «Непрестанно радуйтесь!». А мы… мы, почему-то гораздо больше хмуримся и скорбим, и частенько норовим обрядиться в траурные одежды. И получается, что люди, не знающие православия, видят в нас совсем другое – религию горя, тьму, а не свет. А ведь даже плач наш о грехах – радостотворный, несущий мир, радость, тишину. А какая же радость в трауре?

Наверное, стоит все-таки отложить черные одежды до истинных дней траура, без которых не обходится ничья жизнь. А для покаянных и сосредоточенных дней вполне подойдут синие, серые, коричневые цвета.

Часто на приходах встречается еще и такая традиция – стараться в праздничные дни одеваться соответственно цветам этого праздника. Честно скажу, мне это не очень нравится, и вот почему. Внешнему следовать гораздо легче, чем внутреннему. Поэтому в суете о цвете платка или кофточки легко можно вообще забыть, чего ради мы в храм пришли. Во времена моего неофитства, когда я безоговорочно верила тому, что скажут храмовые бабушки, меня научили, что в Великую Субботу в определенный момент службы нужно непременно переодеться – сменить черные кофточку и платок на белые. Причем научили не только меня, а еще многих. Сигналом к переодеванию должно было послужить перемещение хора с клироса на центр храма. Мы тревожно следили за малейшими движениями в церкви, чтобы не пропустить ответственный момент. Наконец регент вывела своих подопечных к аналою и храм зашевелился – каждый переодевался как мог, но к окончанию пения большинство присутствующих сияли белыми одеждами. Только вот что пелось и читалось тогда на службе я лично совершенно не услышала – все внимание было занято совсем другими вещами.

 В другой раз я пришла в храм в голубой блузке, просто потому, что мне захотелось ее в этот день надеть. И… получила упрек за то, что оттенок не тот.  Оказалось, что в этот день священники служат в бирюзовом по случаю Богородичного праздника, а я не полностью соответствую моменту. На третий раз знакомый при входе в храм вдруг начал дотошно выяснять, почему я в Богородичный праздник пришла в одежде «неуставного» цвета. Его собственные жена и дочка в этот момент сияли голубизной. 

По-моему, вся эта суета вокруг цветов достаточно мелочна и несерьезна. Человек сам волен решать – соблюдать ему цвета праздника или нет. А возводить это дело в принцип, да еще требовать от окружающих, чтобы они неукоснительно блюли цветовые правила не стоит.

И последнее – собираясь в церковь, лучше избегать духов и помады, даже гигиенической. Пусть в храме пахнет только воском и ладаном, а на иконах не остается отпечатков намазанных губ. Если день ветреный и холодный и губы приходится смазывать для защиты, давайте не будем забывать, войдя в храм, вытирать их бумажной салфеткой. До сих пор не могу забыть, как в однажды в Великую Пятницу было грустно видеть алый отпечаток, появившийся на белоснежном воздухе буквально сразу же после выноса Плащаницы.

Несколько советов

Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку. Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми.

Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы.

И напоследок расскажу вам историю, в которую почти никто не верит. В одном московском приходе «заслуженная трудница церковной лавки» пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений. Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала   «священнослужительницей»?

В свое время патриарх Кирилл, будучи тогда митрополитом на смоленской кафедре выразился весьма недвусмысленно о пренебрежении внешним видом: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета».

Вопрос священнику о внешнем виде

Вопрос: Мирские люди почему-то больше наслышаны о тех юродивых и блаженных, которые принимали на себя такую аскезу, что по ним вши ползали, клопы, тараканы, даже крысы, и, исходя из этих скудных знаний о святости, считают, что православный человек не должен за собой следить, то есть не только прихорашиваться, но просто следить. И что если человек в чистой, выглаженной и красивой одежде, значит, он неправославный.

Ответ протоиерея Максима Козлова: У меня перед глазами фотография царственных страстотерпцев незадолго до революции: царя-мученика Николая, царицы-мученицы Александры, Великих княжон… Мне кажется, святая царица Александра являет для многих наших современниц дивный пример того, как пройти средним, и в данном случае в прямом смысле слова царским путем. С одной стороны, выглядеть достойно того положения, которое она занимала, с другой стороны, никогда не переходить грани в том, что ей было так доступно и легкодостижимо применительно к условиям того времени. Но в ее внешнем облике несомненны такт, чувство меры, корректность. Равно можно сказать и по отношению к государю, традиционно изображаемому в военном мундире, так украшающем каждого, с честью его носящего, и так приличествующем, как всякая форма, каждому мужчине, – вот образец, на который нам хорошо равняться. Одно дело – юродивые и монашествующие, у которых, впрочем, тоже есть своего рода внешняя форма и есть необходимость ей соответствовать, в том числе и форма одежды, которую надо в достойном виде содержать, а другое дело – человек, живущий в миру. «Ничего слишком» – это общее правило для православного человека, которое распространяется даже на внешний облик. 

Однажды к владыке Никодиму (Ротову) подошла на причастие женщина. «Как тебя зовут?», – спросил владыка. «Светлана», – сказала он. «Не Светлана, а Фотиния», – поправил ее рядом стоящий диакон.   «Твою жену как зовут? – спросил диакона митрополит, – Вера? Вот и зови ее теперь Пистис!»

 

 



Новости