Важное

 


  


Друзья и помощники 

 

Хлебная Слобода-470х120_1 

 

Детский фонд

 

 Комплект Рем Строй 

Молпромснаб

 Банк Хлынов

 Моя семья

 

 


 

 

 

Главная \ Публикации \ Праздники \ Красота святости

Публикации

« Назад

Красота святости  07.12.2017 07:56

svyatie_zheny (173)

 

Источниками жизнеописания святой Екатерины являются: три анонимных акта мученичества, мученичество святой Екатерины в рукописи, приписываемой Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, и Мученичество, составленное Симеоном Метафрастом.

Житие святой Великомученицы Екатерины

Святая Екатерина родилась в Александрии в 287 году. Происходила она из знатного рода и отличалась светлым умом, ученостью и красотой. Многие богатые и знатные женихи искали ее руки, а мать и родные уговаривали ее согласиться на брак. Но Екатерина, зная себе цену, медлила с ответом и говорила своим близким: «Хотите, чтобы я вышла замуж? Найдите юношу подобного мне по красоте и учености!»  Слова ее не были голословными, ибо она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов. Хорошо изучила сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Эти знания ей в будущем пригодятся для защиты христанской веры.

Бог так устроил, что Екатерина познакомилась с одним старцем-пустынником, сирийским монахом. Он был энциклопедически  образованным человеком для своего времени, знал в совершенстве философию и вел праведный образ  жизни. Обсуждая с Екатериной достоинства ее поклонников, старец сказал: «Я знаю Жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного». Потом он дал ей икону Пресвятой Девы, обещал, что она поможет ей увидеть необыкновенного Жениха. В ближайшую ночь представилось Екатерине в легком сне, что Небесная Царица, окруженная ангелами, стоит перед ней и держит на руках Отрока, сияющего как солнце. Напрасно старалась Екатерина взглянуть на Его лицо: Он отворачивался от нее. «Не презирай Твоего создания, — молила Божия Матерь своего Сына, — скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик». «Пусть она вернется к старцу и узнает от него», — ответил Отрок.

  кольцо
 
Необычный сон глубоко поразил девушку. Утром  она поспешила к старцу, припала к ногам его и просила у него совета. Старец  возвестил Екатерине  Благую весть о жизни, смерти и воскресении Христовом. Мудрая девушка поняла превосходство христианской веры над языческим политеизмом, поверила в Иисуса Христа как в Сына Божия и приняла святое крещение.  Когда Екатерина возвратилась домой, она долго молилась, благодаря Бога за милость,  и утомившись заснула. Во сне она снова увидела Матерь Божию. Теперь Божий Отрок смотрел на нее прямо и милостиво. Пресвятая Дева взяла девушку за правую руку, а Отрок надел на девичий пальчик чудный перстень, сказав: «Не знай жениха земного». Екатерина поняла, что с этого момента она обручена Христу и проснулась с радостью на сердце. После этого она  сильно изменилась,  стала скромной, кроткой и великодушной.
 
Символы и реальность
 
В самом принципе уневестивания для образованной девушки, живущей в миллионном мегаполисе, не было ничего исключительно нового. В язычестве были свои «божественные женихи и супруги» - Осирис, Адонис, Зевс, Таммуз и свои посвященные им «невесты-девственницы». Поэтому Екатерина не удивилась предложению   Божьего Отрока «не искать земного жениха» и стать его нареченной Невестой. Следует прояснить другую сторону обручения Христу. Дело в том, что  пожизненное пребывание в состоянии невествования являет незавершенность жизненного пути. Это точно отражается в языке, быть «вечной невестой», «засидеться в невестах» выражения очевидно никак не лестные. Невеста  должна найти свое исполнение в замужестве с женихом. Невеста призвана стать женой. Собственно быть невестой означает ни что иное, как поворотный момент  от девственного одинокого бытия   к экзистенциональной полноте и завершенности брака. Невеста - это не статичное стояние в положение будущей жены, а динамичный путь  к  семейным узам. Поэтому обручение Екатерины со Христом необходимо понимать особым христианским образом, как и дарование ей чудесного перстня.
 
Во-первых, благословением «не знать другого жениха» Христос определил личный жизненный путь Екатерины в предвидении  ее скорой мученической кончины. Прочие девы самостоятельно избравшие харизму «уневестивания» не имеют для себя никакого основания в житии святой мученицы. Словами о  неизбрании иного жениха Бог не  запрещает умным и красивым девушкам выходить замуж. Во-вторых, выражение быть «невестой Христовой»  ничего общего не имеет с похожим фразеологическим оборотом быть «невестой Ваала». В фаллических культах Ближнего Востока  «невеста Ваала» предназначалась  для плотского достояния жрецов. Это был апофеоз ее «служения».

 


ваал супруг

 

Он был ей дарован, как неподвижный символ-образ, вне зависимости от его дальнейшего логического развития. Подобный статичный символический подход используется в Ветхозаветной книге «Песня Песней» многократно, где взаимоотношения Бога и души человеческой, изображаются под видом «Жениха» и «Невесты», «Возлюбленной» и «Возлюбленного». «Ты сразила меня, сестра моя, невеста, сразила одним лишь взором, одной цепочкой на шее, сколь хороши твои ласки, сестра моя, невеста, сколь лучше вина, аромат твоих умащений лучше бальзама (Пес. Песн.  4, 9-10)». Ничего зазорного в этих библейских выражениях нет, иначе бы эта книга не считалась Боговдохновенной. Ветхозаветный автор образы «Жениха» и «Невесты» семантически ограничивает в пределах плотской любви, решительно отсекая все прочие смысловые ответвления. Только так в доступных земных сокровенных формах он мог показать полноту радостно-духовного единения Божества с человеком.

Сегодняшнее наименование монахини, хоть юных, хоть преклонных лет - «Невестой Христовой» означает, как и для святой Екатерины, всецелую преданность сердца Спасителю, и ничего больше.  Перстень же, подаренный Екатерине в видении является знаком благодатной власти любви Божией над душой человека. Следует так же помнить, что Бог в Ветхом Завете множество раз обращался через пророков ко всему Израилю, как к одной Невесте со словами обручения: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваал, мой». И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос. 2, 16-20). Великий Новозаветный пророк Иоанн Креститель не пресек этот удивительный брачный  символизм: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась (Ион. 3,29). Христос  есть Жених для единой Церкви-Невесты. Вернемся к событиям жития святой великомученицы.  

В преддверии подвига 

В скором времени после крещения в египетскую Александрию прибыл Максимиан,  соправитель императора Диоклетиана. Знаменитому воину-соправителю было чуть более 50 лет. Он был по характеру решительным, агрессивным, «умным генералом», но малообразованным. Науки и искусства он не чтил. Христианский ритор Лактанций в своём труде «О смертях гонителей» писал, что Максимиан был таким же злодеем, как и Диоклетиан, даже более алчным. Псевдо-Аврелий Виктор сообщал о Максимиане, что тот «был необузданного нрава, пылал сластолюбием, был тупоумен». По рассказу Евтропия, царь  «был явно жесток и нелюбезного нрава».

                      Максимиан                                                      

                                            Царь Максимиан Зловредный

Итак, Максимиан разослал вестников по городам Египта созвать в столицу народ на праздник в честь языческих богов. Екатерина скорбела, что царь, вместо того, чтобы содействовать просвещению народа, еще больше насаждает языческие суеверия. Когда наступил праздник, она пришла в капище, где собирались жрецы, знать и народ и безбоязненно сказала Максимиану: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться бесчувственным идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного; им цари царствуют и мир стоит. Он сошел на землю и сделался человеком для спасения нашего». Максимиан, хоть и пораженный красотой и умом девушки, разгневался на Екатерину за неуважение к его царскому достоинству и повелел заключить  в темницу. Затем он велел ученым людям убедить Екатерину в истинности политеизма.

 

Dd0LDdoF0JQ

Пятьдесят философов, ораторов и  поэтов вступили в многодневный  религиозный диспут с девушкой Екатериной.  Логическая основа  диспута известна по «Житию и страданиям святой мученицы», изложенного святителем Дмитрием Ростовским в 18 веке. Екатерина отвечала остроумно, глубоко, сразу найдя в аргументах языческих противников непростительные  противоречия  и бездоказательные мифологемы. Бедные философы и витии не придумали ничего лучше, как выстроить свою апологетику опираясь на сочинения Гомера! Спору нет, его эпические поэмы гениальны, но полны, присущих народному религиозному духу, «басен и родословных» (1 Тим. 1,1-7). Екатерина мгновенно поняла полную несостоятельность  философских доводов оппозиции политеистов и несколькими логическими выпадами разрушила их защиту до основания. Еще более немощным выглядит  выдвинутый философами  запрет «почитания  Распятого, как Бога», основанный на цитатах из «Илиады» и неупоминания о  нем в писаниях древних мудрецов. «Древние мудрецы» о стиральных машинах тоже ничего не писали, но это не отменяет факт их существования. Дальше - больше. Начитанная девушка отлично знала сочинения Гомера и давным-давно нашла в них множество разногласий, несовпадений и самое главное, отсутствие единой религиозной системы. Сейчас остается только гадать, почему философы не применили сократические способы ведения диспута, основанные на трудах Платона, Аристотеля, Плотина, тем более, что последний философ родился в Египте и молодые годы провел в Александрийской столице. 

Если бы оппоненты Екатерины прибегнули в диспуте к философскому трактату Плотина о диалектике трех основных онтологических субстанций — Единого, Ума и Души, то Екатерине с неясной доникейской терминологией Троичности, пришлось бы, по меньшей мере, согласиться на аксиномичность своих христианских убеждений. Встреча завершилась пламенной речью Екатерины, обращенной к главному  оппоненту. В ней она припомнила изречения Орфея, гностика Аполлония Тианского прикровенно, по ее мнению,  возвещавшие о воплощении Христа Бога. «Сие и многое другое, - пишет святитель Дмитрий Ростовский, - говорила премудрая Екатерина и привела в удивление философа, так что он оставался безгласным, не имея сил что-либо сказать ей в ответ».  Исходя из изложенной в житии части диспута, совершенно не видно, чтобы он носил строгий философский характер. Более всего он походил на духовное противостояние двух личностей, использовавших для апологии своих религиозных  понятий высокие чувства и литературные памятники. Екатерина победила своих противников духовной красотой, силой своих религиозных воззрений и внутренней убедительностью Евангельских истин, что нисколько не умаляет ее ментальных дарований.

Максимиану надо было бы знать, что философы частенько, по независящим от них причинам, проигрывают в спорах знатным прекрасным девушкам, владеющих хотя бы основами философии и поэтики. Но сей царь, как мы знаем, был человеком «невежественным и тупоумным», а посему философы и витии были обречены. Итак, в конце концов, языческие мудрецы признали себя побежденными всесокрушающей логикой Екатерины. Разгневанный царь повелел развести на столичной площади  костер  и сжечь их всех,  без суда и следствия,  живьем. Бывшие философские возражатели, услышав о своей страшной участи, упали к ногам Екатерины, прося ее помолиться о них Единому Истинному Богу,  чтобы Он простил им всё совершенное ими в неведении и даровал крещение. Перед преданием огню, святая Великомученица  обратилась к философам, одержимых ужасом смертного пламени, со словами: «Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали свет истинный. Твердо надейтесь на  милость Христа, и веруйте, что огонь послужит вам крещением, и лестницею, возводящею к небу. В сем огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и пред Царем славы предстанете светлыми и чистыми как звезды, и станете  возлюбленными Его друзьями». Золотые слова! Святая Екатерина каждого из 50 обреченных осенила крестным знамением, после чего воины бросили всех философов, поэтов, витий и ораторов  в огромный костер, в котором они приняли мученическую кончину. Потерпев неудачу на интеллектуальной почве, Максимиан, однако, не отступил от своего намерения переубедить Екатерину. Призвав ее, он старался прельстить ее подарками, обещаниями почестей и славы. Но «Невеста Христова» Екатерина оставалась неподкупной. Кто бы сомневался?
 
Максимиану пришлось на короткое время по имперским делам отлучиться из города. Его жена, царица Августа, много слышавшая о мудрости Екатерины, пожелала увидеть ее. Встретившись и побеседовав с Екатериной в тюрьме, Августа уверовала в Христа и приняла христианскую веру. Когда Максимиан возвратился в Александрию, он снова послал за Екатериной. На этот раз царь снял лукавую  маску доброжелательности и стал угрожать Екатерине пытками и смертью. Потом он велел принести колеса с острыми зубцами и  предал ее этой ужасной пытке. Но едва только начались мучения, как невидимая сила сокрушила пыточное крепкое орудие. Царица Августа, узнав о случившемся, предстала перед своим мужем и стала укорять его, как он дерзает восставать против Бога. Трудно в это поверить, но царь пришел в ярость  и повелел тут же на глазах у многочисленных слуг жену умертвить. Жалеть своих жен было не в традициях римских кесарей. Отступать было некуда.  На другой день Максимиан в последний раз призвал Екатерину и предложил ей стать его женой, обещая ей все блага мира. Но святая Екатерина и слушать об этом не хотела. Видя бесполезность всех своих усилий, царь велел воину отсечь ей голову. В день мученической кончины святой Екатерине было не более 19 лет. Кстати, в 310 году Максимиана обвинили в покушении на жизнь императора Константина и предоставили самому выбрать способ самоубийства.  Максимиан, не долго думая, предпочел повеситься. И повесился.
 
О мощах святой Екатерины 

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её почитания монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

монастрь екатерины 

В алтаре монастырского кафоликона, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ежедневно после совершения «Часов» верующим открывают мощи святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ.

десница екатерины

Десница святой великомученицы Екатерины


Новости

Молодёжь храма

Новый этап в жизни молодёжного движения церкви Иоанна Предтечи

Написана новая икона!

В нашей иконописной мастерской, для Царево-Константиновской Знаменской церкви г. Кирова написана икона Вмч. Варвары