Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

покание блудный сынТаинство Покаяния (Исповедь).

Таинства - это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для одного из семи Таинств Церкви.

Подробнее...

Литургия 2Литургия и Таинство Причастия

Таинства - это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для одного из семи Таинств Церкви.

 Время и место совершения Таинства

Подробнее...

В этом разделе мы постараемся не слишком сложно рассказать о тех службах, которые совершаются в храме. Среди богослужений можно выделить три основных вида: повседневные службы, таинства и требы. 

Таинства Церкви 

Общее определение

Таинства - это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для одного из семи Таинств Церкви. 

Подробнее...

 

под деревом с батюшкой. конец

Летний дождь все шел и шел. Тяжелые капли падали на поля. Отец Николай, Алеша и его мама Марья Тимофеевна стояли под широким дубом и продолжали беседовать о Боге.

А для чего Бог открыл Тайну о Троице? – вновь спросил мальчик.

- Это самый важны вопрос на свете! – ответил батюшка. – Если считать, что Бог как Личность – Один, то становится как-то грустно за Бога. И себя тоже чувствуешь каким-то одиноким и неполным как человек.

- Почему? – удивился Алеша.

- Посуди сам, представь, ты был бы на всей огромной земле совершенно один, вокруг тебя радовались и росли миллионы собак и кошек, тигров и оленей, в воздухе летали бесчисленные стаи птиц, в морях и океанах плескались тучные косяки рыб и тысячи китов, под землей рыли норы армии кротов и землероек, мириады пчел и шмелей опыляли цветы, а ты был бы совершенно один-одинешенек, никому не мог сказать «Привет!», поделиться своей радостью, сомнением или печалью. Эта была бы какая-то красивая, но одиночная камера.

Человеку всегда нужен равный, необходим другой человек для общения. В этом суть человеческой природы. Поэтому так тяжело люди переносят одиночество. Вот и Одинокий Бог во всей видимой и невидимой вселенной это было бы какое-то несовершенное Существо, Ему бы не хватало – Равного для общения! Одинокий Бог, наверное, в конце концов, сильно бы загрустил и на землю всегда бы лились холодные и бесконечные дожди.

Любовь Божия ищет для Себя Равного потому, что человек и весь мир никогда не смогут вместить беспредельную божественную Любовь. Ну, а если представить, что Бог смог направить силу своей Любви только на самого себя, то у нас получится Бог-эгоист. Мы и людей-то эгоистов не жалуем, а тут выйдет у нас какой божественный Эгоист, Суперэгоист!

Творение мира в таком случае войдет в противоречие с жизнью Бога-эгоиста. Такому Богу мир не нужен, это будут лишние хлопоты для его Божественного Самовлюбленного Величества. Ведь мир не сможет ответить Богу равной хвалой, воздать Ему славу, которую Бог-эгоист хочет услышать. Он бы захлопнулся в самом себе, как ракушка, со всем своим совершенством и стал бы, как черная дыра, весь свет и тепло втягивая в себя, ничего не выпуская наружу.

А зная, что Бог есть Единая Любовь - Святая Троица, все эти недоразумения исчезают. Бог открыл людям о Себе, что Он Един в Любви и Троичен в  Лицах, чтобы мы жили и любили друг друга подобно Богу-Троице. Христос в одной из своей молитв, обращаясь к Отцу Небесному, так и говорил: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». А едины, Сам Бог и люди, как ты понимаешь, могут быть только в Любви. Никакая другая сила соединять не может. А любовь в первую очередь предполагает доверие и искренность. Вот ты, Алеша, как обращаешься к маме?

- Ты! А как еще?

- А к Богу в молитве?

- Тоже – Ты!

- А ко мне ты обращаешься на «Вы», но ведь это не значит, что Бога ты уважаешь меньше, чем меня? Ты доверяешь ему свою душу, как самому близкому человеку, как маме, поэтому и обращаешься к нему на «Ты», это правильно. В Боге-Троице жизнь Одного Лица становится жизнь Другого Лица. Сам образ жизни божественной есть Любовь и бесконечное доверие Друг к Другу всех Лиц Святой Троицы.

Наша жизнь на земле и каждый из людей, создан именно этой любовью. И наша общая человеческая жизнь должна стать подобием жизни во Святой Троице, жизни в Любви Божией. Если человек отрывается от этой Любви, идет в другую сторону, то есть злобствует, ненавидит, раздражается, обманывает, жадничает, подличает, осуждает, грешит одним словом, то он удаляется от источника Любви, а значит и самой Жизни. Все в этом мире от комара до звезд сотворено Любовью. И это не только красиво звучит, но наполнено реальным смыслом.

Ненависть и злоба ведет к смерти не только человека, но и весь мир. Человек загоняет своей злобой мир, как камень в черную воронку космической смерти. Если мы, люди, отказываемся от жизни по образу Бога-Троицы, то наша жизнь не достигает своей цели, она начинает разделять нас, дробить на части, превращая в бетономешалке мира в мертвую однородную массу.  Перед человеком стоит выбор: Бог-Троица и Его Любовь или черная дыра вечного одиночества. И другого нам выбора не дано. Что ты выберешь, Алеша?

- Я выбираю - Жизнь!

Разговор смолк сам собой. Дождь лил и лил. А батюшка Николай, Алеша и Марья Тимофеевна так и стояли под огромным зеленым деревом с полными корзинками грибов, молча вглядываясь в синюю даль. У них будет еще много встреч и задушевных разговоров о Боге, о Церкви, о человеке и его месте в огромном мире, когда-нибудь мы о них узнаем, но это будут уже совсем другая история.

 

 

разговор о Боге

Отец Николай, Марья Тимофеевна и Алеша возвращались домой с корзинками грибов. Дорога была привычной и легкой. Совсем скоро должны были показаться серебряные купола городского собора Святой Троицы, но небо неожиданно нахмурилось, и летний дождь накрыл наших грибников. Пришлось им спрятаться под широким ветвями дуба. Эти крепкие деревья попадались тут не часто, но по прихоти природы, порой неведомо как вырастали среди сосен и тополей, иногда прямо при дороге, вот как сейчас.

- Похоже, этот дождик надолго, - сказал отец Николай. – Но знаете, под его тихий шелест хорошо бы нам начать разговор о Боге.

- Что ж, давайте начинайте, - согласилась Марья Тимофеевна и прислонилась к дубу. Алеша тоже согласно кивнул головой.

- Я с детских лет думал, какой Бог? Зачем Он нужен? – решился отец Николай. – Иногда мне представлялось, что Он очень старый с огромной зеленоватой бородой, сидит на звездном облаке и смотрит, как мы тут живем, что делаем? Улыбается, сердится, печалится, такой большой и мудрый Дедушка, который все понимает, всех любит и прощает… Слава Богу, все оказалось совсем иначе. Во-первых, Бог не старый, а вечно молодой; во-вторых, он не сидит на облаке

- А летает? – подхватил Алеша.

- Летает – слабо сказано, Он находится в абсолютном движении, поэтому Бог пребывает везде и сразу. Бог, сидящий на облаке, это такое же недоразумение как замороженный огонь, как застывший солнечный луч. Бог был всегда, Он есть и будет, даже слово «был» это неточность языка: Бог «был» до всякого был, потому, что Он создал время и саму возможность «быть».

 – А что же тогда такое вечность? - сказала Марья Тимофеевна.

- Вечность Бога не знает времени, – продолжил отец Николай, - в ней нет ни прошлого, ни будущего, всегда одно настоящее, которое обнимает, включает в себя всю историю вселенной и каждого человека до конца времен, до конца существования нашего видимого мира. Вообразить, представить вечность Вездесущего Бога человеку невозможно. Такого опыта у человека быть не может. Из таких свойств Божиих как Вечность и Вездесущность мы может заключить, что Бог еще и Всеведущ. Но это мы в своем уме, теоретически, разделяем свойства Бога, в Нем Самом они едины, как едино солнце. Бог все знает, ибо будущее для него открыто, как книга. Но тут есть один интересный момент: а не скучно ли все и всегда знать? Вот тебе, Алеша, было бы скучно, если бы ты знал о мире и каждом человеке абсолютно все? Не только его чувства и тайные мысли, но и в каком, например, пиджаке его похоронят через 36 лет?

- Хм, не знаю, - ответил Алеша. – Наверное сначала было бы здорово, а потом надоело.

- Любому бы человеку надоело, - согласился отец Николай. – Но Бог - не человек. И Он не потому все знает, что везде поспевает и за всем наблюдает из Своей вечности. Господь не сторож для человека! А потому, что Бог есть Сама Любовь. Именно Любовь есть то, что делает Бога Всеведущим, Всесильным, Всезрячим. Любящему существу никогда не бывает скучно. А теперь вернёмся к началу нашего разговора о Боге в образе Доброго Дедушки. Наши слова слабо и темно отражают Божью Жизнь, поэтому, когда люди пишут или говорят о Боге они используют человекоподобные выражения: Бог слышит, Бог видит, Бог милует, Бог наказывает. Вот, например, мы читаем в Библии, что рука Господня сотворила мир, это значит, что Бог создал наш мир Своей силой; читаем, что очи Господни взирают на праведных, это значит, что Бог обладает Всеведением; слышим, что Господь разгневался на людей, это значит, что благодать Божия отнимается. А теперь давайте ближе к делу, вот этот дуб – Бог?

От неожиданного вопроса Алеша засмеялся.

- А дождь, от которого мы спрятались - Бог? А радуга после дождя – Бог? А вся земля наша - это Господь Вседержитель? А солнце — это Бог? Нет? А может быть, вся наша огромная вселенная с миллиардами звезд и планет, с бесконечными просторами и черными дырами - это тело Божье? Тоже – нет! Вселенная изменяется, течет, а Бог живет вне времени и изменений.

Но тогда, может быть, есть какой-то другой параллельный мир, например, ангельский, который в совокупности и является Богом? И тут вопрос: этот другой мир, хоть немного имеет материальности, заданности пространственной протяженности и временной длительности? Должен иметь, чтобы существовать, чтобы быть реальным, а не призрачным. Но тогда – он тоже подвержен, пусть малым и к лучшему, но переменам, а раз так, то этом мир Богом по определению быть не может. Сами подумайте – вечное и неизменное существо и вдруг стало - невечным, и изменяющимся, как так? Это невозможно! Бог все создал, все возможные миры, но Сам не является частью ни этих миров, ни нашей вселенной. И Солнце – это не око Божье, и звезды – не Его сияющие украшения, и черные дыры – не таинственные порталы в Его Разум.

Это, дорогие мои, самые обыкновенное язычество, обожествление природы и ее сил. Забираясь все выше и выше мы, в конце приходим, что Бог есть, но Кто Он, как Бог живет и сообщается в Самом Себе мы не знаем; нам, людям, это не открыто. Поэтому-то православные богословы с самых ранних веков и говорят, что Бог Сам в Себе непостижим, непознаваем, что Он открывается людям в Своих действиях, делах, одним из которых и стало создание нашего мира.

Вот, Марья Тимофеевна, Ваш огород зависит от солнца. Это очевидно. И все мы зависим от солнца. Мы вообще существа, зависимые от очень многих причин. А Бог совершенно ни от кого и ни от чего не зависит. И от Самого Себя в том числе. Он абсолютно свободное и самобытное Существо! Только Бог имеет жизнь в Самом Себе, без Начала и Конца. Этот мир Он создал не для того, чтобы смотреться в него, как в зеркало и делать нарциссические бесконечное селфи для удовольствия; и не потому, что якобы Богу чего-то не хватало для величия, для понимания Самого Себя, вовсе нет.

Единственная причина создания нашего мира и людей – это Любовь Божия, как бы ее избыток, который перелился через край божественной жизни и даровал нашему миру жизнь. Но это не как в сказке, когда горшочек варил, варил кашу без остановки и наполнил кашей все улицы и закоулки, то есть создал такой новый мир из избытков своего варева. Нет!

Бог Сам захотел сотворить наш мир из Любви и сотворил его! Ты, Алеша, может быть, спросишь: а как же тогда Неизменяемость Божья, если в Боге вдруг появилось новое желание – создать нечто отличное от Себя и материальное? Это тоже один из таинственных и великих вопросов. Отцы и Учителя Церкви на него отвечают так: Бог от вечности имел в Себе мысль о сотворении мира, поэтому творение материальной вселенной не случайное событие в жизни Творца, не результат какой-то драмы или катастрофы в божественной жизни, то есть творение нашего мира не обусловлено каким-то внешним толчком или внутренней необходимостью, закономерностью, причинностью. Оно вызвано только свободным желанием Бога от вечности создать это мир! И лично тебя, Алеша, тоже Бог создал по Своей свободной Любви.

Творение мира — это воплощение, осуществление во времени вечной мысли Бога!  И нет нужды так представлять, что вот, дескать, Господь, думал, думал и однажды - Бах! – и решил создать нашу вселенную. Было, я использую слово «было» из-за скудости человеческого языка, было иначе: Бог решил и стало так – наш мир начал развертываться во временном потоке со всей бесконечностью и разнообразностью жизни. Бог сотворил этот мир, как вдохновенный Поэт, о чем и говорится прямо в православном символе вере, если читать его на греческом: «вначале сотворил Творец-Поэт небо и землю». У нашего мира один Бог-Творец. Два Бога быть не может. Почему? У жизни не может быть два начала, ибо как это возможно, чтобы, например, одно солнце имело два источника для своего рождения?

Только одно разумное Начало могло даровать жизнь всей вселенной. Но тут возникает очень большая сложность. Эту сложность Церковь постигала в течение нескольких веков на вселенских соборах. Дело в том, что Христос открыл людям величайшую Тайну жизни Бога в Себе Самом, Тайну жизни Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Другими словами, он открыл, что Бог имеет Три Лица, Три божественных Личности, но при этом единство жизни Святой Троицы нерушимо. Божественные свойства: Жизнь, Всемогущество, Самобытность, Вечность, Всеведение принадлежит всем Трем Лицам, без каких-либо исключений.

Каждое из Лиц – это Бог! И все вместе они – тоже один Бог. Нашему разуму такой порядок кажется противоречивым, невозможным, дерзким, но реальность божественной жизни именно такова: Бог обладает единой божественной природной в Трех божественных Лицах. Он един по Своей природе, но различается в Лицах. Еще раз напомню Вам – эту Истину людям доверил Сам Господь Иисус Христос во время своей жизни на земле.

- А почему раньше Бог этого людям не открыл? – спросила Марья Тимофеевна. - Если эта истина так важна для людей?

Причина этого в самих людях, - продолжил отец Николай. – Православное учение о Боге превышает возможности человеческого ума постигнуть жизнь Бога. Как это так - три и вдруг равно одному? Непорядок, математика нарушена! Такого быть не может никогда! И верно, на земле не может, а у Бога – это истина! Сами люди такую загадку о Богу выдумывать бы не стали. Они вообразили бы, да и воображали, жизнь Бога намного проще: Богов много, а всяких полубогов – еще больше. Так и возникло, кстати, древнее язычество, из желания людей упростить таинственную и непостижимую жизнь Бога, сделать ее доступной для понимания любого человека. Многие и сегодня считают, что вера христиан в   Святую Троицу – нелепость и глупость.

В свое время было много образованных людей, которые хотели приблизить Тайну Святой Троицы к простому и ясному пониманию, такие как Арий, Павел Самосатский, Манес, Савелий и многие-многие другие, каждый из них по-своему искажал православное учение о Святой Троице. Церковь отвергла эти искажения на вселенских соборах. Нам сейчас с вами нет нужды подробно разбирать эти заблуждения.

- Ну, хотя бы одно батюшка, скажите – попросил Алеша.

- Хорошо, например, еретик Савелий считал, что Бог есть Одно Лицо: как Отец, Он – на небе, как Сын – на земле и как Дух Святой – в творениях, то есть Бог в истории разыгрывал перед людьми три роли, вот как в театре, сначала он предстал перед ними как Отец- Создатель, потом как Бог-Спаситель, а после как Бог-Хранитель. А, скажем, Павел Самосатский ложно учил, что Отец, Сын и Святой Дух — это просто три разных божественных свойства, три имени: Отец-Сила, Сын-Ум, Дух-Чувства, а Личность и природа в Боге всего одна.

Эти люди, их еще Церковь назвала еретиками, все по-разному учили о Святой Троице, нарушая истину о единстве Трех Лиц, но самое главное – они своими учениями лишали Иисуса Христа божественной славы, полноты Божества, тем самым отделяя Бога от людей навсегда; ведь, если Христос не Бог, то он не Сам Себя воскресил, не Сам пришел к людям для спасения, не Сам основал Церковь на земле. И, разумеется, в Таинстве Причастия на Литургии мы соединяемся не с Богом, а только с Его силой-благодатью. Мы снова оказываемся разлучены с Богом и уже навечно!

- А для чего Бог открыл Тайну о Троице? – спросил Алеша.

- Это самый важный вопрос на свете!

 

на полянке с батюшкой

Наконец-то герои нашей дидактической повести выбрались в лес! День выдался похожий. Корзинки были тяжелы. Ноги гудели от усталости, вышли-то они с восходом солнца, а бродили, кружили по лесной чаще почти до полудня. Пришла пора им передохнуть и двигаться в обратный путь. Расположившись на небольшой полянке, усталые, притихшие, ободренные полными корзинами грибов, отец Николай, Марья Тимофеевна и Алексей, сидели полукругом, ели бутерброды с маслом и сыром, запивая горячим чаем из  термоса.

- Смотрю я на этот лес, - прервал молчание батюшка – да и на весь мир и мне жалко его, даже в такой его гибельной красоте. Придет час, заберет нас Господь к себе и никогда мы больше не увидим ни этого леса, ни солнца, ни звезд на небе, ни травинок-былинок, ни мухоморов…

- А почему? – спросил Алеша.

- А потому что «будет новое небо и новая земля»! Все преобразится и уйдет не в вечность, а в прошлое, уйдет навсегда. Не станет на свете величавых русских полей, ни грозовых облаков, плывущих над полями, да и самой грозы больше не будет. Помните у Тютчева стихи?

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа,
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
 
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и ярко светит
В красоте твоей смиренной! 

Вот как раз этой-то «смиренной красоты» и не будет. Другая изобразится красота! Ибо как сказал апостол: «проходит образ этого мира!» Все будет другим, преображенным славой Божьей.

- А каким это другим? – спросил Алеша.

- Этого никто не знает. Все будет лучше, лучезарней, веселей, прекрасней, величественней, назовите как хотите, только нет в нашем человеческом языке этому ни названия, ни выражения.

-Но что-то ведь останется, - сказала Марья Тимофеевна.

- Да, останется, - сказал отец Николай. – Несомненно! Неужели кто-то может так думать, что весь этот чудный мир, о котором Господь сказал, что он «хорош весьма» создан только на малое время? Ну ж нет, этот мир сотворенный Богом из своего Всемогущества, конечно, имеет начало, но никогда не будет иметь конца. Я бы так сказал, Марья Тимофеевна, останется все-все, но многое в этом все-все изменится до неузнаваемости. А больше я ничего об этом не знаю. Вот о ромашке – батюшка держал ее за стебелек – я могу рассказать. Она говорит мне о Боге больше, чем многие богословские книги.

- Как это? – удивился Алеша. – Вот эта ромашка и о Боге?

- А ты сам посмотри внимательно, какая она, - предложил отец Николай.

- Маленькая, симпатичная.

- А еще?

- А еще, - сказала Марья Тимофеевна. –  Беззащитная, нежная, тихая…

- Верно, верно, – оживился батюшка. – А еще целомудренная, кроткая. Такой цветочек могло создать только милующее и любящее существо. А такой и есть наш Господь. Весь этот мир, как одно бесконечное стихотворение, которое рассказывает нам о Своем Создателе.

- А как тогда крокодил? Он противный! – улыбнулся Алеша.

- Это он для тебя такой, а вот послушай как Сам Бог говорит в Библии о крокодиле. 

Батюшка достал из кармана серого подрясника маленькую Библию (он взял ее с собой в ожидании разговора), открыл нужную страницу и прочитал: «Не упадешь ли от одного взгляда крокодила?  Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя.  На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас.  Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут.  Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов; Глаза у него как ресницы зари; Железо он считает за солому, медь - за гнилое дерево.  Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи.  Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою». Красиво, да?! Крокодил здесь описан как символ Божьего Всемогущества и творческой силы. А ты говоришь – противный. 

Марья Тимофеевна и мальчик улыбались и молчали. 

- Впрочем, - сказал батюшка. – Мы опять не о том. Ведь мы же решили поговорить о посте перед Причастием, и вообще о церковных постах. Да?

- Да, о посте – согласилась Марья Тимофеевна. – А почему батюшка рыбу можно убивать, а поросенка нельзя?

- А когда поросенка нет, ой, то есть поста, то и поросенка можно? – поддакнул Алеша.

- Вот вы как значит, вместе напали! – прищурился батюшка. – Вот мой ответ. Церковь благословляя есть в пост растительную пищу, а иногда и рыбу, совсем не тем определяется, что вот мы убиваем, ловим, срываем, режем, косим, выкапываем и так далее. Тут отношение к пище самое простое, главное, как она влияет на тело и душу, на всего человека.  Церковь установила вкушать в пост только такую пищу, которая меньше всего препятствует духовным упражнениям, в первую очередь – молитве. Мы в пост не едим мясо? Что же в нем грех?  Если бы в мясе был грех, то Церковь и вне поста не дозволила своим детям оскверниться от мясных деликатесов. Тоже самое относится к овощам и фруктам. Нет никакой особой заслуги, если человек ест только растительную пищу. Даже если он будет глодать одни ржаные сухари и пить сырую воду в этом нет никакого доброделания. То есть сама по себе скудная пища нас не отдаляет и не приближает к Богу. Нужно кое-что еще. И существенно! 

С первого столетия возникновения Церкви в ней появились люди всей душой, устремившиеся к Богу. Их стали называть по-разному: отшельники, аскеты, подвижники, анахореты, пустынники, блаженные. Когда этих святых людей стало много, они стали объединяться вокруг самых известных и опытных подвижников, так появились на земле православные монастыри. Они вместе молились, помогали друг другу во всем, зарабатывали на еду. Этих людей, живущих вместе или по отдельности, ради Господа, повсеместно нарекли монахами, что значит живущими отдельно, одиноко.

Монахи опытным путем за сотни лет духовных подвигом узнали, как тот или иной вид пищи, действует на тело. Они выяснили, что питаясь тяжелой белковой пищей, то есть яйцами. мясом и рыбой, душа тоже словно отяжеляется, становится неповоротливой и толстой. Ей трудно сосредоточиться на молитве, она легче поддается гневу, раздражительности, спорливости Она говоря специальным словом – одебеляется. Мясная пища гнет душу к земле, как сильный ветер молодую травку. Какое уж там небо, какие духовные радости после обильного и сочного шашлыка! Поспать бы, да на диване поваляться.

Вот, например, что говорит епископ Игнатий Брянчанинов о мясной пище, я скажу как помню: «Мясо крайне утучняет плоть. Доставляет ей особую духовную неповоротливость, горячить кровь, воздвигает страсти. Мясные пары и запахи сильно отягощают мозг. Они как каким-то плотным туманом, окутывают его». Вот по этой причине и только по этой, Алеша, монахи вовсе не едят мяса, а рыбу и яйца стараются есть как можно реже, только для поддержания природных сил.

Мясная пища преимущества необходима людям, которые занимаются тяжелым физическим трудом, скажем, кузнецам, каменщикам, шахтерам. Таких людей батюшки, но опять же по желанию самих этих людей) разрешают от телесного поста. Но повторяю, мы не едим мясо, не потому что считаем его грязным, нечистым, смрадным куском убитого животного, а только по одной причине: мясная пища - мне кажется особенно это относится к колбасе и сосискам - делает нас духовно невосприимчивыми, отолстевшими.

- А рыбка? – спросил Алеша, нимало не смущаясь моими словами о колбасе. Она как действует?

- Рыбка, конечно, лучше мяса в это смысле, но хуже просто растительной. Рыбная пища в неумеренных количествах тоже делает наше тело невосприимчивым к духовной жизни,но ясное дело в меньшей степени, чем мясная. Самая удобная для души пища, чтобы она окрылилась, открылась навстречу духовной радсоти, это растительная.

- Грибы значит, тоже? – спросил Алеша.

- А вот тут есть свои особенности, тонкости, - улыбнулся батюшка. – Не всякая растительная пища, хотя и не запрещается в пост, удобна для духовного возрастания. Но давайте об этом поговорим дома, за жарехой.

- И то верно, пора уже собираться, -  согласилась Марья Тимофеевна.