О многих нравственных вещах сказано в Евангелии, но сложно бывает применить Евангелие к жизни. Возможно ли рассказать обо всех непростых жизненных ситуациях в одной Книге? Дать правило как поступать в каждом отдельном случае? Это нереально, да и не нужно, ведь мы, люди – не автоматы.
Главное — совершить дело, поступить. Главное — не испугаться, не уйти в сторону, не сделать вид, что тебя это не касается. Постараться поступить. А потом, если ты сделал неправильный шаг — будь мужественным за это ответить, будь мужественным принять ответственность на себя. Это многому учит.
Ответственность — дело серьезное. Ответственность — когда я сам отвечаю за свои поступки. Когда мне бывает за свои поступки стыдно, и я не боюсь этого признать — это самая высокая мера ответственности. И этому учит нас пост. И покаяние ради этого существует. Не для того чтобы оправдать себя, изгладить из себя вину, как ластиком стереть что-то такое неправильно написанное, а наоборот, с этой ошибкой пожить и пережить ее правильным образом.
Порой говорят, что взаимоотношения с духовником — это попытка человека переложить ответственность на кого-то другого. Что же бывает и такое, но чаще наоборот: общение с духовником — это максимальное чувство ответственности, желание доверить себя своему духовному отцу, несмотря на то, что тебе это не нравится, что ты с этим, может быть, не вполне согласен и тебе это как кость в горло, — с доверием поступить по его слову.
Если я каждые пять минут бегаю к духовнику выяснить, что можно, а что нельзя — это пародия на духовно-нравственные отношения. Человек не должен обращаться по каждому поводу. Научившись от духовника важным вещам, он может уже не спрашивать у него как поступать: Евангелие и доброе сердце ему подскажут сами.
Это не значит, что человек всегда соизмеряет с духовником свои действия. Бывает, что духовник сказал что-то человеку пять лет назад, и слова ему может хватить на всю жизнь. Бывает момент, когда человек запутался, обессилел в духовном пути и духовник может немного подтолкнуть. Этого очень часто хочется — кто бы меня подтолкнул, кто бы мне дал еще маленький импульс идти вперед. Духовник может это сделать. Но отнюдь не для того, чтобы каждые пять минут бегать спрашивать — ехать мне туда или не ехать, менять мне квартиру или не менять квартиру, покупать — не покупать, что правильно — что неправильно. Человек за себя отвечает, и в этом тоже большая ответственность. И в ошибках тоже ответственность. И ничего страшного в этом нет — если человек принимает на себя ответственность за свои ошибки.
Правильно и без ошибки поступать — это к Воле Божьей может не иметь никакого отношения. Воля Божия говорит о том, насколько человек Бога воспринимает глубоко внутренне как своего Отца. Насколько человек Богу вообще свою жизнь доверяет. Какое имеет отношение Воля Божия к покупке или продаже квартиры? Никакого. Для этого человеку дан ум, житейский опыт. Воля Божия тут при чем? Очень часто приводят пример старца Амвросия и женщины, которая спрашивала, как индюков кормить — с тех пор у нас нет никакой другой заботы как спрашивать, как кормить индюков. Как будто только за этим и существуют духоносные отцы, чтобы нас научить кормить наших индюков. А, между тем, Амвросий Оптинский не индюков учил девушку кормить, а спасал ее от гнева суровой хозяйки, избавлял от участи пойти по миру с протянутой рукой.
Если я беру на себя ответственность, то мне больше обижаться не на кого, только на себя «любимого». И тогда из моей жизни уходит тотальное недовольство, которое сегодня просто наводнило все стороны нашего социума. Очень часто это связано с боязнью жить. Человек бывает очень часто не уверен в себе, боится, что что-то у него не выйдет, что он не справится, что у него не получится, что все наперекосяк.
Когда человек боится ответственности, боится жизни, этот страх подогревает чувство недовольства. Недовольство — ведь это недостаточность. Слово «довольность» и «достаточность»… Чувство неполноты — недовольство.
«Я доволен» по-церковнославянски — значит, я «под завязочку» полон чем-то. А недовольство — это чувство внутренней бессодержательности, чувство внутренней пустоты.
Пост и есть время наполнения, время ответственности. Вспомним Христа в пустыне, перед выходом на всеобщую проповедь покаяния. Вот это образ подлинной ответственности.