Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

64543036_Vozdvizhenie_CHestnogo_i_ZHivotvoryaschego_Kresta_Gospodnya

История праздника

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение было отпраздновано при  обретении Креста в Иерусалимской Церкви в 4 веке. О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; именно в этот праздник она чудесно обратилась к покаянию. Именно в этот День Воздвижения Креста Бог удостоил ее созерцания таинственной Крестной силы Христовой.

Благовестие праздника

Библия начинается стремительно, торжественно  и радостно. Кто  не повторял вслед за пророком Моисеем: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И сказал Бог отделится твердь от воды. И стало так. И сказал Бог: да произрастёт земля. И стало так». И в этих утверждениях, действительно чувствуешь какую-то Божественную лёгкость, радость, с которой созидался этот мир. И когда вслед за пророком Моисеем читаешь эти строки библейские, то душа ликует, как будто Пасха пришла. Ты видишь, что мир Божий созидался радостно, с любовью, созидался для человека. И легко творилась и земля и древо жизни – древо познания добра и зла – и Адам и Ева и всякий плод, который был в этом райском пределе. Не из мрака и страдания возник наш мир, не из бездны греха, а из бездны непорочного Могущества Божия. Совсем не такие образы мы видим при созидании Церкви Христовой. Мы видим муки, тысячелетние муки рождения Сына Божьего на земле. Египетские казни этому предшествующие, переход через Чермное море, и кровавое завоевание обетованной земли. И ещё много после этого отпадений и вновь возвращение к Богу в истории Израильского народа, прежде чем родился первенец Израиля: Господь наш Иисус Христос от Пресвятой Девы Марии.

А дальше мы видим, что всё вновь начинается так же легко, чудесно как при сотворении мира: и Ангельские гласы и поклонение волхвов из далёкой страны, и радостные вопли пастухов и других верных Народа Божьего. Но тут же радость наша омрачается избиением младенцев, далее идут тихие безмолвные годы жизни, о которых мы ничего не знаем, а после Господь начинает проповедь Евангелия в тридцать лет. Тяжелейшая проповедь. Господу даже приходилось уединяться, отсылать учеников Своих, чтобы побыть в тишине и безмолвии хотя бы немного. И далее Крестная седмица, страдания и Смерть. Положение во гроб. Так созидалась Церковь Христова.

И в этих Гефсиманских борениях за человеческую душу уже никто не чувствует той лёгкости, той какой-то всепобеждающей немолчной радости, которую чувствуешь на первой странице Библии. И думаешь: почему же, всё-таки необходим был Крест? Почему нельзя было обойтись без этой ужасной Смерти? Вот жил бы Христос до сих пор, оградил бы Себя Божественной силой так, что никакой римский император не смог бы Ему навредить. И жил бы сейчас Он в Палестине и каждый мог бы приехать, посмотреть на Него, утешиться Его словом. И справлял бы Господь вместе с нами Пасху, разделял бы Агнца запеченного в горьких травах. Чем бы это было плохо? Так же бы творил чудеса и радовался вместе с апостолами,  учил бы притчах. Это все здорово, но здорово по-детски.  Вглядываясь в судьбы мира, то думаешь, что всё таки хотелось бы,  чтобы на престоле у нас был не Агнец запечённый в травах, а стояла на Престоле  Чаша полная Его Жизни и стоял дискос полный Его Тела. Исполненный Его Тела. И тогда начинаешь глубже, сердечней вглядываться в крестные события.

2f8bbb4168fd

Христос умер не для того чтобы умереть, а для того чтобы Воскреснуть. И Крест необходим был не для того, чтобы испытать эти адские муки, а для того, чтобы пройти через Смерть и Воздвигнуть Свою Жизнь  не только в земных пределах, но и в небесных. Воскреснуть необходимо было для того, чтобы Вознестись и сесть одесную Бога Отца. Обожить человеческое естество, напитать его как чистый хлеб прозрачным медом. А для чего это было необходимо? А для того, чтобы была Пятидесятница, для того, чтобы на земле установилось Таинство Церкви Христовой. Чтобы возникла, явилась в мир новая Божественная Реальность. Которой не было от сотворения мира. И реальность эта есть Церковь Христова. Церковь Божия. Он умер, чтоб Церковь была, чтоб каждый из нас пришёл сегодня в храм и причастился, приобщился Жизни Самого Бога.  И наша радость крепка, ибо она  сотворена как Сама Церковь, сотворена на Кресте. Если мир восстал от глаголов Божиих, то Церковь восстала и возросла на Крови Самого Бога. И из этого краткого сравнения становится ясно, насколько Церковь значительней, больше самого мира: всех солнц, всех звёзд, всех трав, всех деревьев – всего, что было. И тогда становится ясно, что цель мира – это Церковь Божия.

Если мир восстал словом Божиим, то Церковь возросла на Крови Самого Бога. И потому Адам, после того как мир был сотворён Словом, единожды согрешив, отпал от Бога. Крестом же созданная Церковь, Кровью созданная Церковь Божия – это такое явление, такая любовь, от которой уже отпасть нельзя. Мы много грешим и против Церкви и против Бога и против самих себя, но сколько бы человек не грешил, отпасть он уже не может от Любви Божией. Если он вновь пришёл с покаянием в Церковь. Один раз согрешил Адам – и отпал от Бога, потому что мир был сотворён на слове. Мы грешим многоразлично – но вновь и вновь через таинство покаяния, через причастие приобщаемся Богу, потому что Церковь сотворена не словом, а Его Кровью. Поэтому Крест – это не символ страданий, это Любовь Божия непобедимая. Вот она сегодня украшенная лежит перед нами. Открытая, распростёртая. Это Любовь есть основание Церкви. Крестная Любовь содержит стены Церковные. Крестная Любовь – это и есть Тело Христово. А Тело Христово – это мы. Поэтому Крестная Любовь Божия – это и есть мы с вами. И становится ясным такое таинство, которое созерцала в 4 веке Мария Египетская, что Крестом и Кровью Господь создал нас. Он этой Крестной Любовью, Своим Страданием, Своей Смертью как в тесто нас закатал.

64549848_1285578346_Cross

Жил во втором веке   римский купец  по имени Ерма. Он оставил книгу своих видений. Церковь считает их истинными.  Ерма приводит пример одного видения: Ангел показал ему башню, сложенную из  белых камней. Он постигал умом, что она сложена из камней, но не видел те зазоры, те стыки, где камни соприкасаются друг с другом. И ему Ангел Божий, который называл себя Пастырем, сказал, что это есть Церковь Христова. Посмотрите, все мы разные, все мы грешные, себялюбивые, жадные, завистливые, сколько в нас такого, что никаким образом не применимо ни к какому другому человеку. Если взять в пример какую-то мозаику, то части её должны быть подобны друг другу. У нас же всё так по разному торчит, выпирает, что невозможно двух-то человек, мужа и жену, в одной семье угомонить. Как долго им приходится притираться друг к другу, сглаживать эти неровности. А что же говорить про всех нас, про тысячи и тысячи чад Божиих. Как их все вместе соединить в одно? В одно Своё Тело? И вот, можно сказать, что Господь Крестом Своим как точилом обтачивает наши острые грани. Обтачивает наши грехи. Омывает Кровью Своей уже эти обточенные камни наших душ и складывает в основание Своей Церкви, в основание Своего Тела. Поэтому Праздник Воздвижения – это праздник радости, день предстояния Крестной Божией Любви. Она создала Церковь и Она же и держит Ее, и она же держит каждого из нас.

elen_drevo_031