Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

pror-Zahariya-prav-Elizaveta-sm

История прославленной  супружеской четы Захарии и Елизаветы началась почти так же, как  история Иоакима и Анны,  с бездетности, бремя которой в данном случае оказалось еще тяжелее, потому что Захария, в качестве ветхозаветного священника, должен был являть своим прихожанам - набожным гражданам - пример неукоснительного исполнения заповедей Божиих, едва ли не главной из которых считалась обязанность продолжать свой род.

Благородство Захарии выше всяких человеческих похвал. Он подобно Иоакиму, отцу Богоотроковицы Марии, не пожелал ни оставить своей бесплодной супруги, ни развестись с ней, хотя на то у него были все права. Супружеская любовь восторжествовала над долгом законности.

Само же повествование начинается с рассказа о том, как Захария, совершая очередную службу в храме, зашел в святилище для каждения. Отделенный от молящихся завесой и невидимый для них, он вдруг увидел перед собой ангела Господня - архангела Гавриила. Свою речь к Захарии Гавриил начинает с того же предупредительного "не бойся!", которым всего через несколько месяцев он же начнет свое обращение к Деве Марии. "Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн", - так сказал ангел изумленному священнику.

Если бы на месте Захарии был простой, не причастный к церковным преданиям и таинствам человек, то его недоверчивость, осторожность, осмотрительность были бы оправданы. Но ведь он-то был священником, призванным являть особую восприимчивость к самой возможности родить ребенка в преклонном возрасте: в конце концов, Авраам и Сара были старше Захарии и Елизаветы, но чудо рождения у них Исаака они восприняли с благоговением и благодарностью, не позволив себе даже усомниться в том, что у Бога все возможно!

 В том мире "обыкновенного чуда", каким является вся новозаветная история, сомнения священника наказуемы. Понес за него наказание и Захария: поставив под сомнение благую весть Гавриила, он был немедленно поражен немотой. Впрочем, замкнув уста отцу, Бог отверз чрево матери, которая вскоре зачала и в положенный срок родила младенца. Вопреки настояниям родственников, желавших назвать его по имени отца Захарией, Елизавета потребовала дать ему другое имя - Иоанн. То же мнение выразил и сам Захария, который по причине своей немоты написал именно это имя на табличке. И как только его рука запечатлела предсказанное ангелом имя, священник сразу же обрел дар речи и начал вдохновенно пророчествовать об избавлении и спасении верных: было очевидно, что, одарив благодатью его самого, Бог не оставит своим заступничеством весь народ. История, которая началась драматически, обрела счастливый конец.

 zahariya_arhangelsk

Здесь, еще до Христа, мы видим осуществление евангельского закона: "тяготы друг друга носите", - который, по сути, и должен стать "основным законом" семейной жизни. В самом деле: Захария и Елизавета, как это и подобает настоящим супругам, поддерживали друг друга в треволнениях жизни. Они, как об этом можно судить по рассказу, действительно составляли единое целое, единое тело, единый организм, обе "части" которого поистине восполняют, дополняют взаимные недостатки: когда сомнение грозит одному из супругов гибелью, то спасением и для него, и для всей пары в целом становится вера другого.

В итоге нам был явлен пример супружеской взаимопомощи и единомыслия, которое выразилось без слов, одной только интуицией: независимо один от другого муж и жена, пренебрегая пожеланиями родственников, выбирают для новорожденного одно и то же имя. Именно это единомыслие, которое было вдохновлено любовью, согласием и совместным терпением скорбей, возвратило супругам покой и счастье. Брачная любовь - свидетельствуют нам они - это, помимо прочего, еще и умение общаться без слов: "сердце сердцу весть подает" даже тогда, когда весть эту не выразить словами.

Недолго радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Месяцев шесть спустя в Вифлееме родился Господь Иисус Христос. Царь Ирод, узнав об этом, испугался, что потеряет свой престол, и приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет, а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню около Мертвого моря. Царь Ирод, в поисках Иоанна, послал воинов в храм выведать от Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала богомольцам о злодействе Ирода. Праведная Елизавета скончалась через 40 дней после кончины  мужа, а младенец, хранимый Господом остался жить в пустыне до того самого дня, когда явился перед израильским народом.