Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

P20160202-VSN_0407-1200

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выдержки из доклада.  

Слова Господа «да будут все едино» (Ин. 17:21) с особой остротой звучат для нас сегодня, когда мир все более претерпевает разделения. Апостол Павел призывает: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина: епископа, клирика, монашествующего и мирянина.

Сегодня перед всем человечеством остро стоит проблема террора. Прикрываясь религией или различными идеологиями, террористы стремятся посеять в сердцах людей страх и вражду, спровоцировать межрелигиозную и межэтническую ненависть. На нашей памяти — разрывающие сердце человеческие трагедии: взрыв российского самолета над Синаем, серия терактов в Париже, атака на университетский колледж Гариссы в Кении, массовые убийства в Баге (Нигерия) — и это лишь часть злодеяний, совершенных террористами за последние месяцы. Мировое сообщество призвано остановить террор и, в частности, восстановить справедливый мир в Сирии, создав пример для всех тех стран Ближнего Востока, где сейчас льется кровь.

С особенной болью мы вспоминаем о христианах Ирака, Ливии, Сирии и других стран ближневосточного региона. Многие из них отказываются покидать свои храмы, монастыри, христианские поселения даже под страхом смерти, и мы вновь говорим о мучениках за Христа. В последнее время политики начали признавать, что массовые убийства, изгнание и взятие в заложники христиан в этом регионе являются настоящим геноцидом по конфессиональному признаку. Попытка вытеснить христианство с Ближнего Востока — это трагедия исторического масштаба, которая влечет за собой последствия для всего мира. Будем молиться о том, чтобы Господь Вседержитель укрепил наших братьев во Христе, а правителей, от которых зависит установление мира на Ближнем Востоке, умудрил, дабы они в скором времени, невзирая на частные интересы, приняли необходимые решения.

 img02-06

Сегодня наша Церковь объединяет 293 епархии, то есть на 46 больше, чем в 2013 году и на 134 больше, чем в 2009 году. Созданы 24 митрополии: их число достигло 57. В 2013 году, собравшись в составе Архиерейского Собора, мы одобрили решение, принятое Священным Синодом в 2011 году, о постепенном увеличении числа епархий. Жизнь показала, что это решение было абсолютно верным и соответствующим нуждам времени. Мы это видим, в том числе, из данных приходской статистики.

Сейчас в Русской Православной Церкви 34 764 храма или иного вида помещения, где совершается Божественная литургия, что на 3 379 больше чем в 2013 году, по уточненным данным. Кроме того, имеется большое количество ранее учитывавшихся в статистических сведениях часовен, где литургия не совершается, а также храмов, где литургия пока еще не совершается: строящихся, восстанавливаемых или переданных Церкви в руинах и временно законсервированных. К примеру, только в России таких храмов и часовен более 6 000, не говоря даже о множестве заброшенных храмов, которые Церкви не переданы.

В России с 2009 года построены или восстановлены более 5 000 храмов, где литургия совершается не менее одного раза в месяц, в том числе около 3 700 храмов, где литургия совершается раз в неделю и чаще.

На сегодняшний день епископат Русской Православной Церкви составляют 354 архиерея. Духовенство Русской Православной Церкви включает 35 171 пресвитера.  Свое служение несут 4 816 диаконов. В нашей Церкви 455 мужских монастыря и 471 женский монастырь.

В странах дальнего зарубежья действуют 891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата, включая приходы и монастыри Русской Зарубежной Церкви.

hhs

Подготовка Всеправославного Собора

Церковь едина по своей природе. Наличие в мире многих автокефальных Церквей является формой исторического бытия Церкви, наиболее подходящей для осуществления ею своей спасительной миссии. Мы знаем также, что принятие в Церкви решений, имеющих значение для всей православной Полноты, всегда требовало участия если не всех православных архиереев, то, во всяком случае, представителей каждой Поместной Церкви. В этом смысле Вселенские Соборы и некоторые иные Соборы Всеправославного значения являются видимым выражением единства Церкви, ее соборной сущности, отражением ее самосознания как одного тела во Христе (см. Рим. 12:5). При этом принятие Полнотой Церкви деяний того или иного Собора всегда осуществлялось постепенно, и, как показывает церковная история, никакой Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они оказывались отвергнутыми народом Божиим, если не происходило общецерковной рецепции соборных постановлений. Поэтому ни один Вселенский Собор не становился таковым лишь по факту своего созыва: его реальное значение становилось очевидным лишь спустя некоторое, иногда весьма продолжительное время.

Предстоящий Святой и Великий Собор Православной Церкви мы не называем Вселенским. В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй. Тем не менее, он может, если будет правильно подготовлен, стать важным фактором укрепления межцерковного единства и взаимодействия, а также послужить уточнению тех ответов, которые Православная Церковь на основании своего многовекового Предания дает на вопросы современности.

На протяжении почти всего последнего тысячелетия соборное общение Поместных Церквей было затруднено. Одной из причин этого был тот факт, что в течение многих столетий все древние Патриархаты находились под мусульманским владычеством. И обстоятельства ХХ века также не благоприятствовали активизации межцерковного общения: достаточно вспомнить Балканские войны, Первую мировую войну, революцию в России, положившую начало жестокому гонению Церкви, распад Османской империи и депортацию христиан из Малой Азии, наконец, Вторую мировую войну.

Собрание Предстоятелей несколько лет назад учредило Специальную межправославную комиссию, которой удалось пересмотреть проекты соборных документов и согласовать их.

2P20160127-VAR_4142_595

Документ «Важность поста и его соблюдение сегодня» представляет собой развернутое описание общеизвестного и общепринятого учения Церкви о посте. В документе раскрывается духовный смысл поста и конкретизируется практика его соблюдения в современных условиях. Несмотря на распространяемые врагами Церкви слухи о якобы готовящейся на Соборе отмене постов или их сокращении, проект соборного документа прямо предписывает соблюдать все без исключения установленные Церковью посты. Более того, в документе впервые общецерковно утверждается обязательный характер Рождественского, Петрова и Успенского постов, которые, в отличие от поста Святой Четыредесятницы, не упоминаются в древних священных канонах.

Проект документа Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». В своих главных позициях он учитывает основные положения принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе нашей Церкви «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию». Так, в проекте документа Всеправославного Собора ясно говорится о том, что отношения Православной Церкви с инославными церквами «должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей церковной тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом». Отдельно отмечено, что Православная Церковь, хотя и участвует в работе Всемирного совета церквей, «не принимает идею “равенства конфессий” и не может воспринимать единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс». Разумеется, ни о каком объединении Православной Церкви с инославными в документе речь не идет.

Следующий проект, согласованный в рамках предсоборного процесса, — «Автономия и способ ее провозглашения». В нем подтверждается право каждой автокефальной Церкви самостоятельно предоставлять ту или иную степень автономии какой-либо своей части, за исключением епархиальных структур, расположенных в регионах православной диаспоры.

В рамках состоявшегося несколько дней назад в Шамбези (Швейцария) Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в котором я принял участие, удалось доработать и единогласно принять проект соборного решения еще по одной теме повестки дня Всеправославного Собора — «Миссия Православной Церкви в современном мире».  В тексте не отдается предпочтение какой-то одной из существующих политических концепций, не утверждается превосходство одной модели экономики над другой, в нем Церковь, исполняя свою спасительную миссию, вновь напоминает миру, что корень едва ли не всех вызовов и проблем современного общества — в забвении людьми Божьего закона, утрате нравственных ориентиров, искаженном понимании свободы, достоинства человека и справедливости. Это делает документ, пожалуй, наиболее актуальным из тех, что включены в повестку дня Святого и Великого Собора.

Ещё один проект, который был существенно переработан на прошедшем Собрании Предстоятелей, — «Таинство брака и препятствия к нему».

2P20160302-parsuna1-1200

Наша Церковь неоднократно призывала дополнить его изложением церковного учения о браке как союзе мужчины и женщины, дать ответ на вызовы, которые угрожают институту семьи в современном мире. В итоге текст был в значительной степени дополнен и улучшен, что позволило нам подписать его. Тем не менее, документ устроил не все Поместные Православные Церкви: Антиохийский и Грузинский Патриархат не подписали данный проект.

Завершая этот рассказ о ходе подготовки Всеправославного Собора и о состоявшемся Собрании Предстоятелей, хотел бы добавить, что подавляющее большинство предложений Русской Православной Церкви было принято: Собор состоится не в Стамбуле, а в православной Греции, на Крите; тема календаря, по которой нет общего согласия, вовсе не будет рассматриваться; по вопросу о диптихах признана справедливой давно высказанная нами мысль, что надо с уважением относиться к исторически сформировавшимся особенностям Церквей и предоставить каждой из них пользоваться принятым в ней диптихом (что на практике всегда и бывает).

Наконец, Собранием принято давно предлагавшееся нами решение о предварительной публикации всех проектов документов будущего Собора для сведения епископата, духовенства, монашества и всего народа Божия. Что и было нами незамедлительно сделано: проекты всех соборных документов уже опубликованы на сайтах Московской Патриархии и Отдела внешних церковных связей, поэтому каждый желающий может с ними ознакомиться.

«Екатеринбургские останки»

Важной темой, волнующей не только церковное, но и светское общество на протяжении многих лет, является идентификация останков, найденных в 1979 году в окрестностях Екатеринбурга. В то время они были сокрыты, но в 1991 году первооткрыватели захоронения на Ганиной яме заявили, что оно содержит останки расстрелянных в Ипатьевском доме членов Царской семьи и их слуг, за исключением цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Были проведены раскопки, останки были извлечены из земли. В российской прессе развернулась бурная полемика относительно их идентификации. Уже тогда говорилось о необходимости тщательного научно-криминалистического исследования. Сегодня для верующих эта тема имеет особое значение, поскольку речь может идти о мощах прославленных святых.

В июле 1993 года Священный Синод обратился с Посланием ко всем архипастырям, пастырям и верным чадам Церкви Русской по случаю 75-летия убийства Царской семьи. В Послании, в частности, содержался призыв к гражданским властям приступить к детальному расследованию екатеринбургского злодеяния.

Nic

Спустя два месяца была создана правительственная комиссия, в самом названии которой постулировалась принадлежность найденных под Екатеринбургом останков Царской семье: «Комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи». Таким образом, историческая, антропологическая и генетическая экспертизы превращались в формальность. Благодарение Богу, в комиссию вошли лица, которые твердо отстаивали более взвешенный подход. Таковыми являлись митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, историк и академик Российской академии наук Вениамин Васильевич Алексеев, церковный археолог Сергей Алексеевич Беляев, заместитель министра культуры Вячеслав Иванович Брагин, художник Илья Сергеевич Глазунов, предводитель Российского дворянского собрания Андрей Кириллович Голицын.

У этих членов правительственной комиссии возникли многочисленные вопросы относительно проводившегося научно-криминалистического исследования. Приведу некоторые из этих вопросов:

•  почему следствие, которое выстраивалось на основе утверждений, содержащихся в так называемой записке цареубийцы Юровского, уклонялось от изучения подлинности самой этой записки, между тем как разные исследователи неоднократно ставили под сомнение эту подлинность?

•  почему следствие не осуществило разработку всех возможных следственных версий, но с самого начала сосредоточилось на той версии, которая предполагала признание найденных останков принадлежащими Царской семье?

• почему следствие игнорировало данные следователя Николая Алексеевича Соколова, расследовавшего цареубийство в 1919 году и собравшего богатейший материал, основанный на нескольких сотнях свидетельских показаний и на многочисленных следственных действиях?

•  почему грубо нарушались строгие правила хранения и транспортировки исследуемых материалов? Эксгумированные костные фрагменты великого князя Георгия Александровича, равно как и костные останки из екатеринбургского захоронения, хранились и перевозились в неопечатанном виде. Это вызвало серьезную критику со стороны ряда историков и криминалистов, поскольку таким образом создавались условия для возможных манипуляций исследуемыми материалами. Генетическая экспертиза велась без необходимой в данной ситуации прозрачности, которая позволила бы гарантировать, что сравниваемые образцы действительно принадлежат исследуемым останкам.

Священноначалие призывало руководство правительственной комиссии к открытому диалогу. В частности, предлагалось передать Церкви часть останков для проведения собственного генетического исследования в независимых научных лабораториях, чтобы можно было предоставить ученым возможность сопоставить результаты в научной дискуссии и, в конечном итоге, обрести истину. Эти предложения были встречены резко отрицательно.

В связи с отказом руководства правительственной комиссии от конструктивного диалога Священноначалие официально направило в комиссию ряд вопросов по главным проблемам исследования екатеринбургских останков и предложило провести дополнительные историческую, антропологическую, судебно-медицинскую и генетическую экспертизу. Предложение было проигнорировано, а на поставленные вопросы получены отписки.

Все это послужило причиной того, что аргументы руководства правительственной комиссии в пользу признания екатеринбургских останков принадлежащими Царской семье были нами признаны неубедительными. При захоронении останков в Петропавловской крепости в 1998 году иерархи нашей Церкви не присутствовали, а заупокойное богослужение совершалось без поминовения имен.

В 2007 году были найдены останки, относительно которых возникло предположение об их принадлежности страстотерпцам цесаревичу Алексию и великой княжне Марии. По инициативе правительства в 2015 году была образована комиссия по захоронению этих останков. В ответ на мое обращение с просьбой о возобновлении расследования дела о екатеринбургских останках и об эксгумации останков Государя Императора Александра III Президент России дал согласие на полномасштабное и всестороннее исследование данной темы.

В Следственном комитете Российской Федерации была сформирована новая следственная группа, работа которой находится под постоянным контролем председателя Следственного комитета Александра Ивановича Бастрыкина.

В отличие от ситуации 90-х годов, государство предоставило представителям Церкви — архиереям, клирикам и приглашенным ученым — возможность непосредственно участвовать в расследовании. В связи с этим была создана церковная комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием.

Ведется трехуровневая экспертиза: историческая, антропологическая и генетическая. Важным этапом экспертизы стало взятие проб для генетических исследований останков, приписываемых святым страстотерпцам Государю Императору Николаю Александровичу и Государыне Императрице Александре Федоровне, а также останков Государя Императора Александра III в непосредственном присутствии представителей Церкви.

Мною получены заверения на самом высоком уровне, что никакой торопливости и привязывания окончания следствия к тем или иным датам допущено не будет. Следствие продлится столько времени, сколько необходимо для того, чтобы установить истину.

2P20160202-VSN_0254-1200

О текущих вопросах внутрицерковной жизни

Основной целью Церкви была и остается проповедь Благовестия Христова для приведения людей к Богу и их спасения. Именно для решения этих задач образуются новые епархии и открываются приходы, увеличивается численность епископата и клира, формируется институт помощников благочинных и настоятелей в различных областях церковной деятельности, реформируются как воскресные школы, так и духовные учебные заведения, ведется диалог с государством и обществом. Вся эта деятельность наполняется смыслом тогда, когда она направлена на единение людей со Христом.

В межсоборный период с особым динамизмом получило развитие православное молодежное добровольческое служение. Новый этап в церковной работе с молодежью начался в 2014 году при подготовке празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Сотни, а затем и тысячи молодых людей сначала объединились для организации торжеств в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а затем продолжили совместную деятельность в самых разных областях церковной жизни. Сегодня церковное молодежное добровольческое движение развивается не только в Москве, вблизи обители аввы Сергия, но и во многих епархиях.  

Особый импульс получило милосердное служение православной молодежи, которое раньше осуществлялось преимущественно силами молодых волонтеров службы «Милосердие» и некоторых епархиальных организаций — за что выражаю им благодарность. Сейчас к социально-благотворительной деятельности присоединяется все большее число церковных молодежных движений. Среди основных направлений православного молодежного добровольчества можно также назвать миссионерскую и культурно-просветительскую деятельность, участие в духовно-нравственном воспитании детей, в пропаганде здорового образа жизни, в сохранении окружающей среды.

img7

Все большая активность православной молодежи связана, в том числе, с введением в благочиниях и на крупных приходах должностей штатных сотрудников по молодежной работе. Еще несколько лет тому назад мы в принципе не знали, есть ли на приходах Москвы активная молодежь, сколько ее. Сегодня мы можем оценить московский молодежный приходской актив приблизительно в 6000 человек. Речь идет не о тех молодых людях, которые приходят на службы и участвуют в Таинствах, но о тех, которые, помимо участия в богослужебной жизни приходов, также объединяются вокруг помощников настоятелей и с рвением включаются в различную приходскую, епархиальную и общецерковную работу.

Знаю, что во многих епархиях ситуация развивается таким же образом. Это важное изменение в церковной жизни стало возможным, в первую очередь, потому, что были созданы новые епархии, а в Москве — викариатства. Считаю необходимым, чтобы каждый архиерей знал не только клириков епархии, но постепенно также познакомился с помощниками благочинных и настоятелей как по молодежной работе, так и по другим сферам деятельности — катехизической, миссионерской, социальной.

Важно уделять православным молодым людям искреннее внимание, встречаться с ними, с любовью обращать к ним пастырское слово. Необходимо помнить, что молодые добровольцы — это не «оловянные солдатики», которых можно куда-то «назначить» или «направить».

Православные добровольцы — это люди, которые в свободное время занимаются той деятельностью в Церкви, которая им по сердцу. Для кого-то это — благотворительность, для кого-то — помощь в богослужениях, для кого-то — работа с детьми. Пусть у молодых людей не все и не всегда получается в полной мере. Важно, что молодежь дорожит самой возможностью проявить инициативу, на которую нам следует отвечать благословением и поддержкой, не в последнюю очередь — материальной. Мне недавно довелось сказать на епархиальном собрании города Москвы, что одним из залогов успеха молодежного добровольчества является наше доверие, которое позволит молодым людям с радостью взять на себя ответственность за какую-то часть церковной деятельности и раскрыть свои таланты внутри Церкви. Радует, что сегодня в нашей Церкви достаточное число епископов уделяет внимание непосредственному общению с молодежью. 

Синодальной библейско-богословской комиссии было поручено подготовить к очередному Архиерейскому Собору проект Катехизиса Русской Православной Церкви. Проведена огромная работа, в которой в качестве авторов, соавторов и рецензентов приняли участие ведущие богословы нашей Церкви.

4UlBRZS-Yrk

О взаимодействии со СМИ

Освященный Архиерейский Собор 2013 года подчеркнул необходимость качественной информационной работы как на общецерковном, так и на епархиальном уровне . Особого внимания требует работа со светскими СМИ. Присутствие информации о деятельности епархии и архипастыря в светском сегменте медиапространства — это один из показателей, по которым можно судить не только о вовлеченности представителей епархии в общественные процессы, но — нередко — и о готовности региона к церковно-общественному и церковно-государственному сотрудничеству.

Опыт показывает, что проповедовать в средствах массовой информации можно, к примеру, способствуя размещению публикаций о близких и понятных обывателю церковных проектах, особенно в области милосердного служения, или публикаций о людях, которые своей деятельностью или конкретными поступками являют пример христианской жизни в обычном обществе.

Наконец, ценен опыт ряда епархий, которые активно вовлекаются в соорганизацию светских мероприятий в области культуры, просвещения, социальной деятельности, или участвуют в таких мероприятиях. Благодаря этому средства массовой информации и в целом общество могут увидеть, что представители этих епархий являются просвещенными современными людьми с широкими взглядами, готовыми общаться с самыми разными собеседниками. Такая открытость способствует донесению слова Божия до всех тех, кто готов его услышать, но кому, по той или иной причине, оно еще не было проповедано в понятных и близких им словах.

Через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность.

«Знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). 

227883.p