Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

глава 11 Дело пошло беседо двух природах

- Хорошо! Давай подумаем по-другому. Откроем Евангелие от Марка, описывающее Преображение Господне. Там сказано, что однажды Иисус Христос взял с собою ночью на гору Фавор трех апостолов: Петра, Иакова и Иоанна, и там преобразился перед ними. Одежды его стали блестящими как снег, а лицо его воссияло подобно солнцу. Господь весь был словно белейший огненный столп. Ученики первый раз в жизни видели своего Учителя в такой Божественной славе. Они были так поражены,  что даже от страха упали на землю. Но разве Иисус Христос не сиял точно таким же образом в темной Вифлеемской пещере? Разве Он не излучал как солнце тысячи лучей, когда ходил с апостолами по пыльным дорогам Палестины, или быть может Он обезобразился и стал мрачен и тускл, когда Его распинали на кресте? Как ты думаешь?
- Наверное, нет!
- Конечно, нет! Христос всегда был и оставался с первого вздоха таким лучезарным и огнезрачным, но это сияние  Его Божества было сокрыто под образом простого человека, которому, как Он говорил «негде главы преклонить». Другими словами, на горе Фавор Господь открыл духовные глаза своим ученикам, и они смогли увидеть, как Божество сияет через человечество Христа.

- А зачем Он, батюшка, скрывал от людей свое Божество? – спросил Алеша, - явился бы людям как Великий Бог и сказал бы, чтобы все его любили! Это, по-моему, для Бога нормально.

 

- На такой  серьезный вопрос я сейчас, чтобы не запутаться нам, отвечу пока кратко.  Господь мог родиться во дворце, мог с детства творить великие чудеса, например, сотворить в небе второе солнце или создать какого-нибудь невиданного зверя прямо на глазах у людей; подобно молнии летать по воздуху, завоевать все царства и поражать воображение людей мощью своей силы, красотой своего ума, огромностью своих богатств. Мог, в конце концов, чтобы уверить людей в Своем Всемогущем Божестве, стереть с лица земли несколько городов, жители которых не приняли Его. Мог! Но тогда свободе человеческого сердца пришел бы полный и бесповоротный конец! Христос не хотел видеть нас своими запуганными рабами. Не хотел унизить нас, которых создал как Своих лучших друзей. Именно по этой причине Он ни  в чем, никого и никогда не принуждал поверить в Себя как в Бога. Чтобы узнать в Нем своего Господа, нужен подвиг свободной души, то есть, ты сам, Алеша, вот такой вот мальчик, а никто другой должен, а точнее призван, совершить это узнавание. Сам призван поверить. Бог пришел под видом обычного человека или, как говорит Церковь, «под образом раба», скрывая свое Всемогущество, Свое Великое Всеведение, Свое Великолепие, Свое Бесподобное Богатство, Свою Безграничную Власть, чтобы исчезло всякое насилие и принуждение с Его стороны, чтобы был только Сын Божий, Иисус Христос, говорящий людям об Отце! Спаситель мира явился на землю как безграничная, безмерная, всеобъемлющая, всепобеждающая, на все соглашающаяся ради спасения человека - Любовь! Он отверг Все насилие  мира – власть, богатство, деньги, подлость, обманы, сокрыл вечную славу Своего Божества, чтобы сделать человека, нас с тобой, Алеша, бесконечно свободными в вере, и Святости, в Любви и Правде!

 
Отец Николай замолчал, потому что невозможно было не замолчать. У него было такое чувство, что всё, что он скажет дальше - будет уже скучно и неинтересно. Похоже, тоже самое  переживал и Алеша. Смеркалось. В небе появился месяц тоненький как воробьиное перышко. Потянуло прохладой.
- Давай уберем посуду, - предложил батюшка, - и перейдем в дом, разговор у нас еще не закончился.

- Давайте, - согласился Алеша и, прижав несколько чашек к груди, осторожно пошел за батюшкой  к крыльцу.

 
Вскоре перемытая посуда была водружена на место.
- Постой, а тебя мама не потеряет? – забеспокоился батюшка.
- Не знаю, вообще-то я сказал ей, что к Вам в Церковь пойду, - как-то не совсем уверенно ответил мальчик.
- Если не знаешь, значит, пора идти домой, - сказал отец Николай, - я тебя провожу до дома, а по пути будем разговаривать. Согласен?

- Угу – ответил Алеша и шмыгнул носом. Не знаю почему, но вы, наверное, сами за собой замечали, что когда с нами случается что-то приятно-неожиданное, мы шмыгаем носом.

 
- Итак, - начал отец Николай, - когда они вышли за ворота, - ты помнишь, на чем мы остановились?
- Да, мы остановились на том, как Бог преобразился на горе Фавор, ну то есть Христос.
- Да, именно, - сказал батюшка, - приведу еще пример. Один святой монах Максим, названный за свою стойкость в вере Исповедником, говорит, что соединение Божества и человечества во Христе было подобно соединению огня и железного меча. Меч, вложенный в пламя и раскаленный до бела, так пронизывается огнем, что становится возможно-  резать огнем и жечь железом, и в тоже время огонь по своей природе остается огнем, а железный меч железным. А теперь давай вернемся к тому, с чего мы начали наше рассуждение. Итак, у Господа нашего Иисуса Христа две природы: Божественная и человеческая. Ты, Алеша, знаешь, что такое природа?
- Ну, это лес, трава, деревья, горы, - ответил мальчик.
- Не совсем. Сейчас я говорю о природе в значении не окружающего нас мира, а из чего этот мир состоит. Короче, в значении сущности, естества. Вот, например, давай поговорим о сущности или о природе воды. Представь себе, что на северном полюсе живут люди, которые видели воду только замерзшую, то есть в виде льда. Как они будут описывать ее свойства, или лучше, если спросить у них какова природа воды? Что они ответят?
- Они скажут, что природа воды холодная, твердая.
- А еще прозрачная и хрупкая. А теперь представь, что в Африке живут люди, которые никогда не видели воду замерзшей. Что они скажут о природе воды? Вероятнее всего они ответят, что она…

- Мокрая, влажная, текучая, мягкая! – залпом выпалил Алеша. – Эх, сейчас бы искупаться! Жара стояла в этот летний день несусветная.

- А ты купался в Кугерском ключе?
- А что там?
- А там,  в кустах цветущей сирени бежит ключ с удивительной водой. Она  мягкая и полновесная словно оливковое масло. Ключ наполняет деревянную колоду. В колоде проделано круглое отверстие, через которую вытекает вода. Но если его  заткнуть деревянной пробкой, то можно набрать полную колоду и искупаться. В этот ключ круглый год…
- И зимой?
- Да, и зимой тоже купался один Божий человек, иеродиакон Тихон, и вот, видимо, за его молитвы этот ключ Кугерский с тех пор почитается святым и целебным. Неужели не слышал?
- Нет. А давайте, батюшка, туда завтра сходим.
- Согласен, там и поговорить можно. Вообще хорошо там, тихо и радостно. Но давай ближе к делу. Итак, и северные и южные  люди называют природные свойства воды, но ведь они называют почти совершенно противоположные свойства! Как же так, природа или сущность воды одна, а свойства друг от друга отличаются как небо от земли? Что же это значит?
- Не знаю.
- Или вот еще пример. Возьмем два вещества: графит и алмаз. Графит – это стержень такой серенький, который в карандашах бывает. Он какой? Мягкий, хрупкий, непрозрачный. А алмаз?
- Ну, алмаз стекло режет, и потом, он красивый очень!
- То есть он твердый, прозрачный как стекло и крепкий как железо. Так?
- Да, а еще он очень дорогой!
- Точно! Но вот ты подумай, алмаз и графит тоже имеют одну природу. Ты ведь знаешь, алмазы получаются, когда графит в течение длительного времени находится под огромным давлением и высокой температурой!
- Значит алмаз и графит – хотя  отличаются друг от друга внешне, - удивленно сказал Алеша, - они, они…
- Не только внешне, - подхватил Отец Николай, - но  и внутри этих веществ происходят колоссальные изменения, но, тем не менее, у них остается одна природа. Что же получается? А то, что где-то там, в непостижимой глубине алмаз и графит имеют что-то общее друг с другом, хотя внешне и внутренне это совсем разные вещества.
- Батюшка, к чему Вы это мне говорите? – вдруг спросил Алеша, - Мы же о Христе разговаривали?
- А к тому, чтобы ты понял хорошенько- внешние свойства веществ (камня, алмаза, льда) это еще не все, что ты знаешь (видишь, чувствуешь, трогаешь руками, наблюдаешь в микроскоп) о природе материи, из которой они состоят.  Есть в этой природе, например, воды, что-то такое нематериальное, что невозможно постичь ни разумом, ни чувствами, нечто такое чудесное и таинственное, нездешнее и в то же  время тихое и простое, можно даже сказать святое, что открыто только самому Творцу этих веществ и отчасти тем из людей, которым Он, Господь, за их великую любовь, дарует увидеть эту небесную сторону каждой вещи! Но  людям дано ведение об этом только отчасти, как «сквозь мутное стекло» по слову апостола, но не потому что это что такое запрещенное, а потому что сейчас на земле это не главное для спасения души. Алеша, я, первый раз говорю на такие сложные темы с мальчиком, и поэтому все время боюсь, что не найду нужных слов. Вот сейчас ты что-нибудь понял из нашего разговора?
- Вообще-то понял, - кивнул головой Алеша, - есть какая-то тайна у природы воды, камня, земли, огня, железа. Скажем, если железо раскалить в пламени, то хотя оно изменится от огня, но железо останется железом.
- Да, ты совершенно правильно меня понял! Теперь перейдем к нашему основному вопросу.
- А я уже забыл к какому?
- И неудивительно! К вопросу: почему христиане другие люди?

У Господа Иисуса Христа две природы – божественная и человеческая. Что такое Божественная природа мы тем более не знаем. Нам только открыто, что она проявляет себя в таких свойствах как Всемогущество, Святость, Добро, Красота, Жизнь, Правда и так до бесконечности. Но что такое Бог в существе Своем, в своей Природе мы даже не догадываемся. Более того, любая наша догадка или предположение будут ложными.

 
Отец Николай остановился и, нагнувшись к тропинке, поднял с земли первый попавшийся камешек.
- Вот возьми камень и брось его, - попросил он.
Мальчик размахнулся и швырнул камень  в кусты
- Камень – это ты?
- Нет, конечно!
- А бросил его ты?
- Ясно дело!
- Это был наглядный пример. Камень, брошенный тобою не есть еще ты, так и проявления Божии в этом мире не есть еще Сам Бог, то есть Бог в Своей Божественной природе. Итак, что такое Божественное естество (природа) мы не ведаем. Но как мы с тобой выяснили, нам не известно и что такое человеческая природа в самой своей сердцевине. Хотя знаем, что ее образует наше тело, наша душа. Все наши чувства, как телесные, так и духовные, наша воля и разум. Так вот у тебя, у меня, у твоей мамы, у твоего дедушки и бабушки, у прадедушки и подобным образом до самого первого человека Адама, то есть у всех живших и живущих людей, имеется одна и та же человеческая природа – некий единый, нескончаемый поток струящейся сущности или естества человеков. Все мы крепко-накрепко связаны единством людской  природы. Именно по этой причине можно говорить, что все люди – это кровные родные братья и сестры!
- А почему мы тогда все разные?! – воскликнул Алеша.
- А это очень интересно, - сказал батюшка, - только погоди, я приведу еще один пример о единстве нашей природы. Вот зернышко. Оно падает в землю, согревается, его начинают питать соки земли, оно раскрывается и дает росточек. В конце концов, из маленького зернышка получается колосок, в котором уже тридцать, пятьдесят или сто зерен. Если в свою очередь посадить зернышки этого первого колоска-отца, то и они, возросши, дадут так же множество других колосков-детей с зернышками. И так без конца. Первое зернышко будет  связано с последними?
- Будет! – уверенно сказал Алеша.