Мало в истории России таких великих страниц как праздник Казанской иконы Божией Матери. В этот день Россия воскресла из мертвых. Ее раздробленное тело, растасканное по кускам, благодатью Божьей было собрано вновь. И силой Христовой благодати Россия вновь продолжила свое историческое бытие на земле в Силе и Духе, восстала из исторического пламени и дыма.
Каждый год мы празднуем явление Казанской иконы Божьей Матери, т.е. явление образа иконы Божьей матери во граде Казани и ее благой помощи в 1612г. Что значит явление иконы Божьей Матери? Это явление в мир любви Божией Матери. Это значит явление в мир любви Божией Матери к русскому народу, к каждому, кто здесь родился и еще родится. К каждому человеку, старцу и младенцу, ученому мужу и простецу.
Вернемся к историческому событию. Этот трагический эпизод в истории России мне хотелось бы с вами поближе увидеть, особенно тот момент, когда икона уже была внесена во граду Московский и вот - вот должен был начаться трехдневный пост с молебнами. А потом благодатный штурм захваченного врагами города, столицы России, Москвы.
Вы знаете, что не так все было благополучно, как порой пишут в учебниках истории для детей. Войска русские были в разброде, они даже отказывались воевать. Не хватало ни денег, ни продовольствия. А враги крепко засели в столице. Были у них и войска, и провиант, и оружие. Ни что не предвещало русским людям удачу в этом героическом подвиге. И первый приступ, и второй приступ были отбиты. И воцарилось уныние над станом русских воинов. Поникли русские знамена, низко опустились головы русских воинов.И только после трехдневного поста, после молебна были войска подняты на штурм захваченной столицы. И не какими-то малыми трудами, но в жестоких уличных боях русские люди одержали победу. Но поляки сожгли огромную часть Москвы, спалили ее святыни, чтобы ничего не досталось русскому народу.
И вот спрашивается, а почему нельзя было одержать победу милостью Божьею чуть пораньше? Зачем понадобились эти штурмы, эта гибель людей, когда можно было пораньше принести образ Божьей Матери, положить пост, да еще продолжительней, недельный пост. И нести впереди икону чудотворную и пусть враги бы в ужасе бежали. Пусть бы это было как во времена ветхозаветные: прошли евреи семь раз с трубами вокруг Иерихона, стены пали и враги в ужасе разбежались. Семь раз обошли бы войска русские вокруг Москвы и всех врагов постиг бы бич Божий.
Но нет, не так было. «Чуда» не произошло, когда произошло чудо явления Божьей Матери. Парадокс ли это? Когда начинаешь молитвенно размышлять об этом событии, то становится ясно, что это все, конечно, неслучайно. И опять же аналогии можно найти с ветхозаветными временами, ибо там многократно бывало так, что ветхозаветный народ, отражая вражеские полки, идущие на Израиль, на Обетованную землю, не успевал собраться в силе своей и был побеждаем и многие тысячи воинов легли смертью храбрых на поле сражения. И только потом Бог как бы бежал впереди Израильских воинов и поражал врагов страхом, так что победа была легкой и полной.
И спрашивается, почему же Господь так поступал, почему же раньше Он не воздвигал свою Божественную власть и силу над нечестивыми язычниками, врагами народа Божьего. И на это мы имеем точный ответ святых отцов. Они говорили так: для того Бог поступал подобным образом, чтобы никто из народа Божьего не подумал, что это было совершено силой человеческой и никто бы не сказал, что это мы «сами с усами», а все это было необходимо для того, чтобы народ Божий оставался народом Божьим, чтобы он понимал, что главное сокровище его земли ни серебро ни злато, не оружие, не воинская доблесть, не сталь оружейная, ни латы. Самое главное сокровище - это храм Господень. Это та вера, которую хранил народ израильский столетия и даже тысячелетия. Вот было главное оружие ветхозаветного народа Божьего против врагов не только внешних, но и врагов внутренних.
И то же самое мы можем сказать о нашей Родине. Для чего так происходило, для чего русские люди умирали тогда, когда Матерь Божия могла бы помочь раньше одолеть врага, без криков, без крови? Разумеется, причина не в нелюбви Божьей Матери. Не в том, что когда ребенка Мать оставляет в темной комнате, да еще скажет: сынок, здесь где-то привидения, так что ты будь осторожен. А ребенок останется в мрачной пределе в мучительном одиночестве. И только когда он страшным голосом заорет, только тогда мать придет и скажет: испугался, сыночек, жалко тебя, но теперь знай, маму надо слушаться. Так поступить было бы жестоко по отношению не только к ребенку, но и к целому народу, когда проливается кровь даже одного человека. Подобное отношение к человеку жестокое.
Матерь же Божия, она любвеобильна, она милосердна. И все дело не в ее любви, а нашей. Русский народ к тому времени не только возгордился и потерял свое историческое самосознание как народа Божьего, как новой лозы на древе Христовой жизни, но он был подобен смертельно больному, который считал, что у него всего лишь насморк. Чтобы вылечить этого больного необходимо было, чтобы этот больной понял, насколько же глубоко болезнь вошла в его нутро. Именно по этой причине было допущено благодатью Божьей такое замедление в помощи.
Итак, мы можем ответить, для чего было явление иконы Казанской Божьей Матери в 1612г. В помощь русским людям. Для того, чтобы Русь хранила веру православную. Как же хранить веру православную? Молитвой, чтением Священного Писания, исполнение закона Ветхозаветного? Нет, трижды нет! Ибо подобное было возможно и в древние времена, в Ветхом завете. Хранить веру православную для нас значит - хранить Литургию, Божественную Евхаристию. В Евхаристии Бог присутствует Своим Телом и Кровью на земле! Это и есть сущность Церкви! Вот для чего было явление Божьей Матери. Для того чтобы на пространстве Русского государства народ Божий - народ русский хранил этот вечный образ Бога и человека, чтобы могла в мир через народ Божий, через сердца русских людей вливаться в человечество Божья благодать.
Как сохранить литургию? Это не только присутствовать на ней, не только изучать ее чинопоследование. Это значит соответствовать сердцем, преображать своего внутреннего человека во образ Христов. Жить в этой жизни только Литургией. Поставить себя по отношению к Богу так, как человек себя ставит по отношению к воздуху. Без воздуха мы не можем прожить ни минуты. Так и человек внутренне должен чувствовать себя, постигать себя, жить так, что он поймет: без Литургии он тут же задохнется и умрет без Тайн Господних. Дорогой ценой они нам дарованы. И Матерь Божия этому свидетельница. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом ТвоимМало в истории России таких великих страниц как праздник Казанской иконы Божией Матери. В этот день Россия воскресла из мертвых. Ее раздробленное тело, растасканное по кускам, благодатью Божьей было собрано вновь. И силой Христовой благодати Россия вновь продолжила свое историческое бытие на земле в Силе и Духе, восстала из исторического пламени и дыма.
Каждый год мы празднуем явление Казанской иконы Божьей Матери, т.е. явление образа иконы Божьей матери во граде Казани и ее благой помощи в 1612г. Что значит явление иконы Божьей Матери? Это явление в мир любви Божией Матери. Это значит явление в мир любви Божией Матери к русскому народу, к каждому, кто здесь родился и еще родится. К каждому человеку, старцу и младенцу, ученому мужу и простецу.
Вернемся к историческому событию. Этот трагический эпизод в истории России мне хотелось бы с вами поближе увидеть, особенно тот момент, когда икона уже была внесена во граду Московский и вот - вот должен был начаться трехдневный пост с молебнами. А потом благодатный штурм захваченного врагами города, столицы России, Москвы.
Вы знаете, что не так все было благополучно, как порой пишут в учебниках истории для детей. Войска русские были в разброде, они даже отказывались воевать. Не хватало ни денег, ни продовольствия. А враги крепко засели в столице. Были у них и войска, и провиант, и оружие. Ни что не предвещало русским людям удачу в этом героическом подвиге. И первый приступ, и второй приступ были отбиты. И воцарилось уныние над станом русских воинов. Поникли русские знамена, низко опустились головы русских воинов.И только после трехдневного поста, после молебна были войска подняты на штурм захваченной столицы. И не какими-то малыми трудами, но в жестоких уличных боях русские люди одержали победу. Но поляки сожгли огромную часть Москвы, спалили ее святыни, чтобы ничего не досталось русскому народу.
И вот спрашивается, а почему нельзя было одержать победу милостью Божьею чуть пораньше? Зачем понадобились эти штурмы, эта гибель людей, когда можно было пораньше принести образ Божьей Матери, положить пост, да еще продолжительней, недельный пост. И нести впереди икону чудотворную и пусть враги бы в ужасе бежали. Пусть бы это было как во времена ветхозаветные: прошли евреи семь раз с трубами вокруг Иерихона, стены пали и враги в ужасе разбежались. Семь раз обошли бы войска русские вокруг Москвы и всех врагов постиг бы бич Божий.
Но нет, не так было. «Чуда» не произошло, когда произошло чудо явления Божьей Матери. Парадокс ли это? Когда начинаешь молитвенно размышлять об этом событии, то становится ясно, что это все, конечно, неслучайно. И опять же аналогии можно найти с ветхозаветными временами, ибо там многократно бывало так, что ветхозаветный народ, отражая вражеские полки, идущие на Израиль, на Обетованную землю, не успевал собраться в силе своей и был побеждаем и многие тысячи воинов легли смертью храбрых на поле сражения. И только потом Бог как бы бежал впереди Израильских воинов и поражал врагов страхом, так что победа была легкой и полной.
И спрашивается, почему же Господь так поступал, почему же раньше Он не воздвигал свою Божественную власть и силу над нечестивыми язычниками, врагами народа Божьего. И на это мы имеем точный ответ святых отцов. Они говорили так: для того Бог поступал подобным образом, чтобы никто из народа Божьего не подумал, что это было совершено силой человеческой и никто бы не сказал, что это мы «сами с усами», а все это было необходимо для того, чтобы народ Божий оставался народом Божьим, чтобы он понимал, что главное сокровище его земли ни серебро ни злато, не оружие, не воинская доблесть, не сталь оружейная, ни латы. Самое главное сокровище - это храм Господень. Это та вера, которую хранил народ израильский столетия и даже тысячелетия. Вот было главное оружие ветхозаветного народа Божьего против врагов не только внешних, но и врагов внутренних.
И то же самое мы можем сказать о нашей Родине. Для чего так происходило, для чего русские люди умирали тогда, когда Матерь Божия могла бы помочь раньше одолеть врага, без криков, без крови? Разумеется, причина не в нелюбви Божьей Матери. Не в том, что когда ребенка Мать оставляет в темной комнате, да еще скажет: сынок, здесь где-то привидения, так что ты будь осторожен. А ребенок останется в мрачной пределе в мучительном одиночестве. И только когда он страшным голосом заорет, только тогда мать придет и скажет: испугался, сыночек, жалко тебя, но теперь знай, маму надо слушаться. Так поступить было бы жестоко по отношению не только к ребенку, но и к целому народу, когда проливается кровь даже одного человека. Подобное отношение к человеку жестокое.
Матерь же Божия, она любвеобильна, она милосердна. И все дело не в ее любви, а нашей. Русский народ к тому времени не только возгордился и потерял свое историческое самосознание как народа Божьего, как новой лозы на древе Христовой жизни, но он был подобен смертельно больному, который считал, что у него всего лишь насморк. Чтобы вылечить этого больного необходимо было, чтобы этот больной понял, насколько же глубоко болезнь вошла в его нутро. Именно по этой причине было допущено благодатью Божьей такое замедление в помощи.
Итак, мы можем ответить, для чего было явление иконы Казанской Божьей Матери в 1612г. В помощь русским людям. Для того, чтобы Русь хранила веру православную. Как же хранить веру православную? Молитвой, чтением Священного Писания, исполнение закона Ветхозаветного? Нет, трижды нет! Ибо подобное было возможно и в древние времена, в Ветхом завете. Хранить веру православную для нас значит - хранить Литургию, Божественную Евхаристию. В Евхаристии Бог присутствует Своим Телом и Кровью на земле! Это и есть сущность Церкви! Вот для чего было явление Божьей Матери. Для того чтобы на пространстве Русского государства народ Божий - народ русский хранил этот вечный образ Бога и человека, чтобы могла в мир через народ Божий, через сердца русских людей вливаться в человечество Божья благодать.