Храм Вятки с 300-летней историей

Пожертвовать

plati gr1

Для перевода пожертвований остканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на уставную деятельность

Мы ВКонтакте

v4dI05UHc1g

Когда тебе преподают предметы светские люди, то порой сталкиваешься с невероятными ситуациями. Вот такая история произошла у меня.

Историю христианской церкви можно изучать по-разному. Кто-то делает упор на Священном Писании, кто-то на Предании, а кто-то, вспомнив Иосифа Флавия и других историков древности, пытается донести до вас исторические факты -то, что можно назвать переосмысление событий прошлого с точки зрения современного менталитета  (системы мировоззрения и логической структуры делания выводов).

И вот, 2 курс, и на руках книга одного ученого-кардинала. Он не постеснялся сана, чтобы доказать исторический факт - Христос был человеком. Когда её читаешь, то тебя не оставляет странное чувство знакомости языка повествования.

"Христос был человеком, это потом его сделали Богом" - подобными громкими фразами будоражит сознание ученый. Видимо он забыл псалом "И сказал безумный в сердце своем: нет Бога".

Почему так происходит? Почему даже священники вдруг "не верят" в божественность Христа? Всё дело в системе мировосприятия. Каждая школа, институт, факультет, специальность насаживают нам в мозг определенный алгоритм восприятия информации. Я  безоценочно отношусь к этому - это ни хорошо ни плохо, это реальность. Чтобы стать хорошим историком надо приучить себя изучать первоисточники, проводить критику источников, отцеживать недостоверные источники... и т.д.. И в конце концов, взяв в руки евангелие, историк скажет: "Тут недостоверные сведения, а здесь не было свидетелей, а это устное предание - могло исказиться со временем..." И как же трудно такого логика научить, скажем, рисовать - воспринимать мир через цвет, через ощущения, через вдохновения и гармонии, композиции.

Эти сравнения конечно же искусственны, ведь все люди разные. Я их привел, чтобы вы смогли ощутить различность восприятия информации, в зависимости от полученного образования.

Но если Евангелие не исторично, то почему говорят, что Христос родился и жил? Потому что система миропонимания христиан - это особая система, отличная от исторического, художественного, философского, этического, социологического, психологического образования. Если б я был так смел, я бы назвал это "Христианским образованием", "христианским алгоритмом мировосприятия".

И вот они отличия:

Социологи видят в христианстве общину, социальную организацию. Эмиль Дюркгейм - основатель социологии, даже вывел в своих рассуждениях в чем смысл жизни церковных людей - в жизни для организации, которая их переживет.

Этика видит в христианстве общество людей с хорошими морально-нравственными ценностями, которые очень даже благоприятны для развития страны.

Психологи увидят в исповеди сравнения с психологическими консультациями.

Философы также найдут причины покопаться в христианском учении, пытаясь его понять.

Художники увидят иконы, красивые облачения, величественные храмы и архитектуру. Христианство для них сведется в визуальные образы и музейные экспонаты. Музыканты найдут богатое музыкальное наследие в христианстве - от знаменного до партесного пения.

Историки - почерпнут некие исторические факты.

Может ли отдельная  из перечисленных наук отразить всю суть христианства? Вы сами для себя можете ответить на этот вопрос. Я скажу: не может.

И вот когда встречаются на пути подобные книги, как того ученого, я ищу слова в книге, которые бы мне сказали, с какой точки зрения смотрит автор, исходя из алгоритма какого полученного образования автор делает суждения.

Эта книга плоха лишь тем, что автор не говорит, что это точка зрения историка-фундаменталиста. В каждой книге можно почерпнуть знания, надо просто понять, какого рода знаниями располагает автор. У этого автора можно было поучиться приверженности к формальной логике и дотошности.

 

автор - Бурков Павел, бакалавр теологии, магистр истории