Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

БракТаинство Брака. Венчание.

Таинства - это особые действия Божии, совершаемые  в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям  Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для одного из семи Таинств Церкви. 

Время и место совершения Таинства 

  1. Таинство Брака в нашем храме совершается с 13.00 до 16.00. по договоренности в дни, предусмотренные Уставом Русской Православной Церкви. Смотреть тут: http://azbyka.ru/days/venchaniya.shtml 

  2. Для  проведения Таинства Брака необходимо прийти в храм и согласовать в церковной лавке время венчания с датой государственной регистрации брака. Разумней всего обратиться для согласования, как только будет известен регистрационный день  в районном загсе.

  3. В церковной лавке, если  будет необходимость, Вы можете приобрести все потребное для Таинства Брака: венчальные и простые свечи, иконы для венчания, подарки для жениха и невесты, памятные сувениры для гостей.

  4. Венчание  совершается в течение часа.  Фото и видеосъемка разрешается по благословению священника.

  5. Прочие недоуменные вопросы можно разрешить в церковной лавке.

      

Таинство Брака – есть Таинство освящения Духом Святым телесно-духовного союза мужчины и женщины во образ Святой Троицы.

Бог есть Любовь (1 Ион. 4,16). Любовь не одно из свойств Божиих, таких как Всемогущество, Вечность или Бесконечность. Образ Божественной жизни есть сама Любовь. Божественная Троица – нерасторжимое природное единство Любви Отца, Сына и Святого Духа. Каждое из Лиц святой троицы живет не для Себя Самого, но отдает Себя Другим Лицам, так что все Три пребывают в Любви Друг с Другом. Жизнь Бога осуществляется как со-жизнь, как Любовь, в которой собственное существование  каждой Божественной Личности отождествляется с полной самоотдачей. Брак мужчина и женщины есть начало Царства Божия в земных пределах, не только нравственное, но сущностное (природное) подобие Любви Святой Троицы, где жизнь одного человека становится жизнь другого, и «уже не я живу, но во мне»  муже – «живет» жена (Гал. 2.20), и наоборот. Происходит это таинственное взаимопроникновение во единую плоть, единую душу и единый дух не собственными силами мужа и жены, а через Таинство Брака, через Господа Иисуса Христа. В этом сверхприродном  единстве двоих заключается Тайна христианского брака, которая простирается за пределы земной жизни. Понимание Брака в христианстве настолько высоко, что апостол Павел уподобляет его союзу Христа и Церкви. Выше просто некуда.  Однако, подобное понимание Брака проистекает не из желания Церкви поставить перед брачующимися недостижимый идеал по принципу Нагорной проповеди, а как подлинное глубинное осознание тайны человеческого общения вообще, и  тайны телесно-духовного союза мужчины и женщины в частности. Тайна это не секрет. Ее нельзя разгадать. Тайну можно пережить и укорениться в   природно-благодатных границах.  Человеческих сил в семейном  подвиге самопожертвования  и природной взаимообусловленности не достаточно не потому, что у мужа и жены не хватит друг к другу любви, уважения, терпимости. Причина в ином. Потенции человеческой природы и личности в мире после грехопадения существенно ограничены и связаны множеством психико-физиологических причин, препятствующих выходу за границы своего  «Я», не выпускающих человека из бетонного колодца индивидуализма. Сверхлюдей, ведущих счастливую жизненную автономию, не существует. Есть святые, возросшие в Церкви благодаря Таинствам и личным, порой героическим,  усилиям пребывания в Духе Святом. Выход за пределы своей самости и гордыни, преодоление границ своей индивидуальности и обретение надличностной уникальности по образу Святой Троицы, хотя бы между двумя людьми, не возможно в опоре только на земные силы и таланты. Таинство Брака само по себе является фактом этого утверждения.

Семейной двоице в пределах тварного космоса природно-духовное единство дано осуществить только по дару «свыше». Как человек не может прибавить «себе росту, хотя на один локоть?» ( Мф. 6, 27), ибо это противоречит физической природе мира, так  мужчина и женщина не могут разорвать греховные узы  смертного эгоцентризма и войти в тайну сверхличностного единства,  основываясь только на  природно - земных талантах.  Именно этот особый божественный дар прорастания одной личности в другую подается брачующимся в Венчании. Необходим первоначальный толчок Десницы Божьей семейного колеса любви, правильный вектор движения. Таким образом, единственным условием для  природно-духовной синергии мужчины и женщины является  венчаный брак в Церкви Христовой. Иной возможности человечеству дано не будет.  Исходя из сказанного,  становится ясным, что брак самоценен сам по себе и не нуждается в дополнительных обоснованиях. Так же понятно обосновывается возможность повторного брака, но не более того. Божественный Толчок к сверхличному единству двоице может быть дарован раз, другой. Далее природные человеческие силы истощаются. Поэтому в Церки существует "Чин венчания для второбрачных", но нет чина венчания для последующих браков.  Для христианина путь к сверхличному опыту остается, он не закрыт, но  уже лежит на путях монашеской жизни, на другой духовно-благодатной стезе единства души и Церкви. 

Катехизическое определение Таинства Брака

Брак есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. 

История установления Таинства Брака

Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих Заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2; 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.  В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом "тайной великой" (Еф. 5; 32,33). Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. 

История формирования чина Таинства Брака 

Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир.  Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет "сынами брачными", а евангелист Иоанн - "друзьями жениха". Невеста являлась на брак в сопровождении женщин. Бесспорно то, что традиции ветхозаветной брачной церемонии существенно повлияли на христианский брачный обряд. Другим источником влияния на его формирование является греко-римская культурная традиция. Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует", - свидетельствует Климент Александрийский.  Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и "изнутри", и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они "переориентировались" для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов. Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось. 

Церковно-канонические препятствия к  Таинству Брака

Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие.

 1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.

 2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).

 3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.

 4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.

 5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак - гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.

 6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.

 7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.

 8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Венчания свидетельство о государственной регистрации брака. Отсутствие родительского благословения на Венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать Венчанию. 

Дни, когда Таинство Брака не совершается

 1) в течение всех четырех многодневных постов;

 2) во время Сырной седмицы (масленицы);

 3) на Светлой (Пасхальной) Седмице;

 4) в период Святок: от Рождества Христова (7 января по н.ст.) до Крещения Господня (19 января по н.ст.);

 5) накануне двунадесятых и великих праздников;

 6) накануне постных дней - среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;

 7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);

 8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);

 9) накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.

 Исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. 

Кто и где совершает Таинство Брака

Таинство может совершать только законно поставленный "белый" священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но если такой возможности нет, это может сделать отец. 

Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. Местом совершения Таинства является любой православный храм. Венчание, как момент сугубого торжества, разделяют с брачующимися родители, родные, друзья и вообще все близкие им люди. 

Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства Брака

Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, Таинство должно совершаться в "своем" храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы. 

 Во многих храмах существует предварительная запись. Сделать запись о времени венчания может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом не обязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, "череда" которого выпадет в этот день  в храме.

С момента отделения Церкви от государства церковный Брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что "расписаться" нужно до вашего прихода в храм. Если есть канонические препятствия к заключению Брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой Венчание можно совершить в любом храме епархии.

 Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, - совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией.

 За какое-то время до совершения Венчания необходимо приготовить:

 1) обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;

 2) так называемую венчальную пару икон:

    а) с изображением Спасителя;

    б) с изображением Божьей Матери;

 3) венчальные свечи;

 4) рушник (полотенце).

В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания. 

Перед Венчанием необходимо выяснить, разрешают ли в данном храме делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой, чтобы исключить недоразумения.

Поскольку женщины за богослужением должны быть обязательно с покрытыми головами, невесте тоже необходимо иметь красивый головной убор. Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики. 

Суеверия, связанные с Таинством Брака 

К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов.Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой. 

Очередная недомыслие гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Не остались в стороне и "филологи": положив в основу своего "богословского мнения" сходное звучание корней разных слов, они убеждают, что нельзя венчаться в мае, "потом будешь всю жизнь маяться". Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить. 

О расторжении церковного Брака

Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19; 4-8). Но немощь человеческого естества такова, что "вместить" этого запрета некоторые верующие не могут. Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку. Православной Церковью допускается не больше трех браков. 

Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" называет следующие:

 1. Прелюбодеяние одной из сторон.

 2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.

 3. Отпадение супруга или супруги от Православия.

 4. Противоестественные пороки.

 5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.

 6. Заболевание проказой или сифилисом.

 7. Длительное безвестное отсутствие.

 8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

 9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

 10. Снохачество или сводничество.

 11. Извлечение выгод из непотребств супруга.

 12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

 13. Злонамеренное оставление одного супруга другим. Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.

 1. Заболевание СПИДом.

 2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.

 3. Совершение женой аборта при несогласии мужа. 

Недоуменные вопросы 

Как сопрягается Таинство Брака с Евхаристией и другими Таинствами? 

Отдельные таинства лишь тогда приобретают подлинную реальность, когда выражают общую жизнь Церкви - Тела Христова. Крещение - это вход в Церковь; миропомазание - дар, которым определяется свободное развитие в Духе; священство - это ответственность за единство и созидание Тела; таинство елеосвящения открывает новые границы бытия в "новом Адаме", где нет ни болезни, ни смерти. Все эти индивидуальные аспекты жизни Тела имеют своим центром и вершиной Тайну, которая и делает Церковь Телом Христовым: Божественную Литургию, Евхаристию. Вне этого Тела не может быть таинств. Первые христиане не мыслили свою жизнь вне Евхаристии. Христианская жизнь началась как жизнь евхаристической общины, в центре которой была Вечеря Господня. Именно евхаристия была той полнотой, которая рождала все остальные формы христианской жизни, была источником и полнотой всех таинств. Таинство брака, как и все остальные таинства, было укоренено в евхаристии, но можно сказать, что оно принадлежало евхаристии в большей степени, тем более что сама евхаристия нередко символизировалась брачным пиром жениха - Христа. Церковь с самых первых дней своего существования признавала лишь тот брак, который заключался между двумя членами Тела Христова; лишь он мог быть преобразован в реальность Небесного Царства. Только в плоти и крови Христовой двое христиан могут стать единой плотью на христианском пути - через Евхаристию, делаясь причастниками Тела Христова. Вот почему древние христиане заключали браки только во время Божественной Литургии, когда жених и невеста причащались Божественных Тайн. 

Брак необходим только для деторождения? 

Учение о браке в Новом Завете отличается от ветхозаветного именно тем, что основной смысл брака видится в любви и вечном единстве супругов. Нигде в новозаветных текстах не говорится о деторождении как о цели или как об оправдании брака. Особенно ясно это из  слов Христа:  "В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии" (Мф. 22: 23-32). 

Православный брак это договор или что-то другое? 

Брак не есть договор, он есть таинство, дар любви, неразрушимый, Божественный. Этот дар нужно хранить и возгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и не юридический акт. Это есть  событие духовной жизни. Поэтому древним христианам совершенно было чуждо понимание таинства брака как некоего момента заключения договора. Они воспринимали таинство именно как принятие благодати Божией.  Когда Церковь просит у Бога особенный дар любви, соединяющий двух людей в Царствии Божием навечно, а не только здесь на земле, этим определяется очень важная христианская норма: христианский брак может быть только моногамией по самому смыслу, по своей сущности.