Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

В этом разделе мы постараемся не слишком сложно рассказать о тех службах, которые совершаются в храме. Среди богослужений можно выделить три основных вида: повседневные службы, таинства и требы. 

Таинства Церкви 

Общее определение

Таинства - это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для одного из семи Таинств Церкви. 

Литургия, Крещение и Миропомазание представляют собой способы постоянного ежедневного возобновления и проявления Пятидесятницы: схождения Святого Духа, созидающего Церковь. Эти способы получили наименование Таинств. Кроме этих трех Таинств существуют также: Таинство исповеди, Священства, Брака и Елеосвящения. Семь Таинств – семь последовательно-динамичных ступеней благодатного включения нашего индивидуального маленького, но бесценного бытия в жизнь единого Тела Церкви. Для того чтобы понять и познать жизнь Церкви необходимо непосредственное и всецелое участие человека в церковной жизни. Такое участие в просторечии называется «воцерковлением».

Священное Писание свидетельствует: Бог может непосредственно общаться с человеческой душой. Он способен говорить из горящего куста, как это было с вождем Моисеем или присутствовать в веянии тихого ветра, как это случилось с пророком Илией. Тем более Господь может вступить в словесно-природное общении с человеком через те молитвословия, действия и вещества, которые Он Сам для этой цели назначил и благословил.

 Воскресение Христово изменило не только человека, но и мир. Весь видимый космос стал способен наполниться энергией Божественного Света в полноте. В Царстве Божьем после Второго Пришествия Христова, так и произойдет. Но сегодня на земле такой порядок может быть устроен лишь частично, поступательно. Совершенно особым образом Господь этот благодатный чин восхождения, даровал нам в Таинствах Церкви. Жизнь Церкви в ее Таинствах. И наоборот, Таинства – это и есть жизнь Церкви. Где Церковь, там и Таинства. Где Таинства, там Христос. Они приобщают нас к Нему: личностно и энергийно-благодатно. Природа Божества останется недоступна для человека вечно. Это не приговор. Это способ, модус существования человека в единстве с Богом.

 В Таинствах Церкви каждый раз совершается удивительное событие. Над частицей хлеба, над чашей вина, над мерой оливкового масла, над водами крещения творится нечто такое, что уже сейчас в наших земных пределах приобщает эти вещества (то есть начатки этого мира) к тайне и чуду Воплощения Бога, Иисуса Христа. Дух Святой сходит на этих первенцев преображенного мира и вместе с Ним к нам приходит вечность и будущее стучится в двери нашего земного сердца!

 Но мы освящаем эти вещества не для того, чтобы они сами по себе, без человека, были священными. Нет, весь мир будет преображен и приобщен к Богу только потому, что в этом мире предназначено жить человеку в великой любви с Господом.

 Катехизическое определение Таинств Церкви

Святое Таинство есть видимое священнодействие, посредством которого невидимая спасительная сила, которая называется Божьей благодатью, приносит чудотворные дары принимающим их.

 Согласно апостольской и святоотеческой традиции Церковь являет, живет и воплощает себя в событии Пятидесятницы, возобновляющемся каждый раз в совершенстве во время каждой Литургии. Вся жизнь православного человека есть подготовка к принятию даров Святого Духа, их личностно-природное воплощение. Церковь видит в неповторимости каждой человеческой личности, приобщившейся к ней через Таинства, возможность исцеления, преображения и проявления истинной жизни в благодати Духа Божьего и по образу Христа, освободившего и восстановившего жизнь в полноте Божественного образа Бытия: в Единстве и Любви.

 Недоуменные вопросы

 Человек мог бы в молитве просить помощи, и Бог мог бы ее дать. При чем тут купание в воде, просфора с вином, медные короны? Неужели без этого нельзя? Неужели Богу, действительно, нужны все эти внешние действия и вещества?

 Богу «нужен» человек. Таинства нужны человеку для перерождения, освящения и спасения.Зачем нужно было человеческую душу облекать в тело и вообще создавать материальный мир? Разве Бог не мог бы создать только душу и сделать ее непосредственно участвующей в Божественной жизни? Единство с Богом - это цель жизни человека и его спасение. Оно не есть единство только души, а всего человека. Тело и дух в человеке - не какие-то два противоположные начала. Они составляют нечто целое, единую человеческую личность. Внешняя форма для передачи Божественной благодати необходима человеку по его двухсоставной духовно-телесной природе. Таинства дают всему человеку Божественную Благодать. Духом Святым через таинства наполняется не только душа человека, как нечто отдельное, или тело его, как нечто отдельное, а весь человек в целом.

 Почему эта "телесность" Таинств не дана Богом как нечто определенное и неизменное? Откуда люди сами узнали, что именно такие-то действия надо совершать так-то и слова надо произносить именно эти, а не другие?

 В Церкви глава Христос, и она вместилище Духа Святого. Поэтому действие в ней силы Божией продолжается. Форма Таинств создана Церковью.

Церковь - не пустая форма, совершенно безразличная сама по себе, в которой как в сосуде содержится сила Духа Святого. Церковь - живое Тело Христово, возглавляемое Им и напоенное Духом Святым, значит, и люди, как члены этого Тела, являются действующими в ней. Отсюда некоторое определенное соотношение между Божественным началом и естественным земным процессом. Отсюда понятна и разная форма таинств в разные века. Церковь живет - и потому изменяется. Но это не есть изменение тех или иных человеческих измышлений - это живое изменение зерна, положенного в землю и постепенно выросшего в совершенное растение.