Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

разговор о Боге

Отец Николай, Марья Тимофеевна и Алеша возвращались домой с корзинками грибов. Дорога была привычной и легкой. Совсем скоро должны были показаться серебряные купола городского собора Святой Троицы, но небо неожиданно нахмурилось, и летний дождь накрыл наших грибников. Пришлось им спрятаться под широким ветвями дуба. Эти крепкие деревья попадались тут не часто, но по прихоти природы, порой неведомо как вырастали среди сосен и тополей, иногда прямо при дороге, вот как сейчас.

- Похоже, этот дождик надолго, - сказал отец Николай. – Но знаете, под его тихий шелест хорошо бы нам начать разговор о Боге.

- Что ж, давайте начинайте, - согласилась Марья Тимофеевна и прислонилась к дубу. Алеша тоже согласно кивнул головой.

- Я с детских лет думал, какой Бог? Зачем Он нужен? – решился отец Николай. – Иногда мне представлялось, что Он очень старый с огромной зеленоватой бородой, сидит на звездном облаке и смотрит, как мы тут живем, что делаем? Улыбается, сердится, печалится, такой большой и мудрый Дедушка, который все понимает, всех любит и прощает… Слава Богу, все оказалось совсем иначе. Во-первых, Бог не старый, а вечно молодой; во-вторых, он не сидит на облаке

- А летает? – подхватил Алеша.

- Летает – слабо сказано, Он находится в абсолютном движении, поэтому Бог пребывает везде и сразу. Бог, сидящий на облаке, это такое же недоразумение как замороженный огонь, как застывший солнечный луч. Бог был всегда, Он есть и будет, даже слово «был» это неточность языка: Бог «был» до всякого был, потому, что Он создал время и саму возможность «быть».

 – А что же тогда такое вечность? - сказала Марья Тимофеевна.

- Вечность Бога не знает времени, – продолжил отец Николай, - в ней нет ни прошлого, ни будущего, всегда одно настоящее, которое обнимает, включает в себя всю историю вселенной и каждого человека до конца времен, до конца существования нашего видимого мира. Вообразить, представить вечность Вездесущего Бога человеку невозможно. Такого опыта у человека быть не может. Из таких свойств Божиих как Вечность и Вездесущность мы может заключить, что Бог еще и Всеведущ. Но это мы в своем уме, теоретически, разделяем свойства Бога, в Нем Самом они едины, как едино солнце. Бог все знает, ибо будущее для него открыто, как книга. Но тут есть один интересный момент: а не скучно ли все и всегда знать? Вот тебе, Алеша, было бы скучно, если бы ты знал о мире и каждом человеке абсолютно все? Не только его чувства и тайные мысли, но и в каком, например, пиджаке его похоронят через 36 лет?

- Хм, не знаю, - ответил Алеша. – Наверное сначала было бы здорово, а потом надоело.

- Любому бы человеку надоело, - согласился отец Николай. – Но Бог - не человек. И Он не потому все знает, что везде поспевает и за всем наблюдает из Своей вечности. Господь не сторож для человека! А потому, что Бог есть Сама Любовь. Именно Любовь есть то, что делает Бога Всеведущим, Всесильным, Всезрячим. Любящему существу никогда не бывает скучно. А теперь вернёмся к началу нашего разговора о Боге в образе Доброго Дедушки. Наши слова слабо и темно отражают Божью Жизнь, поэтому, когда люди пишут или говорят о Боге они используют человекоподобные выражения: Бог слышит, Бог видит, Бог милует, Бог наказывает. Вот, например, мы читаем в Библии, что рука Господня сотворила мир, это значит, что Бог создал наш мир Своей силой; читаем, что очи Господни взирают на праведных, это значит, что Бог обладает Всеведением; слышим, что Господь разгневался на людей, это значит, что благодать Божия отнимается. А теперь давайте ближе к делу, вот этот дуб – Бог?

От неожиданного вопроса Алеша засмеялся.

- А дождь, от которого мы спрятались - Бог? А радуга после дождя – Бог? А вся земля наша - это Господь Вседержитель? А солнце — это Бог? Нет? А может быть, вся наша огромная вселенная с миллиардами звезд и планет, с бесконечными просторами и черными дырами - это тело Божье? Тоже – нет! Вселенная изменяется, течет, а Бог живет вне времени и изменений.

Но тогда, может быть, есть какой-то другой параллельный мир, например, ангельский, который в совокупности и является Богом? И тут вопрос: этот другой мир, хоть немного имеет материальности, заданности пространственной протяженности и временной длительности? Должен иметь, чтобы существовать, чтобы быть реальным, а не призрачным. Но тогда – он тоже подвержен, пусть малым и к лучшему, но переменам, а раз так, то этом мир Богом по определению быть не может. Сами подумайте – вечное и неизменное существо и вдруг стало - невечным, и изменяющимся, как так? Это невозможно! Бог все создал, все возможные миры, но Сам не является частью ни этих миров, ни нашей вселенной. И Солнце – это не око Божье, и звезды – не Его сияющие украшения, и черные дыры – не таинственные порталы в Его Разум.

Это, дорогие мои, самые обыкновенное язычество, обожествление природы и ее сил. Забираясь все выше и выше мы, в конце приходим, что Бог есть, но Кто Он, как Бог живет и сообщается в Самом Себе мы не знаем; нам, людям, это не открыто. Поэтому-то православные богословы с самых ранних веков и говорят, что Бог Сам в Себе непостижим, непознаваем, что Он открывается людям в Своих действиях, делах, одним из которых и стало создание нашего мира.

Вот, Марья Тимофеевна, Ваш огород зависит от солнца. Это очевидно. И все мы зависим от солнца. Мы вообще существа, зависимые от очень многих причин. А Бог совершенно ни от кого и ни от чего не зависит. И от Самого Себя в том числе. Он абсолютно свободное и самобытное Существо! Только Бог имеет жизнь в Самом Себе, без Начала и Конца. Этот мир Он создал не для того, чтобы смотреться в него, как в зеркало и делать нарциссические бесконечное селфи для удовольствия; и не потому, что якобы Богу чего-то не хватало для величия, для понимания Самого Себя, вовсе нет.

Единственная причина создания нашего мира и людей – это Любовь Божия, как бы ее избыток, который перелился через край божественной жизни и даровал нашему миру жизнь. Но это не как в сказке, когда горшочек варил, варил кашу без остановки и наполнил кашей все улицы и закоулки, то есть создал такой новый мир из избытков своего варева. Нет!

Бог Сам захотел сотворить наш мир из Любви и сотворил его! Ты, Алеша, может быть, спросишь: а как же тогда Неизменяемость Божья, если в Боге вдруг появилось новое желание – создать нечто отличное от Себя и материальное? Это тоже один из таинственных и великих вопросов. Отцы и Учителя Церкви на него отвечают так: Бог от вечности имел в Себе мысль о сотворении мира, поэтому творение материальной вселенной не случайное событие в жизни Творца, не результат какой-то драмы или катастрофы в божественной жизни, то есть творение нашего мира не обусловлено каким-то внешним толчком или внутренней необходимостью, закономерностью, причинностью. Оно вызвано только свободным желанием Бога от вечности создать это мир! И лично тебя, Алеша, тоже Бог создал по Своей свободной Любви.

Творение мира — это воплощение, осуществление во времени вечной мысли Бога!  И нет нужды так представлять, что вот, дескать, Господь, думал, думал и однажды - Бах! – и решил создать нашу вселенную. Было, я использую слово «было» из-за скудости человеческого языка, было иначе: Бог решил и стало так – наш мир начал развертываться во временном потоке со всей бесконечностью и разнообразностью жизни. Бог сотворил этот мир, как вдохновенный Поэт, о чем и говорится прямо в православном символе вере, если читать его на греческом: «вначале сотворил Творец-Поэт небо и землю». У нашего мира один Бог-Творец. Два Бога быть не может. Почему? У жизни не может быть два начала, ибо как это возможно, чтобы, например, одно солнце имело два источника для своего рождения?

Только одно разумное Начало могло даровать жизнь всей вселенной. Но тут возникает очень большая сложность. Эту сложность Церковь постигала в течение нескольких веков на вселенских соборах. Дело в том, что Христос открыл людям величайшую Тайну жизни Бога в Себе Самом, Тайну жизни Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Другими словами, он открыл, что Бог имеет Три Лица, Три божественных Личности, но при этом единство жизни Святой Троицы нерушимо. Божественные свойства: Жизнь, Всемогущество, Самобытность, Вечность, Всеведение принадлежит всем Трем Лицам, без каких-либо исключений.

Каждое из Лиц – это Бог! И все вместе они – тоже один Бог. Нашему разуму такой порядок кажется противоречивым, невозможным, дерзким, но реальность божественной жизни именно такова: Бог обладает единой божественной природной в Трех божественных Лицах. Он един по Своей природе, но различается в Лицах. Еще раз напомню Вам – эту Истину людям доверил Сам Господь Иисус Христос во время своей жизни на земле.

- А почему раньше Бог этого людям не открыл? – спросила Марья Тимофеевна. - Если эта истина так важна для людей?

Причина этого в самих людях, - продолжил отец Николай. – Православное учение о Боге превышает возможности человеческого ума постигнуть жизнь Бога. Как это так - три и вдруг равно одному? Непорядок, математика нарушена! Такого быть не может никогда! И верно, на земле не может, а у Бога – это истина! Сами люди такую загадку о Богу выдумывать бы не стали. Они вообразили бы, да и воображали, жизнь Бога намного проще: Богов много, а всяких полубогов – еще больше. Так и возникло, кстати, древнее язычество, из желания людей упростить таинственную и непостижимую жизнь Бога, сделать ее доступной для понимания любого человека. Многие и сегодня считают, что вера христиан в   Святую Троицу – нелепость и глупость.

В свое время было много образованных людей, которые хотели приблизить Тайну Святой Троицы к простому и ясному пониманию, такие как Арий, Павел Самосатский, Манес, Савелий и многие-многие другие, каждый из них по-своему искажал православное учение о Святой Троице. Церковь отвергла эти искажения на вселенских соборах. Нам сейчас с вами нет нужды подробно разбирать эти заблуждения.

- Ну, хотя бы одно батюшка, скажите – попросил Алеша.

- Хорошо, например, еретик Савелий считал, что Бог есть Одно Лицо: как Отец, Он – на небе, как Сын – на земле и как Дух Святой – в творениях, то есть Бог в истории разыгрывал перед людьми три роли, вот как в театре, сначала он предстал перед ними как Отец- Создатель, потом как Бог-Спаситель, а после как Бог-Хранитель. А, скажем, Павел Самосатский ложно учил, что Отец, Сын и Святой Дух — это просто три разных божественных свойства, три имени: Отец-Сила, Сын-Ум, Дух-Чувства, а Личность и природа в Боге всего одна.

Эти люди, их еще Церковь назвала еретиками, все по-разному учили о Святой Троице, нарушая истину о единстве Трех Лиц, но самое главное – они своими учениями лишали Иисуса Христа божественной славы, полноты Божества, тем самым отделяя Бога от людей навсегда; ведь, если Христос не Бог, то он не Сам Себя воскресил, не Сам пришел к людям для спасения, не Сам основал Церковь на земле. И, разумеется, в Таинстве Причастия на Литургии мы соединяемся не с Богом, а только с Его силой-благодатью. Мы снова оказываемся разлучены с Богом и уже навечно!

- А для чего Бог открыл Тайну о Троице? – спросил Алеша.

- Это самый важный вопрос на свете!