Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

Батюшка  в лесу

 (Продолжение беседы о Таинстве Причастия) 

Отец Николай потуже затянул ремень на подряснике и продолжил трудный разговор:

- Но эта возможность и чудо стали возможны не благодаря нам и нашим делам, а только благодаря Христу! Господь принимает наш дар – хлеб и вино –  и претворяет его в Тело и Кровь Своего Сына! Но эта Кровь и это Тело, эта Божия Пища нам даны не для утоления голода и жажды,   не для выживания в этом мире, нет! Святое Причастие – это новое творение Божие, благодаря которому мы входим в жизненное общение с Богом и Отцом! Поэтому можно сказать, что Церковь – это Божественный Пир или Божественная Трапеза. Давай немного вспомним, что такое пища и питие? Что они такое?

- Ну, Вы же говорили, условие нашей жизни!

- То есть основание человеческой жизни такое, если мы не будем есть, то умрем! Первые люди Адам и Ева отделили это первое условие (еду и питие) от Бога! Они, как ты помнишь, вкусили от запретного плода, чтобы жить без Господа, надеясь только на свои силы и возможности в этом мире. В церкви же на Литургии все как раз наоборот. Для нас вкушение Плоти и Крови – это не только способ продлить свою жизнь, но совершить и исполнить ее, как дар Богу и общение с Ним. И это изменение нашего образа жизни происходит не потому, что мы начинаем соблюдать Заповеди, делать добрые дела и молиться, хотя и это все необходимо, как одно из условий собирания благодати в душе, но благодаря вкушению Плоти и Крови Христовой!  В Плоти и Крови Христовой мы дарим Богу свою жизнь, а он в ответ на наш дар дает нам Свою! Поэтому в Плоти и Крови Христовой мы дарим Богу свою жизнь, а Он в ответ на наш дар дает нам Свою! Поэтому в Плоти и Крови Господа мы имеем одну общую жизнь с нашими братьями и Богом! Мы составляем одно Тело Христово, то есть – Церковь! Мы все собираемся в храме, вокруг наших земных даров, которые мы предлагаем Богу на Престоле. Мы  молимся Отцу, чтобы Он послал на нас и на предложенные Ему наши земные дары – хлеб и вино -  Духа Святого! И Бог слышит нас и посылает Дух Святой на хлеб и вино и претворяет их в Тело и Кровь Христову, а нас в Церковь! Итак, хлеб и вино вновь становятся на Литургии святым Причастием…

- Подождите, батюшка, - попросил Алеша – все, что Вы говорите, сложно для меня. Я многого не понял!

- Жалко! А что, например?

- Ну, вот непонятно, почему мы приносим Богу самих себя и весь мир в хлебе и вине, молимся, а они вдруг становятся Телом и Кровью Христовой?

- Тут наоборот все! Ведь не мы сотворили хлеб и вино? Не мы! Не мы сотворили этот мир? Не мы! Не мы создали самих себя? Не мы! Не мы установили Церковь и Таинство Святого Причастия? Опять не мы!

- Да, не мы! – подтвердил Алеша,-  но что из этого?

- А то, что мы узнаем в плоти и Крови Христовой нашу жизнь и весь мир! Мы опять, верим и знаем, что эта пища – хлеб и вино на престоле - не принадлежит нашему падшему миру, бунтующему против Бога, а относится к миру иному - чистому и святому, восстановленному Христом, который в полной мере явится в грядущих судьбах в час Второго Пришествия Иисуса Христа!

- Батюшка, я что-то все равно не понимаю! – воскликнул Алеша.

- Что же делать? – растерялся отец Николай. - Ты уж, дружок, как-нибудь пойми! Эх, может быть, я зря говорю тебе об этом, прости, но может быть тебе еще рано об этом говорить?

- Нет, батюшка, не рано! Я удивляюсь всему, что Выговорите. Мне это надо! А то я раньше думал, что вера в Бога, а тем более в Церковь – это только для бабушек!

- А теперь?

- А теперь я думаю, чтобы узнать всю веру, надо быть очень умным человеком!

Батюшка и мальчик замолчали и долго шли не разговаривая друг с другом. Наконец, отец Николай не выдержал и сказал:

- Хорошо! Давай попробуем так! Бог сотворил этот мир?

- Сотворил.

- Сотворил его для человека как дар?

- Да.

- Человек призван был преобразить этот мир в чудный райский сад, то есть вернуть в свою очередь в дар Богу этот обновленный им мир?

- Да, был призван!

- А Господь приобщил бы тогда этот обновленный мир и человека к Полноте и славе Своей Жизни, то есть произошло бы таинственное соединение Бога и всего сотворенного мира во главе с человеком. И еще скажу иначе: мир во главе с человеком получил бы по благодати все то, что Бог имеет по своей природе. Так приобщил бы?

- Приобщил.

- Но если так, то, наверное, можно тогда сказать, что между этим новым цветущим миром, который человек дарит Богу, и Господом разрушены все преграды, все средостения, и во взаимной любви они как бы составляют одно!

- Наверное, можно…

- Да, можно! Только, конечно, следует помнить, что и в этом последнем единении Бог и мир не смешаются друг с другом. Теперь дальше с тобой будем думать. Итак, получается, что Господь создал мир, способный к совершенствованию, и ждал от человека, что он в свободном подвиге любви преобразит этот мир и обратно подарит Ему. И тогда Господь в свою очередь, тоже в свободной любви отдаст Себя человеку, который как царь положил мир у ног Божиих! Но этого не произошло! Человек отпал от Бога и выбрал мир, и мир тогда последовал в темную бездну за человеком, как, скажем, верная собака прыгает за своим хозяином, если тот упадет в море. Так?

- Так!

- А теперь попробуй понять! Представь себе, ты, например, говоришь мне: «Батюшка, я дарю Вам вон ту березу!»

- Но ведь береза-то не моя?! – сказал Алеша. - Как же я могу подарить ее Вам?

- Вот именно! А разве хлеб и вино наши? Разве наш мир и даже наша жизнь – это наша жизнь? Разве все это мы не получили как дар?

- Получили!

Это-то, дорогой мой, и важно для Господа! Он хочет, как только может хотеть Бог, чтобы мы осознали и приняли этот мир как дар, и от всего сердца возблагодарили Его за этот дар в свободной любви! И вот тогда в ответ на нашу любовь Бог дарует человеку еще больший Дар несказанный, удивительный, страшный, великий – дарует Свою Кровь и Плоть, ВСЕГО СЕБЯ!

- И мне может отдать? – спросил Алеша.

- И тебе, - ответил отец Николай. – Но какими же должны стать мы, чтобы быть готовыми к этому Дару и достойно принять его? Как же нам нужно очистить свое сердце, чтобы крепко принять сыновне приобщение к Отцу и Другу! Вот почему хлеб и вино становятся Плотью Христовой! Ты мне даришь копейку, а я тебе за это даю свою жизнь! Готов ли ты принять мою жизнь? Я готов! Я жертвую свою жизнь тебе, я - жертва, то есть именно поэтому Христос жертва, что Он отдает себя за нас и нам. Понятное дело, на Литургии мы не приносим Христа опять в жертву Отцу за наши грехи. Мы «вспоминаем» все, что Он совершил и благодарим Отца за эту Жертву и Любовь!

- Кто был Иисус Христос?

- Бог и человек.

- Да, Он был одним из нас и поэтому Он не отделим от людей. Он жил, страдал и умер за каждого из нас: за меня,  за тебя…

- И за маму мою, и за брата?

- Ну конечно! Он встал и закрыл собой каждого перед Отцом и поэтому, принося Богу хлеб и вино – самих себя и весь мир, мы приносим Ему Жертву Христову, приносим Христа, Который есть наша Жизнь и Любовь. И это без преувеличения. Если бы не было Христа, то жизнь на земле давным-давно бы уже погасла. Именно поэтому каждый раз, когда мы совершаем Литургию, по заповеди Господней, мы приносим свою жизнь и мир Богу, зная, что это приношение возможно только потому, что это все уже совершено, принесено Христом. Теперь понятно, почему хлеб и вино претворяются по нашей молитве и схождением Духа Святого в Тело и Кровь Христа?

- Почти что понятно.

- Один батюшка говорил еще и так: «Когда мы приносим Богу хлеб и вино, мы предузнаем жертву Любви Христовой и самого Христа». Мы благодарим за это Отца, почему Литургия еще называется Евхаристией, что значит благодарение. Мы, Алеша, можем служить Литургию только потому, что Жертва Христова уже принесена за весь мир. Когда мы берем в руки хлеб и вино, мы уже знаем, что пища эта, освящена Воплощением Сына Божия. Мы уже ведаем, что освящение человека  и мира в том и состоит, что этот мир вновь может стать Даром Богу. Удивительно, но  приношение этого Дара Богу стало возможным уже сейчас! Нам не нужно ждать никаких  вечных будущих времен. Во Христе наша земная пища (и жизнь) становится причастной к  Божественной Жизни. Поэтому Причастие и называется Таинством Святого Причащения! Когда мы принимаем Плоть и Кровь Господа, то мы принимаем это освящение и всю полноту Прощения и Усыновления Богу! Мы становимся детьми Божьими!

- Батюшка! – воскликнул Алеша. - А можно я завтра причащусь?! Я тоже хочу стать сыном Божиим!

- Обязательно! Только не завтра, потому что в нашем храме литургия служится не каждый день.

- А когда же она будет?

- В пятницу. Так что у нас с тобой еще будет время поговорить о том, как лучше подготовиться к Святому Причастию. А сегодня мы больше ни о чем серьезном говорить не будем. Мы и так, я чувствую, «зело» переговорили.

          Домой в родной городок  отец Николай и Алеша вернулись в четвертом часу. Картошка конечно уже остыла, но Марья Тимофеевна встретила батюшку и сына с радостью. Накормила на славу. Алеше принес собой в бутылке родниковой воды.

- Какая сладкая! – удивилась Марья Тимофеевна, когда отпила из чашки, Надо будет на машине съездить с канистрой и набрать побольше для кваса.

- А купаться будешь? – спросил Алеша.

- Купаться?  - удивленно ответила мама. – Ну, если твой батюшка благословит, то может быть и буду.

- Обязательно благословлю, - ответил отец Николай, - а сейчас мне пора домой.

- А когда мы поговорим о причащении? – спросил Алеша.

- Куда тебе сейчас говорить! – сказала мама,- Ты,  вон смотри, чуть ли не на ходу спишь! Иди-ка, давай отдыхай, а завтра пусть батюшка приходит к нам вечером и поговорит с тобой, а заодно и я послушаю!

- Договорились, -  согласился отец Николай.

- Только Вы, батюшка, не забудьте, - зевая, попросил Алеша.

- Я о тебе никогда не забуду! – сказал отец Николай вслух. А про себя добавил: «Мой милый, смышленый мальчик! Сколько же вас таких  по всей необъятной России? И где найти силы, чтобы всех вас собрать под тихое материнское крыло Церкви? Бог весть!»