Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

byzantine_icons_of_sinai_allart_biz_0042-1

Земная жизнь великомученика и целителя Пантелеимона началась в конце третьего века, незадолго до завершения эпохи христианского мученичества. Он родился в  Малой Азии (сегодняшняя Турция) в городе Никомедии в семье знатного горожанина язычника Евсторгия. Родители назвали его Пантолеоном, что в переводе с греческого означает "Во всем лев". Его мать Еввула была христианкой. Она рано умерла и не успела воспитать сына в христианской вере. Отец определил мальчика Пантолеона в  языческую школу. Окончив  школьный курс, юноша  начал постигать врачебное искусство у знаменитого в Никомедии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану. Император приблизил юношу  к своему двору.

В то же время в Никомедии тайно проживал  пресвитер Ермолай.  Святой Ермолай неоднократно видел  Пантолеона,  ходившего мимо его дома. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере.  Сердце Пантолеона откликнулось на Благую Весть, но сомнения не оставляли его ум, привыкший к точным наукам. Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного змеей. Она не уползла и грелась рядом на солнце. Пантолеон преклонил колени и начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ехидны. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а змея распалась на куски на глазах у Пантолеона. После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон, что переводится, как «Всемилостивый». Он посвятил свою жизнь страждущим, больным, безработным и нищим. 

panteleimon_s_kleymami_22

В скором времени слава о милостивом враче распространилась по всему городу. Зависть охватила сердца других лекарей. По их наговорам  святой  Пантелеимон был заключен императором в темницу.  Мужественный юноша отстаивал христианскую веру и предложил императору устроить врачебное состязание: принести любого безнадежного больного и предоставить его сначала придворным лекарям, исповедовавшим язычество. Максимиан согласился. Тогда принесли парализованного человека. Тщетно над  больным лекари и жрецы призывали своих богов: кто Асклепия, кто Зевса, кто Диану. Помощи от них он не получил никакой. Тогда Пантелеймон, помолившись, взял за руку страдающего и произнес: "Во имя Господа Иисуса Христа встань и будь здоров". Больной тут же выздоровел, встал и восславил Христа.  Ожесточенный император казнил исцеленного, а святого Пантелеимона предал невыносимым мукам.

Господь явился святому и укрепил перед страданиями в образе учителя Ермолая. Почему Господь предстал  перед святым Пантелеймоном не в своем Воскресшем виде, как например, Он являлся  апостолам? Христос показал ему, что Он Сам учил его и направлял к Себе, через своего верного служителя Ермолая, что Он есть «Альфа и Омега» - единственный Учитель Истины, мудрости недоступной для мирского сознания. Тело святого Пантелеимона строгали железными когтями, ребра опаляли горящими свечами, бросали в раскаленное олово, колесовали и, в конце концов, обезглавили. Свою смерть он встретил радостно. "Умереть за Христа для меня приобретение!" - были последние слова великомученика. Память Святого празднуется 27 июля/9 августа.

В житии святого Пантелеймона есть много назидательных  эпизодов. Один из них касается его взаимоотношений с  земным отцом. Дом отца Евсторгия был полон идолов. Будучи уже крещеным святой Пантелеймон возмущался сердцем при виде этих рукотворных божков и многократно хотел их разбить, но всякий раз сдерживался, жалея отца. Не будем забывать, что для последнего идолы были не  только «богами», но важной частью  тысячелетней древнегреческой культуры, «духовным наследием» многих поколений отцов и дедов, религиозной опорой государственного строя. Поэтому просто взять и разбить фигурки языческих божков было бы в глазах отца   актом культурно-религиозного вандализма. Ничего кроме ответной  злобы и непонимания  не принесло бы такое  «усердие не по разуму». Святой Пантелеймон, как это ясно из жития, кротко любил своего одинокого престарелого отца. Бессмысленным разрушением идолов, вековых уничтожением семейных традиций надрывать сердце отца он не хотел. Трогательно описывает житийный писатель историю обращения ко Христу  знатного мужа Евсторгия. Святой Пантелеймон  настолько милосердствовал к отцу своему, что, не желая вступать в бесполезный спор об идолах, неоднократно «обманывал» его, иносказательно выражаясь о причине своих долгих отлучек из дома. Святой ждал благоприятного времени для призвания отца своего ко Христу. Далеко не сразу он начал говорить с ним об истинном Боге, издалека вел свою речь ко Крещению:

«Блаженный преисполнен был благодати Божьей, нося внутри сокровище святой веры. Он сильно заботился об отце своем, как бы вывести его из тьмы язычества и привести к свету познания Христа, и каждый день (смотрите «каждый день» он говорил с отцом, но как?  Не обличая, не укоряя, не обзывая отца «бесопочитателем, но ласково и спокойно), беседуя с ним, с мудростью, притчами и вопросами говорил ему:

 - Отец! Почему боги, сделанные стоящими, как сначала поставлены, так и до нынешнего дня стоят, никогда не садятся; сделанные же сидящими до нынешнего дня сидят и никогда не встают?

 - Не совсем ясен мне вопрос твой, отвечал отец, и сам не знал, что на это сказать.

 Святой же, постоянно предлагая и другие подобные вопросы отцу, заставил того сомневаться в своих богах и понемногу постичь ложь и заблуждение идолопоклонства; отец уж перестал так почитать идолов, как почитал их прежде, принося им каждодневно многочисленные жертвы и поклонение. Он начал презирать их и не поклонялся им. Видя это, святой Пантелеймон радовался, что хотя бы возбудил в отце сомнение относительно идолов, если не успел совершенно отвратить его от них. Не раз хотел святой Пантелеймон разбить идолов отца, которых много было в его доме, но удерживался, частью чтобы не прогневать отца, которого согласно заповедям Божиим должно почитать, отчасти ожидал, когда отец, познавши сам Истинного Бога, захочет своею рукою сокрушить их.

 В то время привели к святому Пантелеймону слепого, просившего об исцелении:

 - Умоляю тебя, пощади меня, ослепленного и лишенного  света: все врачи, какие только есть в этом городе, лечили меня, и я не только не получил от них никакой пользы, но и последних проблесков света, какие мог видеть, лишился вместе со всем моим имуществом; так как много потратил я, награждая их, и вместо исцеления получил только вред и потерю времени.

пантейлимон

 Святой возразил ему:

 - Если ты все имущество раздал тем врачам, от которых не получил пользы, то чем вознаградишь меня, если получишь исцеление и прозреешь?

 - Все последнее, немногое, воскликнул слепец, что у меня осталось, с готовностью отдам тебе.

 Святой произнес:

 - Дар прозрения, открывающий для тебя свет, даст тебе Творец света. Истинный Бог через меня, недостойного раба Своего, а ты обещанное не мне отдай, а раздай нищим.

 Услышав это Евсторгий сказал ему:

 - Сын мой! Не решайся касаться такой вещи, которой ты не можешь исправить, иначе ты будешь осмеян: можешь ли ты, юноша, сделать больше тех опытных врачей, которые лечили его и не смогли вылечить?

 - Никто, возразил святой, из врачей тех не знает такое средством применяемое в данном случае, какое знаю я, ибо огромное различие между ними и между Учителем моим. Который дал мне это средство.

 Отец его, думая, что он говорит об учителе Евфросине, заметил:

 - Как я слышал и учитель твой лечил этого слепца и ничего не мог сделать.

 - Подожди немного, отец мой! - ответил Пантелеимон, - и увидишь силу моего врачевания.

Сказав это юноша коснулся пальцами глаз слепого и произнес: "Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри".

Тотчас открылись очи слепого и он стал видеть. После этого чуда отец святого Пантелеймона вместе с прозревшим человеком сразу уверовали во Христа, были крещены святым пресвитером Ермолаем и преисполнились великой духовной радости о благодати и силе Христовой. Евсторгий сокрушил в своем доме всех идолов, в чем помог ему и его сын, раздробив идолов на части, они бросили их в глубокий ров и засыпали землей. Прожив после этого недолгое время, Евсторгий преставился ко Господу. 

Сын не остался в стороне. Он помог отцу разбить  в доме все языческие статуэтки и фигурки. Хороший пример: придя к Истине необходимо очистить не только сердце, но и пространство окружающее его. «Сокрушать идолов» следует не потому что начинаешь испытывать к ним ненависть, а для того, чтобы овеществлять свою жизнь согласно вере. Одно без другого не бывает. Именно отсюда вырастает христианская идея дома. Не может верующий человек жить не только «среди идолов», но и в грязи, в беспорядке, на исторической свалке.  Дом для христианина - это преддверие храма, «внутренняя клеть», место для   молитвы, труда и покоя. Зачем же было закапывать идолов? По тем временам разбитие языческих «святынь» приравнивалось к государственному преступлению. Поэтому во избежание ненужной огласки отец с сыном «бросили их в глубокий ров и засыпали землей». Кто-то скажет, что так они поступили по малодушию. Нет, по мудрости, ибо то, что открылось одним, для других может выглядеть как неуважение к традициям и даже как атеистический акт. Ибо во что верят эти люди, если «не верят в богов»? Другого исхода современники святого Пантелеймона не знали. Именно поэтому зачастую на государственном судилище христиан казнили за атеизм и волшебство.

Вот бы и нам поучиться у великомученика Пантелеймона, как следует своих ближних приводить к вере: кротко, спокойно,  всем своим христианским образом жизни, ежедневными «беседами и вопросами». А так ли это бывает у нас? Чуть только уверовали, «познали Христа», так тут же начинаем  «крушить» все, что вызывает несогласие с нашим пониманием веры. Поступая таким образом мы  наших родных   никогда не приблизим ко Христу, но только еще дальше оттолкнем от Него. «Сыны грома» (Мк. 3, 17) остаются в своем неофитском  порыве  бесплодными.