Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

samaryanka1

Общий смысл недели о самарянке

Однажды Иисус Христос пошел из Иудеи, южной части Израиля, в Галилею. Между Иудеей и Галилеей находилась Самария. Самаряне, как и иудеи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, но у них были свои обычаи, свои священники, и когда-то даже свой храм на горе Гаризим. Иудеи относились к самарянам с ненавистью, считая самарян народом нечистым и проклятым. Ни один истый иудей не вкушал  пищу, которой коснулся самарянин. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином; в иудейских судах свидетельства самарян не принимались. Принять самарянина в свой дом значило навлечь на себя проклятие Божие. Иначе смотрел на самарян, равно как и на всякого человека, не принадлежащего к иудейскому обществу, Спаситель Христос. Во всех Он видел таких же детей Отца Небесного, какими были и иудеи.

Когда Господь с учениками пришел в самарийский город Сихарь, то, устав с дороги, Он сел у колодца, расположенного на восточной горе Гаризим. Ученики отправились купить пищу. Одна самарянка пришла почерпнуть воды из колодца. Иисус сказал ей: "Дай Мне пить". Женщина удивилась и ответила: "Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? Иисус сказал ей в ответ: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".

"Живой водой" Господь назвал благодать Святого Духа, но самарянка, не понимая глубины ответа воскликнула: "Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая?" Иисус сказал ей в ответ: "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".

самртитянка3.jpeg

Самарянка не ведая о чем идет речь просит: "Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать". Когда же Господь просит самарянку позвать своего мужа и раскрывает перед ней ее жизнь. Убедившись, что перед ней не простой человек, самарянка спрашивает о том, что особенно волновало всех самарян: "Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме". 

Тогда "Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине".  Женщина простодушно отвечает Ему: "Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все". Иисус говорит ей: "Это Я, Который говорю с тобою..." Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и рассказала людям о Человеке, Которого встретила. "Не Он ли Христос? И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову" (Ин. 4 глава, стихи 4-43).

О Самарии и самарянке

О Самарии

Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним как к предетелям.

самария

         Вид современной Самарии

О самарянке

Самарянка, имя которой согласно преданию Фотина или Светлана, стала христианкой и впоследствии приняла мученическую кончину за Христа. Она проповедовала Евангелие карфагенским язычникам, а в Риме обратила ко Господу дочь императора Нерона Домнину и сотню ее рабынь. В 66 г. она была подвергнута жестоким мучениям за веру и сброшена в колодец, что весьма символично. Несомненно в час мученической кончины она пронзительно-живо вспомнила свой первый разговор со Христом Вместе с ней пострадали ее сыновья.

Воскресное назидание

Евангелие глубоко символичная книга. Что такое «Самария» на языке символов?  Место, где люди жаждут Истины, ищут ее и не обретают. Пространство для заблуждений, сомнений, тщетных надежд и духовного самообмана. Другими словами – это часть мира, где нет подлинного общения с Богом. Господь пришел в Самарию не случайно, Он явился провозвестить Истину. Беседа с самарянкой есть, по сути, беседа со всем языческим миром, с каждой душой, чающей Богообщения в духе правды. Поднимая разговор Христа с Фотиньей на Новозаветную высоту, нам открывается ее высокий спасительный смысл. В начале беседы вспоминается иудейское происхождение Христа, великость патриарха Иакова, речь даже заходит о мужьях самарянки, казалось, беседа должна неуклонно протекать в этих исторических бытовых границах, но нет, как только грешная жена задает вопрос о поклонении Богу, Спаситель резко меняет ее направление. Все забыто: и жажда, и голод, и черпак. В конце беседы мы с удивлением видим, что Господь так и не испил воды из древнего глубокого колодца. Это тоже символично. Языческая мудрость и религиозность не могут утолить жажды «истинных поклонников Отцу в духе» (Ин. 4.23). «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.  Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4: 21-24). Самарянка задала Христу вопрос о культе и религии, но Он коренным образом его изменяет, Он говорит, что с Его приходом на землю любой религии пришел конец, что Он явился не обновить иудейскую веру или создать новую религиозную форму взаимоотношений с Творцом неба и земли, а дать Жизнь с Богом  посредством Даров Святого Духа «с избытком».

древний колодец.jpeg

Древний колодец

Была ли религия в райском саду? Там она была не нужна, ибо всякая религия основывается на жертве, а не на любви. Бог создал мир и друга-человека. Бог отдавал Себя человеку, а человек учился любви к Богу. Первородный грех в том и состоял, что человек нарушил не религиозный запрет, а перестал жаждать Бога. Адам не восхотел свою жизнь осознавать «всем сердцем», как Таинство Любви, как высокое общение со своим Творцом и Другом. Грех был именно в том, что человек стал воспринимать Бога  в религиозных категориях. Он решил выделить Богу «место и время» в райском саду, например, построить красивую «скинию свиданий» возле Древа Жизни, где бы он сосредотачивал свои душевные силы для Богообщения. Но только там! Зато в остальное время человек мог бы жить по своему усмотрению, по своим желаниям. Свобода, свобода от всего и во всем, в том числе и от любви Божией! Человек предпочел Богу самого себя, он  замыслил, как бы религиозной оградой обезопасить себя от «беспокойной» Божественной Любви. В земных же пределах, в «борениях века сего» любая религия призвана обеспечивать человеку защиту от жизненных беспокойств, ежедневных "нощных" страхов, депрессий, неврозов, мучительных обстояний сердца, духовных трудов, исканий, тщетных надежд, всего того, что угрожает благополучию, здоровью и продолжению рода. В религии все ясно, в ней  точно определено место всякому земному качеству и феномену, никакого духовного личного подвига не требуется. Нужна только жертва в любой форме, хотя бы даже словесной.

Бог не пожелал «унизить» своего друга-человека, не захотел видеть его в состоянии жалкого раба, осуществляющего в страхе «перед высшим Божеством религиозные предписания». В «полноте времен» он послал Сына Своего Единородного  явить «свет миру» (Ин. 1.9),  «да  знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17.3). До пришествия Сына Божьего в земной истории было множество прозрений и верных духовных интуиций, закрепившихся в ту или иную религиозную систему, но с Его отрывшимся Бытием всем религиям наступил конец: «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 23-24). Пришел конец страхам, сомнениям, «теням и подобиям», духовным потемкам и человеческим религиозным потугам. Явилось время Правды и Истины, Света и Торжества Православия! Открылось время полноты сыновьей любви к Богу. Христианство называется религией только в энциклопедиях и учебниках по религиоведению. В подлинном смысле слова православие – это зов Отца жить Жизнью Сына посредством Даров Святого Духа, ибо религия возникает только там, где между Богом и человеком существует стена.  Христос Своим Воплощением разрушил все стены и даровал нам «жизнь с избыток». Своим Крестом и Воскресением он закрыл пропасть разделявшую Творца и творение. Человек вновь стал другом Господним: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15.14).

св Фотнинья.jpeg

 Святая мучница Фотинья Самарянская 

Итак, разве апостолы «религиозные люди»? Неужели преподобный Антоний Великий, святитель Василий Великий, святой архиепископ Иоанн Златоуст, преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский последователи новозаветной религии? Они суть «истинные поклонники Бога», возлюбленные Христа, великие «други» Бога Святой Троицы! Разве ныне в Царстве Небесном существует религия? Неужто мы дерзнем назвать божественную Литургию всего лишь благочестивым «религиозным обрядом»? Нет, мы величаем ее «Таинством Таинств, Чудом из Чудес», в которой нам даруется уже здесь на земле начатки жизни вечной. Церковь завет народ Божий разделить со Христом эту жизнь, пить  эту «воду, текущую в жизнь вечную» (Ин. 4. 14), ибо единственное, что ныне может стоять между Богом и человеком есть только личный грех.

предпологаемый колодец иакова

    Церковь на Святой земле, устроенная над колодцем Иакова