Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

жены мироносицы 5

 

Жены-мироносицы — это женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни, и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге. 

Общий смысл празднуемого события

Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?» Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5, 4).

жены мироносицы 3

Воскресное назидание

Жен-мироносиц  Господь не учил тайнам Царства Небесного, не открывал им сокровенный смысл притч, они всегда следовали за Христом издалека «служа Ему имением своим» (Лк. 8: 2–3), Сын Божий не даровал им «уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся» (Лк. 21.15), святые жены не присутствовали на Тайной Вечери, да они о ней ничего и не знали, Господь только единожды в Галилее (Лк. 24.6) обмолвился с ними о своем грядущем Воскресении, но они всегда были рядом со Христом, неизменно готовые откликнуться на первый зов Учителя!

камень 2

Пример камня для закрытия входа в древнюю гробницу

При Распятии Христа жены-мироносицы собрались не у Креста. Они стояли и «смотрели издали» (Мф. 27.55), не из-за боязливости, а не смея пребывать рядом с Богоматерью в Ее великих страданиях. В этом отдалении явно обозначилась высокая душевная чуткость всех святых спутниц Христовых. После Распятия они не разбежались, но, как сказано в Евангелии от Луки: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк. 23. 55). Жены-мироносицы видели, что тело Христово положили в вырубленной в скале гробнице, принадлежащей богатому и знатному члену Синедриона Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Спасителя, но им было совершенно не ведомы важные подробности погребения Сына Божьего, ибо «Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин.19:38-39).  Иосиф и Никодим «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин.19:38-40).  

Иосиф и Никодим

В перерасчете на современные единицы измерения 100 древнегреческих литров благовоний будут составлять примерно около тридцати  стандартных сегодняшних. Обычно при погребении у древних евреев употреблялось не более десяти. Таким образом, для умащения тела Господня было затрачено в десять раз больше бальзамических веществ, чем обычно. Уместно будет привести слова святителя Иоанна Златоуста: «Иосиф Аримафейский и Никодим, совершая погребение, думали об Иисусе как о простом человеке, ибо они принесли такие ароматы, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. Это показывает, что они не представляли о Христе ничего великого; тем не менее, однако же, в этом видна их великая любовь к Нему».

апостолы.jpeg

Учитель умер. Все надежды апостолов умерли вместе с Ним. Ученики Христовы, по церковному преданию, в память о последней чудесной трапезе с учителем, заперлись в Сионской горнице, в одном из домов Иерусалима, расположенном на возвышенности. Они горько оплакивали Сына Человеческого, справедливо страшась последующих репрессий от иудейской политической верхушки. Они бездействуют, ибо Делатель был бесславно казнен на их глазах. Зачем что-то делать в мире, если даже такой великий замысел, как у Иисуса Христа, рассыпался в прах, распался, как ветошь? Остается только переждать трагическую развязку событий, разойтись по домам и доживать каждому в отдельности свои дни бессмысленно и суетливо. Каждый теперь сам по себе, каждый теперь для другого только вечное отражение рухнувшего грандиозное предприятия по усовершенствованию мироположения.  «Идти рыбы ловити» (Ин. 21.3), а зачем? Совсем другое настроение мы видим среди жен-мироносиц. Горе не разобщило их, напротив, оно их объединило еще сильней и крепче. В их делах и словах под угрозой иудейских прещений, сквозит дух тайных сообщниц: «возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23.56). Любовь не может оставаться бездеятельной. Она всегда ищет выход, чтобы  проявить себя извне. Любви никогда не бывает много. Мироносицам, хочется, хотя бы еще раз, хотя бы мертвого, увидеть своего Учителя и послужить ему «имением своим».

Гробница Иосифа

Древняя иудейская гробница

Их не останавливает ни возможный гнев правящей еврейской элиты, ни римская стража, ни городская ночь, наполненная голосами множеством чужестранцев, прибывших на празднование Пасхи, ни камень «бе бо велий зело» (Мк 16.4). Евреи называли этот камень «голел». Он закрывал вход в главное помещение гробницы и использовался для защиты от зверей и святотатцев. Он был похож на огромный каменный жернов и его скатывали к гробничному устью  по специальной колее, не менее десяти сильных мужчин. Все преграды, всю земную энтропию греха превозмогает всепобеждающая любовь, и она никогда не остается без награды.

жены мироносицы ночь - копия

Последуем еще раз вместе с женами-мироносицами ко Гробу Сына Божьего:

«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;  но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим; То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам» (Лк. 24: 1-10).

Женам-мироносицам первым является Ангел Господень. Они первые удостаиваются явления Воскресшего Учителя. Им первым Он преподает Свое Божественное послевоскресное благословение. Они первые возвестили апостолам о Воскресении Учителя.  Любовь побеждает смерть. Она «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, а сорадуется истине;  все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7). Все эти великие свойства Любви в полной мере приложимы к подвигу жен-мироносиц. Церковь заполнила их бесстрашие и самоотверженность. Именно поэтому в  третью неделю по Пасхе, Церковь, собирая вокруг Чаши Христовой народ Божий, радостно вспоминает их героический светлый поступок в период самой темной ночи в истории человечества.

камень

Остатки входного камня в пределе Ангела в храме Гроба и Воскресения Господня