История обретения Державной иконы Божией Матери
Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».
Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид — все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе. Адрианова сразу признала виденную во сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом.
Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.
По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время. Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.
Праздничное назидание
В марте 1917 года произошло одно из ключевых событий русской истории – отречение от Престола царя Николая II. Архиепископ Феофан Полтавский, бывший духовник царской семьи писал об акте отречения: «царь не просто «подал в отставку», подчиняясь малодушному враждебному давлению своего окружения. Он понимал, что отречение от Престола было последним шагом на пути служения народу. Государь предпочел отойти и не быть дополнительной причиной тяжелых раздоров в уже и не без того растерзанной войной Империей».
Церковная история засвидетельствовала: Бог не принял отречение последнего царя от Престола. До сих пор фактом неприятием этого отречения является «Державный» образ Богородицы. Матерь Божия открыла его русскому народу Сама через благочестивую крестьянку Евдокию Андриянову года в день царского отречения 2 марта 1917 года в селе Коломенской под Москвой. Многие русские люди стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. И сегодня после столетнего явления «Державного» образа в Вознесенской церкви села Коломенского часть православного народа присваивает ему символическое значение: гибель монархии послана русскому народу для вразумления, сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на возрождение Отечества в духе имперских столетий.
Мы не решаемся заглядывать так далеко в историческую даль и так широко толковать символику «Державной» иконы, но очевидно, что царское отречение и явление иконы Божией Матери день в день в марте 1917 года взаимообусловлены. С уверенностью можно сказать, Богородица не сберегает символы царской власти и не предопределяет грядущий путь России только как самодержавного государства. Смысл явления иконы намного сердечней и конкретней. Он соотносится непосредственно с фактом отречения от Престола царя Николая II.
«Державный» образ Богородицы написан до Отечественной войны 1812 года. Как тогда определяли ее иконографический символизм русские люди? В начале 19 века русский царь хранил державу и скипетр, как зеницу ока. Прореволюционных вещаний о гибели русской империи не было слышно и в помине. В большинстве народа не было нервных апокалиптических настроений, хотя порой Наполеона и сравнивали с антихристом. Но как раз это сравнение указывало на то, что русский царь, как Евангельский лев «исполненный очей» сразится со «зверем из бездны» и одолеет его, не выпуская из рук державу и скипетр. Самое трезвое прочтение символизма иконы Божией Матери «Державная» для русского человека 18-19 века было утверждение помощи Пречистой в несении государем бремени царской власти. Богородица не хранила, как заветные святыни византийские императорские регалии, а своей благодатной властью Царицы Небесной одухотворяла царское служение и вдохновляла царя на ограждение внешних границ Церкви.
Иконописное изображение Божией Матери со скипетром и державой, связано не только с «Державным» образом. Существует ряд икон с похожей иконографией, например, «Азовская» икона, где Матерь Божия изображается на фоне двуглавого орла, держащего в лапах скипетр и державу, в окружении святых. Ее почитание связано с победным походом на Азов в 1686 году. Символизм ее очевиден. Слава русского оружия в его святынях и прежде всего в предстательстве за русское воинство Божией Матери с сонмом святых, в Земле Российской просиявших. Царская власть хранит святыни русского народа, а небесное воинство помогает царю сберегать русское государство. Есть еще и другие иконы подобные «Державному» образу – «Цесарская-Боровская», «Галатская», «Византийская», «Неувядаемый цвет», «Благодатное небо».
Чаще всего Матерь Божия на этих иконах в правой руке держит скипетр. А младенец Христос в левой руке – легко держит державу. Если следовать логике иконного символизма, то получается, что Христос оберегает всю видимую Вселенную, а Богородица при помощи скипетра владычествует над миром, в частности и над Россией, ибо с древнейших времен держава, увенчанная крестом, есть символ устойчивости и законности власти, ее способности действовать в любых исторических передрягах. Так же она олицетворяет земную область, над которой царская власть утверждена. В свою очередь скипетр символизируют исполнительную вертикаль власти, ее волевую созидательную природу.
Подобные императорские регалии, облачение в царские саккосы, золотой венец на главе Пресвятой Богородице, гирлянды «неувядаемых цветов» на фоне некоторых Богородичных икон, образ «Неопалимая купина», на котором Божья Матерь с младенцем Христом изображаются объятыми «огненными языками Святого Духа, не относятся к земному аспекту земного владычества Богородицы и ее Сына. Христос не зря сказал Пилату, государственному служащему, напрямую, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18.36). Все царские аксессуары в образах Богородицы языком иконописи являют Божественную славу, данную ей Богом. Именно поэтому христиане величают Пречистую Деву «Царицей Небесной», а не «Владычицей земной и морской».
Этим кратким анализом «Державного» образа мы не стремимся доказать, что самодержавного правления в России больше не предвидится. Смысл явления 2 марта 1917 года иконы Божией Матери не может быть туманно многозначителен. Чудесное явление, как раз являет, открывает, высветляет, а не затемняет смысл. Царь хранил Русь и веру православную, теперь после отречения царя от Престола, Матерь Божия не осудив его трудного решения, не отнимет свою благодать от пределов Земли Русской. Она не хранит царские регалии, а продолжает хранить Россию, справедливо называемой православными людьми «Домом Пресвятой Богородицы». Явлением своей иконы в день царского отречения Пречистая Дева показывает, что она близко к сердцу принимает судьбу нашего многострадального Отечества и мгновенно отзывается на происходящие в нем перемены. Однако одним этим значение для нас «Державного» образа не исчерпывается. Он относится к личному решению царя отречься от государственного служения своему народу. Село Коломенское изначально было вотчиной, «остатком Израиля», московских великих князей, затем царей.
Несомненно, что царю Николаю II возвестили о явлении «Державной» иконы, но он нигде, ни в своих дневниках, ни в беседах, не обмолвился, что, дескать, теперь я совершенно спокоен за Империю, сама Богородица взяла в священную «камеру хранения», в область горняя Света, мою державу и скипетр, и придет время, ей-ей, когда она передаст их в целости и сохранности одному из царственных потомков дома Романовых. Богородица явлением Своего образа в царственном виде отвела от русского царя подозрение в трусости и отступничестве. Она показала русскому народу, что царская власть есть власть от Бога и ее призваны хранить в духе Христовой любви, как царь, так и граждане Державы. Спасение Отечества есть дело народное. Русские люди узнали об этом новоявленном образе и приняли его всей душой, как знамение Божьей помощи в судьбоносный семнадцатый год. Копии иконы разошлись по всей стране, появилась служба «Державной» иконе Божией Матери и мудрый акафист, составленный с участием патриарха Тихона.
Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России о спасении Отечества. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы «Державная» был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенское.