Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

0_bbfe3_1393d7b_orig

Великий проповедник Церкви святитель Иоанн Златоуст произнес свою проповедь 25 декабря 386 года в Антиохии. Приводим текст полностью. Единственное уточнение: для удобства чтения мы немного сократили некоторые византизмы слога и упростили синтаксис русских переводчиков.

Проповедь святителя Иоанна Златоуста на Рождество 385 года

Сегодня мы празднуем день рождения Иисуса Христа, нашего Спасителя. Но как это ни странно, только немногие знают об этом дне. Да и мы узнали о нем только несколько лет назад от западных христиан.

То, что в древние времена желали увидеть патриархи и о чем томились, то, что было предвозвещено пророками и чего ждали праведники, осуществилось в тот день. Бог явился на землю во плоти и «обращался между людьми». Поэтому, возлюбленные, возрадуемся и возвеселимся. Разве Иоанн не взыграл во чреве матери своей Елизаветы, когда Мария навестила ее? Мы, однако, сегодня смотрим не на Марию, а на Самого новорожденного Спасителя. Поэтому мы должны намного больше радоваться и с изумлением смотреть на эту великую тайну, которая превосходит наше разумение. Как бы мы были удивлены, если бы увидели солнце, сошедшее с небес, которое, двигаясь по земле, щедро рассылало бы свои благодатные лучи всем живущим! Разве случившееся не наполнило бы видящих его изумлением? А ведь солнце всего лишь даритель видимого света. Теперь посмотрите и оцените, насколько важнее то, что Солнце Правды посылает свои благотворные лучи, которые проникают через нашу телесную природу и освещают наши души.

Долгое время я желал увидеть этот день и увидеть его среди большого собрания. Я всегда хотел, чтобы наши молитвенные собрания посещало множество людей, как это мы видим сейчас. Это желание воистину осуществилось. Не прошло и десяти лет с тех пор, как нас известили об этом дне, а этот праздник стал уже таким торжественным, благодаря вашей ревности по благочестию, которая напоминает нам ревность верующих древних времен. Поэтому у нас есть все основания называть этот праздник новым, равно как и старым. Новый он потому, что только недавно нам стало известно о нем. Старый и популярный он потому, что быстро стал одним из важнейших праздников древности. Так же, как и дерево, посаженное в саду, быстро растет, становится большим, и, смотришь, уже ветви его гнутся от плодов. Таков и этот праздник, который был известен людям на западе с давних времен, а нами празднуется всего лишь несколько лет. В такой же степени он приобрел значимость и уже приносит обильные плоды. Это мы видим по переполненной церкви, которая стала уже тесной для такой массы народа, собравшейся здесь. Ваша ревность будет отмечена Христом, Который сегодня родился во плоти. Несомненно, Он вознаградит ваши благочестивые побуждения. Любовь и интерес, проявленные вами в этот день, – лучшее доказательство вашей любви к Тому, Чье рождение мы отмечаем. Однако, если вы проявляете внимание и ко мне, вашему сослужителю, то, желая в какой-то степени вознаградить вас, я сделаю все, что могу, насколько Бог одарил меня Своей любовью, и буду говорить то, что послужит вам ко спасению.

St.-John-Chrysostom--e1449865242421

Итак, чтобы вы хотели, сегодня услышать от меня? Уверен, что вы хотели бы, чтобы я побольше говорил об этом празднике. Я очень хорошо знаю, что многие даже теперь все еще спорят о нем. Одни «за», другие «против» него. Со всех сторон слышны разговоры об этом празднике. Придирчивые указывают на то, что еще слишком рано решать: отмечать его или нет. Сторонники говорят, что это очень древний праздник: разве пророки не пророчествовали о рождении Господа, и разве этот день не был хорошо известен и не отмечался с древних времен от Тарса до Кадиса? Пусть Рождество Христово и будет темой моей проповеди. И если к этому празднику вы так расположены, хотя еще продолжаются споры об обоснованности его празднования, то вы еще больше украсите его своей ревностью, стоит вам только больше сообщить о нем. И когда ваше познание возрастет, для чего и предназначено это поучение, тогда у нас появится еще больше расположения к этому празднику.

Я хочу привести три веских аргумента, из которых станет ясно, что именно в этот день наш Господь Иисус Христос, Божественное Слово, родился, как всякий человек. Первый аргумент я вижу в том, что этот праздник за довольно короткое время приобрел широкую известность и очень многие одобрили его празднование. Гамалиил однажды сказал относительно благовествования: «…если это дело… от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян. 5:38–39). Я дерзаю придерживаться такой же точки зрения в отношении сегодняшнего празднования, потому что оно от Бога. Вместо того, чтобы быть преданным забвению, этот день с каждым годом становится все более значимым и торжественным. В течение нескольких лет проповедь Евангелия распространилась по всему обитаемому миру, хотя проповедниками были делатели палаток, рыбаки, совершенно простые и порой малообразованные люди, которые повсюду несли благовествование. Простота и незначительность служителей Евангелия не играли никакой роли. Именно внутренняя сила Слова Божия, которое они провозглашали с присущей этому Слову властью, овладевала людьми и преодолевала всякие препятствия.

Если, однако, кто-либо, желая спорить, не склонен согласиться с тем, что было сказано, то у меня есть другой довод. Что он из себя представляет? «В те дни, – повествует евангелист, – вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).

Из этого следует, что Господь родился во время первой переписи. Всякий, кто желает прочитать в древних манускриптах, хранящихся в Риме, об этой переписи, может точно узнать, когда она проводилась. Но вы скажете: «Какое это имеет отношение к нам, ведь мы не живем в Риме и не собираемся туда идти?». Однако послушайте внимательно и не будьте настолько неверующими. Об этом празднике нам известно от людей, проживавших в Риме и точно знавших об этом событии. Именно римляне, которые уже долгое время отмечают Рождество, в соответствии с давними преданиями, теперь сообщили о нем и нам.

12929_original

Евангелист не просто указывает на само событие, но прежде всего отмечает, в какой день родился наш Господь, и только затем открывает нам планы Божественного Промысла. То, что император Август издал указ именно в то время, не было результатом его личных побуждений или прихотей: такое намерение дал императору Сам Господь, сделав его послушным исполнителем Своих планов, чтобы он мог содействовать приходу Сына Божия во плоти человека. Но как эта перепись могла содействовать осуществлению Божественного плана? Не мало, дорогие слушатели, не мало, а очень много. В сущности, она была весьма необходима и очень важна. Галилея – это область Палестины, а Назарет – город в Галилее. Иудея также была одной из областей, а Вифлеем – город в Иудее. Однако, как известно, все пророки предсказывали, что Искупитель придет не из Назарета, а из Вифлеема, где Он родится. Ибо так написано: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Поэтому не зря иудеи, когда Ирод спросил их о месте, где должно родиться Спасителю, обратили его внимание на это пророчество. С этим событием согласуются и слова Христа, которые Он сказал Нафанаилу: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47). Ибо когда Филипп сказал Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса… из Назарета» (Спасителя), Нафанаил тут же ответил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:45–46). Спрашивается, почему Иисус похвалил Нафанаила? А потому, что Нафанаил не поддался внушению и не принял сразу же заверение Филиппа, будучи уверен, что ни в Назарете, ни вообще в Галилее не может родиться Спаситель, но в Иудее, как это и случилось. Филипп не знал этого, Нафанаилу же это было хорошо известно. Он был сведущ в Писаниях и знал, что Мессия придет не из Назарета, поэтому его ответ соответствовал древним пророчествам. В этом была причина, почему Господь сказал: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Есть и другое свидетельство. Иудеи сказали Никодиму: «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:52). Другой текст гласит: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?» (Ин. 7:42). Итак, всеобщим мнением было: Спаситель придет именно из Вифлеема, а не из Галилеи.

Часто случается, люди оставляют город, в котором они родились, и переезжают в другой, далекий от места своего рождения. Так сделали Иосиф и Мария. Хотя они были гражданами Вифлеема, они оставили этот город и переселились в Назарет. Но Христос родился в Вифлееме! Таков был план Божественного Провидения. Указ императора Августа, согласно которому каждый должен был записаться в своем городе, вынудил Иосифа и Марию прийти в Вифлеем. Именно на это событие и ссылается евангелист в своем описании, приведенном выше: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:4–7).

Итак, возлюбленные, вы увидели принципы и власть Божественного Промысла, Который осуществляет Свои намерения не только через верующих, но и через неверующих для того, чтобы те, кто пренебрегает благочестием, узнали силу и всемогущество Божие. Звезда привела волхвов с Востока, а императорский указ привел Марию в ее родной город, который был издавна указан пророками. Это путешествие также доказывает, что и Дева была из дома и рода Давидова. Ибо, если она по роду происходила из Вифлеема, тогда ясно, что она также была из дома Давидова. Евангелист уже сказал нам об этом в приведенном ранее тексте. Мы читаем: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова». Здесь говорится о происхождении Иосифа и ничего не сказано о предках Марии. Итак, чтобы вы не сомневались и не мучились вопросом, происходит ли она из дома Давидова, послушайте, что сказано об этом раньше: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк. 1:26–27). Следует полагать, что прилагаемая фраза «из дома Давидова» относится к Деве. Итак, здесь сказано и о происхождении Марии.

Теперь ясно, почему указ, или декрет, который привел Иосифа и Марию в Вифлеем, был издан именно в то время. Сразу же по прибытии в город родился Иисус. Теперь мы начинаем понимать, почему он вынужден был находиться в яслях: потому что люди в то время со всех сторон спешили в Вифлеем на перепись и, как результат, испытывали большие затруднения в поисках жилья. Именно там Иисусу поклонились мудрецы.

0_c7964_c5bbdae7_XXL

Однако я приведу еще одно доказательство, третье, более ясное и убедительное. Я попрошу особого внимания, так как я должен довести до вашего сведения данные подробных исследований и выдержки из древних законов с тем, чтобы моя проповедь во всех отношениях была понятна и легко воспринимаема. Я начну с более отдаленного времени. Когда Бог вывел еврейский народ из того жалкого положения в Египте, освободив его от тирании чужеземного царя, они все еще оставались под властью остатков языческих идей и образов и с восхищением вспоминали огромные и величественные храмы. Учитывая их слабость в этом отношении, Бог позволил им построить храм, который не только своими драгоценными материалами и искусством художественного оформления, но также своим планом и построением затмевал все существовавшие храмы в мире. Здесь Бог обращается со Своим народом, как нежный, любящий отец со своим сыном, который после долгого времени возвратился к отцу, хотя и прожил распутно среди нечестивых, развратных и беспутных друзей в шумных пирушках и попойках.

Любящий отец наделил возвратившегося сына еще большим богатством. Отец сделал это для того, чтобы сын, если и подвергнется искушению, не вспоминал прежние обстоятельства своей жизни и не желал возвращения. Именно так Бог поступил с израильтянами: Он знал об их увлечении внешней красотой и предоставил в их распоряжение нечто более великолепное и величественное, чтобы у них не появлялось и мысли о возвращении в Египет – ко всему тому, что они видели там. Вот почему Он допустил строительство храма, в котором отразились образы как естественного, так и сверхъестественного миров. Мир состоит из неба и земли, а между ними видимые небеса, которые выполняют роль перегородки. Подобным образом был устроен и Иерусалимский храм. Он был разделен на два отделения, и между ними висела завеса. Помещение снаружи завесы было доступно для всех, а внутренняя комната была закрыта, и в нее мог входить только первосвященник. Это не мое личное мнение, но истинный факт. Храм представлял собою полную картину мира. В качестве доказательства послушайте, что Павел пишет в связи с вознесением Христа: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо…» (Евр. 9:24). Из сказанного видно, что это святилище является образом истинного святилища и что завеса также отделяет Святое святых от внешнего святого места, точно так же, как небеса отделяют то, что над ними, от того, что находится на земле. Такое устройство также дает некоторое объяснение, почему Бог называет небо покровом. А в другом месте, где апостол говорит о надежде, которою мы обладаем, он называет ее «…якорь безопасный и крепкий, (который) и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус» (Евр. 6:19–20). Понятно ли теперь, что он называет небеса завесою? Далее, перед завесою находились светильник, стол и медный жертвенник для всесожжений. Но внутри, то есть за завесою, стоял ковчег завета, обложенный со всех сторон золотом.

В ковчеге находились скрижали завета, золотой сосуд с манною и жезл Ааронов расцветший. Кроме того, за завесой находился золотой жертвенник курений, который не служил для принесения всесожжений с кровью козлов, тельцов и волов. Это был жертвенник благовонных курений. Во внешнюю часть вход был доступен всем, во внутреннюю же часть разрешалось входить только первосвященнику. И вот вам доказательство. Павел говорит: «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное». (Он называет внешнюю скинию святилищем земным, потому что все люди имели туда доступ). «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9:1–7). Теперь вы понимаете, что за завесу входил только первосвященник один раз в год?

Но вы скажете: «Какое отношение все это имеет к настоящему времени?» Почему я привожу все эти сведения? В чем здесь причина? Когда Мария зачала, прошло уже шесть месяцев с того времени, как Елизавета зачала Иоанна. Если бы мы знали, какой был шестой месяц, тогда бы мы узнали, когда Мария зачала. Зная это, мы довольно легко могли бы вычислить, когда она родила, – простым прибавлением девяти месяцев от времени зачатия. Но мы не знаем шестого месяца беременности Елизаветы. Прежде всего мы должны знать, когда она зачала. А как нам узнать, в какой месяц она зачала? Нам станет это известно, если узнаем, когда Захария, ее муж, получил откровение. Что об этом сказано в Священном Писании? Евангелие повествует, что ангел принес Захарии благословенную весть о рождении Иоанна в Святое святых. Далее, из Священного Писания мы определенно знаем, что первосвященник входил в Святое святых только однажды в год. Поэтому, зная, в какой месяц он входил, мы точно можем узнать время, когда Захария получил эту благословенную весть, и таким образом мы узнаем, когда Елизавета зачала.

74511_original

Павел уже сказал нам, что первосвященник входил в Святое святых только однажды в год. То же заявляет и Моисей, описывая следующее: «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть» (Лев. 16:2). И далее: «Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево. И выйдет он к жертвеннику, который пред лицом Господним, и очистит его» (Лев. 16:17–18). Из этого следует, что первосвященник не входил в Святое святых, когда ему вздумается. Когда же он находился в Святом святых, никому не разрешалось ни входить, ни быть с ним. Все должны были находиться вне, то есть за завесой. Хорошо запомните это.

До сих пор я еще не сказал, в какое время он входил в Святое святых, хотя мы уже узнали, что он входил туда только один раз в год. Каким образом можно узнать, в какой месяц он входил? Из той же книги, ибо написано: «…в седьмой месяц, в десятый (день) месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.

Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные, и очистит Святое святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит. И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году» (Лев. 16:29–34). Моисей говорит здесь о Дне очищения. Именно тогда, и только тогда, первосвященник однажды в год входил во Святое святых. Это подтверждается словами: «…очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году».

Если первосвященник входил в Святое святых в День очищения, тогда ясно, что именно во Святое святых ангел явился Захарии в то время, когда он совершал там курения. Один раз в год первосвященник входил во святилище. Однако не помешает послушать, что говорит об этом Священное Писание: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета… Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения. (Здесь, возлюбленные, вспомните сказанное: «Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его» (Лев. 16–17). Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного» (Лк. 1:5–11).

Не сказано: «жертвенника для принесения жертв или всесожжений», но «жертвенника кадильного», так как жертвенник, который находился вне, предназначен был для жертв и всесожжений, а внутренний жертвенник был жертвенником кадильным. Из этого, а также принимая во внимание то, что ангел явился ему, когда он был один, и из сказанного, что народ стоял вне, ожидая его, можно заключить, что он находился во Святом святых. «Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн…» Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним… и он объяснялся с ними знаками и оставался нем» (Лк. 1:12–13, 21–22). Теперь ясно, что он находился внутри, за завесой. Именно там он получил эту благословенную весть. И это было в День очищения, во время поста, так как слова: «смиряйте души ваши» говорят о посте. Итак, этот праздник отмечался иудеями в конце сентября. Вы также можете удостовериться в этом из моих неоднократных проповедей, в которых я, на основании многих ссылок из Писания, опровергал время проведения постов иудеев как неточное и потому неправильное.

dfd08a73f146

Именно в это время Елизавета, жена Захарии, зачала: «…и таилась пять месяцев, и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1:24–25). Теперь обратите внимание на то, что в шестом месяце, когда Елизавета носила во чреве Иоанна, Марии также было возвещено о зачатии Сына. Вот доказательство: «И сказал ей Ангел (Гавриил): «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:30–31). «Мария же сказала ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не остается бессильным никакое слово» (Лк. 1:34–37). Поэтому, если Елизавета, как я уже сказал, зачала в конце сентября, то с этого месяца мы должны отсчитать шесть последующих месяцев. Вот эти месяцы: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Это был шестой месяц, месяц, когда Мария зачала. А теперь, если мы отсчитаем еще девять месяцев, мы придем к настоящему месяцу. Первый месяц после того, как Мария зачала, был апрель, затем май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Именно в этом месяце мы и отмечаем праздник Рождества.

Для того, чтобы сказанное было более понятным, кратко повторю. Один раз в год первосвященник входил во Святое святых. Когда это происходило? В сентябре месяце. Именно в это время Захария вошел во Святое святых и получил откровение относительно Иоанна. После этих дней зачала Елизавета. В шестой месяц ее беременности, то есть в шестой месяц после сентября, а это значит – в марте, зачала Мария. Теперь, отсчитав девять месяцев от апреля, мы приходим к настоящему месяцу (декабрю), в который родился наш Господь Иисус Христос.

Итак, я объяснил вам, когда родился Господь, а посему рождение Господа празднуется в этот день. Еще кое-что хочу вам сказать: когда язычники слышат о рождении Бога во плоти, они обычно насмехаются над нами, высмеивают этот факт. Таким образом они приводят в смущение и замешательство многих недостаточно сведущих христиан. Поэтому я должен сказать кое-что в адрес этих язычников и тем самым помочь христианам, которые смущаются от подобных разговоров. Мы не должны поддаваться заблуждениям глупцов и страдать от насмешек неверующих. Малые дети также могут смеяться, когда мы говорим им о серьезных вещах и делаем все возможное, чтобы объяснить им то, что они должны знать. Однако их насмешки нисколько не доказывают, что-то, над чем они смеются, маловажно и незначительно. Человек, который насмехается, просто доказывает свое непонимание. То же можно сказать и об этих язычниках. Их невежество хуже, чем у детей. Они высмеивают то, что наиболее свято и достойно уважения, и в то же время почитают и прославляют то, что воистину смехотворно. Тем не менее наши священные таинства не теряют своей святой природы, и их слава нисколько не убывает от насмешек язычников. С другой стороны, то, что они называют священным и необходимым, олицетворяет собой уродство и мерзость, несмотря на все их усилия прославлять эту мерзость всеми мыслимыми способами.

Златоуст

Самое настоящее безумие – воплощать своих богов в камни, деревья и статуи, заключая их словно в темницу, и затем считать, что ничего плохого не сделано и не делается. Однако, когда мы говорим, что Бог Духом Святым устроил живой храм, чтобы дать спасение миру чрез Иисуса Христа, мы становимся объектом их оскорблений. Но нуждается ли эта доктрина в доказательствах? Если кому-то кажется невероятным, что Бог обитает в человеке, то намного невероятнее во всех отношениях Его обитание в дереве и камне, тем более, что дерево и камень представляют собой нечто низшее по сравнению с природой человека. В таком случае язычники должны придерживаться мнения, что люди занимают более низкое положение, чем эти неодушевленные части творения. Они даже помещают свои божества в собак и кошек! А многие еретики отводят своим богам еще более низкие и даже позорные места обитания. И они не испытывают никакого отвращения от таких утверждений.

Мы же ни в коем случае не придерживаемся такого уродства и не хотим даже слушать их. Вот чего мы придерживаемся: из утробы Девы произошло чистое, святое и непорочное тело, чуждое всякого греха. Бог таким образом возвысил Свое творение, восстановив его честь и достоинство. Что же касается язычников, то разве они не придерживаются и даже открыто не исповедуют такие безбожные доктрины, что божество становится одно с обезьянами, собаками и всякими другими животными? Так они учат, потому что согласно их догмам, как это хорошо известно, все эти животные получают душу от божества. И они не гнушаются такого учения и не стыдятся такое провозглашать! А нас, кому чужда даже малейшая мысль такого учения, они обвиняют в том, что мы придерживаемся недостойного понятия о Боге. И почему? Потому что мы исповедуем истину, которая вполне достойна Бога, а именно, что Он пришел в этот мир посредством рождения и таким образом восстановил и возвысил Свое творение. А мы считаем тех, кто исповедует языческие религии, причастниками всякого нечестия. Поэтому, как язычники смеют оскорблять нас из-за доктрины, что Бог, когда стал Человеком, приготовил Себе храм и таким образом пересадил жизнь Обитателя небес в наши земные условия?

Они, несомненно, уже сейчас заслуживают смерти не только за оскорбления, которыми осыпают нас, но также за их непрекращающееся богохульство. Потому что, если это действительно недостойно Бога, как они заявляют, избрать чистое, непорочное тело для Своего обитания, тогда тем более Тому, Кто сидит на престоле по правую руку Отца, не приличествует обитать в телах всяких магов и колдунов, грабителей, расхитителей могил, а также обезьян и собак. Какой вред Он нанес Своему Отцу или как обесславил Его тем, что стал Человеком? Обратите внимание на солнце. Это видимое, недолговечное и преходящее творение. Таково оно есть, хотя язычники и манихейцы лопаются от гнева, слыша подобные заявления. Однако не только солнце, но и земля, а также все видимое творение покорно суете. Послушайте, как Павел излагает нам эту истину: «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Далее, он объясняет, что значат слова «покорилась суете». Он продолжает: «…в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21). Итак, тварь преходяща и подвержена тлению, так как слова «рабство тлению» ничего другого не означают, кроме как подверженность разрушению.

Итак, я хочу сказать, что это солнце, материальное и подверженное разрушению, посылает свои лучи во всех направлениях. Его лучи падают на грязь, испражнения и всякие нечистоты, однако страдает ли от этого чистота солнца? Разве не лучше было бы ему сохранять свои прекрасные лучи в абсолютной чистоте, соприкасаясь лишь с тем, на чем лучам приятно было бы покоиться, вместо того, чтобы уделять хоть какое-то внимание тому, что вонюче и грязно? Если это так, тогда исповедуемая нами истина, что Сын Праведности, всемогущий Господь и Владыка духовных сфер, не только не понес ущерба от того, что Он вошел в чистое тело, но этим Он даже возвысил человеческую природу до высшего уровня чистоты и святости, еще более достойна восприятия. Давайте должным образом порассуждаем над этим, помня сказанное: «И буду ходить среди вас» (Лев. 26:12), а также «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:16 и 1 Кор. 6:19). Возрадуемся же о проявленной к нам благодати и о дарованных нам преимуществах и восхвалим Бога, Который стал Человеком, за Его великое снисхождение. Превознесем Его по мере наших сил и вознаградим Его так, как Он этого достоин. Но ничем другим мы не сможем Его так вознаградить, как своим стремлением к спасению и освобождению своих душ и усердием в добродетели.

Поэтому не будем неблагодарными, напротив, предложим своему Благодетелю все, что мы в состоянии предложить: нашу веру, надежду, любовь, воздержание, милостыни, гостеприимство. И к тому, к чему я вас совсем недавно побуждал, я побуждаю снова. К чему же? Если вы желаете участвовать в этой поистине благоговейной и божественной трапезе, в этом священном таинстве, тогда подходите со страхом и трепетом, с чистой совестью, с молитвой и постом, избегая всякого шума, не наступая друг другу на ноги и не толкая соседа.

unknown4

В противном случае, это будет настоящее безумие и проявление величайшего неуважения. Великое наказание и взыскание уготовано Богом для тех, кто будет действовать подобным образом. Подумай, человек, что это за жертва, к которой ты хочешь причаститься, что это за пища, к которой ты намерен приблизиться. Подумай, что ты, прах и пепел, принимаешь тело и кровь Христа. Если бы император пригласил тебя на пир, ты сидел бы у него за столом в полном благоговении и страхе, молча и робко принимая предлагаемую пищу. Но здесь Сам Господь Бог приглашает тебя к столу, и на этом столе Он предлагает Своего Единородного Сына! Ангелы небесные стоят в страхе и трепете; херувимы покрывают лица свои, с трепетом восклицая: «Свят, свят, свят Господь!» А ты, пытаясь оправдаться, выкрикиваешь и производишь шум на этом священном пиру! Разве ты не знаешь, что в этот момент душа должна быть исполнена священного молчания? Здесь требуется полная тишина и спокойствие.

Всякий шум, гнев и смятение не должны здесь проявляться, потому что всем этим души гостей оскверняются. Как мы можем рассчитывать на милость Божию, если после того, как Он простил нам столь многие и тяжкие грехи, мы не свободны от этих безрассудных страстей даже в такой момент, когда мы приближаемся к священной трапезе?! Есть ли что-нибудь важнее, чем наше участие в этих священных таинствах? И что так сильно возбуждает нас, что мы в такой спешке устремляемся к плотским и мирским заботам, забывая о своей душе и ее нуждах? Прошу, умоляю вас, не будем напрашиваться на Божий гнев! Все, что нам предлагается здесь, это полное излечение от ран, неиссякаемые богатства, средства для достижения неба. По сей причине будем приступать с величайшим благоговением, воздавая благодарность Богу, падем пред Ним, исповедуем свои грехи, оплачем свое жалкое состояние и будем ревностно молиться. Сначала очистим внутреннего человека, а затем будем приближаться спокойно, с величайшей почтительностью и в благоговейном порядке к Господу. Ведь мы приближаемся к Небесному Царю! Затем, когда мы получим чистую, святую жертвенную пищу, благоговейно поцелуем ее, и пусть сердца наши воспламенятся любовью, чтобы нам не обрекать себя на суд и вечное осуждение, но чтобы это действие способствовало освящению наших душ и приводило нас к любви и добродетели, к примирению с Богом, к нескончаемому миру, к нашему участию в бесконечных проявлениях благодати Божией с тем, чтобы мы могли укреплять в вере своих ближних.

Я постоянно говорю и никогда не перестану говорить об этом. Ибо какая вам польза от того, что вы будете приходить сюда с бездумным, безразличным настроением, неспособные постигать ничего полезного? Или какая вам будет польза, если я постоянно буду проповедовать в соответствии с вашими желаниями и вожделениями? Время этой жизни коротко, дорогие друзья. Будем поститься, будем бодрствовать. Примиритесь друг с другом с любовью и искренней ревностью. Настроим себя на то, чтобы упражняться в благочестии. И если мы пришли, чтобы услышать Слово Божие, если мы пришли молиться, принимать участие в вечере Господней и совершать другие подобные действия, то приступать к ним мы должны в благоговении и страхе, чтобы своей небрежностью не навлечь на себя проклятия. Ибо Писание говорит: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10). Шум, небрежность – это осквернение святой жертвы. Такое поведение говорит о неслыханном презрении и о том, что мы приближаемся к Господу Богу с оскверненным сердцем. Вот что апостол говорит о таковых: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17).

Поэтому будем очень внимательны, чтобы нам не огорчать Господа. Посему будем приступать к этой трапезе с большой осторожностью, без суеты и спешки, соблюдая полный порядок, с молитвой и сокрушенным сердцем, чтобы снискать благоволение у нашего Господа Иисуса Христа и стать наследником Его обетований по милости и любви Его.

Ему вместе с Отцом и Духом Святым да будет честь, слава и держава отныне и вовеки! Аминь.