Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

Вторая половина  XIX  века  занимает  особое  место  в  истории  России. До сих пор в самосознании русского народа она не нашла должного отражения. Непонятое время современниками, полузабытая потомками эпоха тотальной реформации. По значимости  российский период с 1860 по 1890  можно  сравнить    только   с   эпохой   великих Петровских преобразований. Это время отмены в 1861 году многовекового крепостного права  и целой серии судебных, земельных, образовательных, экономических, финансовых, военных, цензурных и дорожных реформ, затрагивающих без исключения все стороны общественной жизни. Дорожная реформа по количеству инвестиций и неослабеваемому вниманию  к  ней со стороны императоров Александра II и Александра III   занимала в сонме государственных преобразований одно из первых мест.  Империя  Российская,  «единая  и  неделимая»,  раскинулась  «от  финских хладных скал до пламенной Тавриды», от  Вислы  до  Тихого  океана  и  заняла шестую часть земли. Железные  дороги  обеспечивали   расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они  были  важны  и  для оперативной переброски воинских частей. Это отлично понимали и недруги русского государства. Один из французских политиков того времени с облегчением умозаключал: ««При помощи железной дороги правительство России могло бы почти мгновенно бросить в Крым армию в несколько сот тысяч человек, и такая армия не допустила бы взять Севастополь. Поздравим себя, что Россия не имеет в своем распоряжении этого страшного оружия».

бездорожье 2

Вторая половина  XIX  века  занимает  особое  место  в  истории  России. До сих пор в самосознании русского народа она не нашла должного отражения. Непонятое время современниками, полузабытая потомками эпоха тотальной реформации. По значимости  российский период с 1860 по 1890  можно  сравнить    только   с   эпохой   великих Петровских преобразований. Это время отмены в 1861 году многовекового крепостного права  и целой серии судебных, земельных, образовательных, экономических, финансовых, военных, цензурных и дорожных реформ, затрагивающих без исключения все стороны общественной жизни. Дорожная реформа по количеству инвестиций и неослабеваемому вниманию  к  ней со стороны императоров Александра II и Александра III   занимала в сонме государственных преобразований одно из первых мест.  Империя  Российская,  «единая  и  неделимая»,  раскинулась  «от  финских хладных скал до пламенной Тавриды», от  Вислы  до  Тихого  океана  и  заняла шестую часть земли. Железные  дороги  обеспечивали   расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они  были  важны  и  для оперативной переброски воинских частей. Это отлично понимали и недруги русского государства. Один из французских политиков того времени с облегчением умозаключал: ««При помощи железной дороги правительство России могло бы почти мгновенно бросить в Крым армию в несколько сот тысяч человек, и такая армия не допустила бы взять Севастополь. Поздравим себя, что Россия не имеет в своем распоряжении этого страшного оружия».

бездорожье 2

В первой трети XIX жестокое бездорожье было настоящим бичом российской экономики. Грунтовые дороги являлись почти единственными путями и находились в плачевном состоянии. Гужевые перевозки занимали огромное число крестьянства, было даже «сословие» ямщиков. В  7 главе «Евгения Онегина» Пушкин предрек нашим дорогам славное будущее:

                        Когда благому просвещенью
                        Отдвинем более границ,
                        Со временем (по расчисленью
                        Философических таблиц,
                        Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
                        У нас изменятся безмерно:
                        Шоссе Россию здесь и тут,
                        Соединив, пересекут.
                        Мосты чугунные чрез воды
                        Шагнут широкою дугой,
                        Раздвинем горы, под водой
                        Пророем дерзостные своды,
                        И заведет крещеный мир
                        На каждой станции трактир. 

Итак, ждать по слову поэта «безмерного» изменения состоянии дорог осталось чуть больше 300 лет! Делать нечего, будем ждать. Однако, время не топчется на месте, и в 1834 году в Нижнем Тагиле была сооружена первая чугунная железная дорога отцом и сыном Черепановыми. Ее протяженность составила около одного километра. На ней мог бы прокатиться Пушкин. Черепановскую  дорогу не принято считать первой железной дорогой в России, так как вскоре она прекратила свое существование.

 

                                
                                     Паравоз-памятник в честь Черепановых

По-настоящему первой являлась Царско-сельская железная дорога. Она была открыта в 1837 году, на нее было потрачено государством  5 млн. рублей. Железнодорожный путь  был построен по проекту австрийского инженера Герстнера. В  отчете о проделанном строительстве он написал: "Почитаю долгом сказать, что русский народ усердно старался помочь в исполнении необходимых работ. Я не встречал никакого сопротивления, которое почти во всех других землях обнаруживалось при подобных нововведениях». С 1868 по 1872 г. открылось для движения около 10 тыс. км железнодорожных линий, тогда как с момента пуска первой в России Царскосельской дороги до 1868 г. было введено в эксплуатацию 5116 км. Следовательно, за пятилетие было построено почти в два раза больше железнодорожных линий, чем за все предыдущие 30 лет.

Громадный подъем железнодорожного строительства обеспечил сдачу в эксплуатацию крупнейших железнодорожных магистралей в центре страны. Это линии: Москва—Орел—Курск—Лозовая—Ростов-на-Дону—Владикавказ; Лозовая—Севастополь; Москва - Смоленск - Брест; Москва—Воронеж—Грушевские Копи; Курск—Киев—Казатин—Жмеринка—Балта-Бир-зула, соединившаяся с ранее построенной островной линией Одесса—Раздельная—Балта; Москва—Сергиево, продолженная до Ярославля; Москва—Рязань и позднее — Сызрань; Орел—Витебск—Рига; Бахмач— Минск—Либава и др. Эти магистрали соединили центральный экономический район России с важнейшими торговыми портами на Балтийском и Черном морях и судоходными реками, обеспечили транспортные связи между крупнейшими городами в центре страны. В 1868—1872 гг. ежегодный прирост железнодорожной сети в среднем составлял 1900 км. Разработка  Великого Сибирского пути начнется только через двадцать лет и будет стоить государственной казне 350 миллионов рублей.  Все первые железнодорожные магистрали, таким образом, прошли через древние русские земли. Стратегическое значение железных путей сообщения переоценить невозможно. Поэтому на фоне этих грандиозных  дорожных преобразований озабоченность некоторых духовных писателей XIX века благочестием паломников выглядит странной. Один их них обреченно предупреждал: «полагаю, что железные дороги, предоставив паломникам приятную возможность путешествовать по святым местам на вагонных скамьях и полках, избавят их необходимости совершать богоугодные подвиги дальних пеших странствий и станут, поэтому изрядной причиной охлаждения народной искренней набожности».  До Киева пешком и только пешком!

Прошло полтора столетия, человечество изобрело вдобавок к железнодорожному, еще и воздушные пути сообщения, опасения духовного писателя не сбылись. Например, благодаря новым способам передвижения паломничество на Святую Землю стало реальностью для огромного числа верующих со всего мира. Именно вторая половина 19 века раскрыла  перед христианами духовные сокровища  Обетованной земли. И от пеших паломнических подвигов русский народ не отказался, напротив, теперь в 21 веке, когда можно доехать на автобусе, на поезде в любую точку России в достаточно комфортабельных условиях,  они обрели для православных людей подлинно спасительное значение. Достаточно будет вспомнить наш пятидневный Великорецкий крестный ход. За время Крестного хода паломники преодолевают около 180 километров. Возобновленный по своему историческому пути в 1992 году он насчитывал не более 300 человек. В прошлом 2015 г.  в Великорецком пешешествие принимало участие уже около 14  тысяч человек! С каждым годом людская река, текущая на праздник святителя Николая в село Великорецкое,  становится  полноводнее и глубже.

великорецкий ход 4

С 90 годов прошлого столетия начался русский Крестоходный ренессанс! Крестные ходы оплели благодатными скрепляющими путами от Санкт-Петербурга до Владивостока всю территории России. Причем возникли новые формы крестных ходов: велосипедные, самолетные, водно-парусные и водно-моторные, мотоциклетные и автомобильные. Технические средства передвижения стали  « причиной воодушевления  народной искренней набожности». Благочестие народа не зависит от качества дорог, путей передвижения, и прочих технологических достижений мировой цивилизации. Рассмотрим обсуждаемую тему немного шире. Как влияют на религиозное самосознание  народа современные технологии? Неоднозначно. Есть добрые соотношения, есть и удручающие. По-другому, ввиду сложности взаимовлияния двух сфер, лежащих в разных культурно-бытийных областях, и быть не может. Вернемся к  Великорецкому крестному ходу. С появлением сотовой связи в крестный ход мобильные телефоны старались не брать. Считалось, что они отвлекают от соборной молитвы, не дают почувствовать физическую оторванность от цивилизации, тешат самолюбие хозяина телефона, вызывают излишнее любопытство у других участников хода. Теперь эти досужие  благоглупости остались в прошлом,  в крестный ход сотовые телефоны берут большинство великорецких ходоков. Что произошло? Изменилась общая модель пользования новой телефонной технологией. Сегодня при помощи мобильной связи православное сообщество на время крестного хода создает огромную коммуникативную эхо-среду по всей России, состоящую из непосредственных участников хода и поддерживающих их родственников, друзей, знакомых из других городов, весей и регионов страны. Таким образом, число людей, молитвенно сопутствующих  крестному ходу, увеличивается  в десятки раз по сравнению с количеством действительных Великорецких паломников. В свою очередь эта временная соборная  сетевая соцсреда создает особое положительное духовное напряжение для всех приобщенных к народному празднику изнесения иконы Николая Чудотворца из Вятки на реку Великую.

крестный ход 2

Точней описать некую праздничность  происходящего сложно, как сложно передать Пасхальную радость другому, необходимо самому пережить подобные чувства во время пятидневных Великорецких торжеств. Не сговариваясь, к таким выводам опытным путем пришли многие участники крестного хода.  Это пример позитивного использования сотовой связи. Сама по себе она духовно нейтральна, как стул, кирпич или поварешка. Но при  желании, ее можно употребить во зло, создавая с помощью мобильной сети жутковатые флэш-мобы, акции общественного устрашения,  провокационные выступления и многое другое.  Любое высокотехнологическое устройство «палка о двух концах». Каждое государство-цивилизация, добившееся с помощью ли рабов, обширных инженерно-технических решений, труда многомилионной армии заключенных или прибыльной торговлей природными ресурсами, для своих граждан высокого уровня жизни в течение трех-четырех поколений, начинает внутренне ослабевать, «теряет хватку», постепенно уступая историческое первенство другим молодым державам. Рассмотрение этого вопроса выходит далеко за пределы нашей темы, поэтому удовлетворимся вышеизложенным

.