Поиск

Жертва на иконостас

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

Пожертвование на иконостас

Жертва на храм

Для перевода пожертвований отсканируйте в приложении Сбербанка

На уставную деятельность

Мы ВКонтакте

 

1284797182_cosmas_ofaetolia

Имя священномученика равноапостольного Космы Этолийского (1714-1774) мало известно в России. Между тем, масштаб этого святого поистине вселенский. Родился он в центральной материковой Греции. По завершении своего обучения он принял постриг в обители Филофеу. Пробыв там несколько лет, Косма отправился в первое миссионерское путешествие. С главной целью – укоренить православную традицию среди соотечественников и способствовать восстановлению утраченного языкового единства – он посетил с проповедью почти всю территорию Константинопольского патриархата. В 1774 году Косма был схвачен турками и принял мученическую кончину. В 1961 г. он был причислен к лику святых Константинопольским патриархатом

Церковь почитает его в равноапостольном чине. По божественному призванию он вышел в мир с проповедью к народам порабощенных турками Балкан, открывал школы, проповедовал Евангелие, укреплял народное единство. Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Косма Этолийский оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем всего человечества (о научных изобретениях, войнах, экологических катастрофах). Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения. Это подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам сохранить в чистоте веру православную.

Афанасий Зоитакис.  Житие и пророчества Космы Этолийского

Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания святого дошли до нас не только в письменном виде, но и как устные рассказы. Люди с детства воспитывались по заветам святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого с пророчествами Космы Этолийского.

Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» пророчества великого православного святого в священной книге мусульман.

Если главной задачей пророков ветхозаветного периода было предсказание прихода Мессии, то основным делом пророков Нового Завета стало предсказание конца света и второго пришествия Христа. Все новозаветные святые мужи, наделенные пророческим даром (в том числе и святой Косма), предсказывали не какие-либо новые события и состояния, но подготавливали свою паству ко второму пришествию нашего Господа и Спасителя.

Готовность к жертвенному служению своему народу находим в словах священномученика Космы:  «Вы можете сказать: “А ты ведь монах, что ты тогда делаешь в миру?” И я, братья, неправильно поступаю. Но так как народ наш стал безграмотным, я сказал: “Пусть Христос потеряет лишь меня, но получит остальных. Может быть, по милосердию Божию и вашим молитвам и я спасусь”».

Войны, голод, холод, немыслимые катастрофы и трагедии – обо всем пророчествовал святой Косма. Но он перечисляет эти события не для того, чтобы напугать малодушных и впечатлительных слушателей. Святой дает практические советы: как преодолеть невзгоды и выстоять, сохранив веру. Каждое произносимое им слово было выстрадано и имело силу, важность и значимость не только для его современников, но и для последующих поколений.

Пророчества Космы Этолийского стали руководством для нескольких поколений жителей Балканского полуострова. Прислушаемся и мы к его словам, последуем его наставлениям, сохраним надежду и веру в то, что с помощью Божией все испытания, в конце концов,  обернутся на наше благо.

Политические пророчества о «желаемом»

Своими пророчествами святой Косма смог вернуть соотечественникам, уже более 300 лет томившимся под иноземным игом, надежду на национальное возрождение. Он стал для участников национально-освободительного движения символом борьбы за возрождение Православия и родины, они вдохновлялись его пророчествами, пробудившими веру и надежду. Святой, конечно, не мог напрямую говорить со своей паствой о национальном освобождении. Он использовал слова «желаемое», «чаемое». «Когда придет “чаемое”»? – часто спрашивали святого.

Вот как он отвечал на этот вопрос: 

«Это место однажды снова станет ромейским. Счастлив тот, кто будет жить в этом государстве». 

Святой часто произносил это пророчество, посещая с проповедью порабощенные земли Балкан. Все они вскоре были освобождены от турок. 

«Желаемое придет к вам в третьем поколении, его увидят ваши внуки» 

Эти слова произнесены в Эпире. Освобождение этой греческой провинции случилось во время Балканской войны 1912–1913 годов, когда еще были живы внуки тех, к кому святой Косма обратился с этим пророчеством. 

«Впереди еще много страданий. Не забывайте моих слов: молитесь, действуйте и будьте стойкими. До тех пор пока этот рубец на платане не закроется, ваше селение будет порабощенным и несчастным». 

Святой сказал это в Эпирской деревне Цараплана. Щель на том дереве зарубцевалась в 1912 году.

Местные жители с тех пор, как услышали пророчество, ежедневно ходили к платану и смотрели, не зарубцевалась ли рана на дереве. Прошло более 130 лет, и вот по округе пронеслось радостное известие: «Свершилось! Пророчество святого исполнилось!» И люди не обманулись в своих ожиданиях: всего через несколько месяцев они получили долгожданную свободу. 

«Желаемое придет, когда две пасхалии совпадут вместе». 

Благовещение и Пасха совпали в 1912 году. Спустя всего несколько месяцев области, к жителям которых святой обратил свое пророческое слово, были освобождены от турецкого владычества (На такую расшифровку пророчества святого Космы указал старец Паисий).

«Да будут благословенны горы: много душ они спасут».

Эти слова святой произнес в Вонице. В мае 1821 года жители этого селения, следуя пророческому совету святого Космы, нашли убежище в горах Левкады. 

«Благодарите судьбу за то, что окажетесь в высоких горах: они сохранят вас от многих бед. Вы будете слышать опасность, но не увидите ее. Три дня и три часа будете страдать». 

Святой произнес это пророчество в городе Мецово. 27 мая 1854 года там, действительно, разразилось жестокое трехдневное сражение. Многим местным жителям, спрятавшимся высоко в горах, удалось избежать гибели. 

«О благословенная гора, сколько женщин и детей ты спасешь, когда придут тяжелые годы». 

4 ноября 1912 года слова святого сбылись: в горах Сиасицы спаслось 45 тысяч женщин и детей. 

«Сначала придут красные колпаки, потом на 54 года их сменят англичане, а затем будет греческое государство». 

Пророчество об освобождении Ионических островов произнесено святым на острове Кефалония. Эти слова исполнились с поразительной точностью: вслед за венецианцами островами стали владеть французы (в народе их называли «красные колпаки»), их на 54 года сменили англичане, и только затем Ионические острова, как и предсказал святой Косма, получили долгожданное освобождение.

«Беда дойдет до креста, но не сможет спуститься ниже. Не бойтесь. Не уходите из своих домов».

С этими словами святой обратился к жителям селения Полинери. На месте своей проповеди святой, по обыкновению, воздвиг большой крест, с которым и связано это пророчество.

В ноябре 1940 года войска фашистской Италии вторглись в Грецию. Практически не встречая сопротивления, они захватывали все новые и новые территории. Наконец они приблизились и к кресту, о котором святой говорил в своем пророчестве. Опасаясь угрозы дальнейшего продвижения итальянских войск, греческие власти отдали приказ об эвакуации жителей некоторых населенных пунктов, в том числе и Полинери. Столетний житель села Тегос Насиулас не забыл пророческих слов святого: он обратился к односельчанам, убеждая их никуда не уходить из своих домов. Власти считали его вредителем, пытающимся задержать эвакуацию и облегчить продвижение итальянских войск. Старика просили замолчать, даже жестоко избили, но он упорствовал. Итальянцы, действительно, дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление.

Пророчества о Константинополе

Возвращение Константинополя всегда было мечтой греков и других православных народов Балкан. Его падение стало самой тяжелой и трагической датой в греческой истории. Святой Косма, предсказавший освобождение от турецкого ига, предсказал и будущее освобождение Царьграда. «Константинопольские» пророчества еще ожидают своего исполнения.

Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лжепророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить «зерна от плевел» – истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение.

Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи.

Византия – образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это «христианское царство», по меткому определению святого Космы Этолийского. 

«Красные жилеты изгонят турок из Города». 

Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей. 

«В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок». 

Это пророчество было дополнено старцем Паисием: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови». 

«Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: “Далеко ли Город?” Отвечайте: “Он близко”. Отвечая так, избегните многих бед».

Долина Музини располагается в Северном Эпире. Хотя эта греческая провинция находится сейчас на территории Албании, в ней до сих пор проживает значительная часть неалбанского (преимущественно греческого) населения, к которому и обращался святой Косма в своем пророчестве. 

«Когда услышите, что флот плывет по Средиземному морю, – знайте: вскоре решится константинопольский вопрос».

Из пророчества ясно, что в борьбе за Константинополь противоборствующими сторонами будет широко использоваться флот.

«Войска не дойдут до Города и половины пути, когда получат известие, что пришло “желаемое”».

Некоторые «константинопольские» пророчества святого Космы в конце XX века были расшифрованы и дополнены старцем Паисием Святогорцем.

«Вот что сказал старец, когда однажды его спросили о событиях в Сербии:

– Сегодня ради турок европейцы создают независимые государства с мусульманским населением (Боснию, Герцеговину). Однако я вижу, что они в будущем деликатно разделят и саму Турцию: восстанут курды и армяне, и европейцы потребуют признания независимости и права этих народов на самоопределение. Они скажут тогда Турции: “Мы вам уже когда-то сделали одолжение, теперь подобным образом должны получить независимость курды и армяне”. Так “благородно” разделят на части Турцию. 

«Будет и еще одна чужеземная армия. Она не будет знать греческого, но будет верить во Христа. Они тоже будут спрашивать: где Город?». 

Судьба Константинополя решится в военном и дипломатическом противоборстве крупнейших мировых держав, которым по каким-то (пока еще неизвестным причинам) станет выгоден распад Турции.

Старец Паисий подчеркивал, что это случится без непосредственного участия самой Греции: «Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Из-за того, что опустилось большинство нашей молодежи, мы не способны на такое. Однако Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам».

Многие греческие исследователи убеждены, что в решении константинопольского вопроса примет активное участие и единоверная Россия. Действительно, русский народ в наибольшей степени подходит под определение святого Космы: «не будет знать греческого, но будет верить во Христа».

«Однажды группа детей, учеников Афониады, решила пойти к старцу и спросить его о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времен. Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот – третьему. Но в конце концов никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: “Ну что, молодцы? О чем вы хотите спросить? О Константинополе? Возьмем мы его, возьмем, да и вы до этого доживете”».

Конечно, сейчас нам кажется, что освобождение Константинополя, равно как и развал Турции вкупе с усилением России почти невозможны. Но не будем забывать, что Богу все возможно, и ситуация в мировой политике может в любой момент повернуться на 180º.

«Однажды господин Д.К. посетил старца Паисия. В то время СССР был сильной и могущественной державой, и никто не мог даже предположить, что он может разрушиться (дело было еще в эпоху Брежнева).

Между прочим старец сказал ему: 

– Увидишь, что скоро СССР развалится. 

 Господин Д. возразил:

– Но такую крепкую мощь, геронда, кто сумеет развалить? И до ноготка его не смеют дотронуться.

– Увидишь!

Старец предсказал, что развалу СССР будет очевидцем и сам господин Д., несмотря на его преклонный возраст.

Старец продолжил:

Знай, что и Турция развалится. Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы – православные.

– Геронда, потерпим ли мы урон в войне?

– Э, самое большее, один–два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите! Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».

«Однажды старец Паисий сам начал разговор:

– Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию».

Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься. 

«Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе». Долгое время смысл этого пророчества был сокрыт от нас, лишь в конце XX века старец Паисий пролил свет на слова святого Космы.

«Они начали мне говорить, что сказанное святым Космой: “Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе”, – сейчас (когда Пасха совпала с Благовещением и прошлая зима была как лето) означает, что турки нападут на Грецию.

Все мы стали пророками, отче, и объясняем умом нашим вещи, как хотим… Здесь я был вынужден им сказать, что святой Косма, когда говорил: “Тогда придет…”, вовсе не подразумевал турок. Разумел, что тогда придет свобода для жителей Северного Эпира. И действительно, в этот год открыли после стольких лет границы, и теперь они более или менее свободно сообщаются со своим отечеством».

«Придет время, когда православные будут враждовать между собой. Я же призываю вас к миру и согласию». Это пророчество о гражданских  войнах: в России, Грузии, в бывшей Югославии и т.д.

«Папа да проклят будет, ибо он станет причиной войн, которые принесут общемировые бедствия».  Пророчество еще не исполнилось.

Пророчества о мире, природе и прогрессе 

«Вы увидите, как люди, словно черные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: Выходите вы, мертвые, чтобы мы, живые, вошли на  ваше место».  Речь идет об авиации-бомбардировках-бомбоубежищах.

«Вы увидите, как повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца». «Придёт время, и по степи будут разъезжать повозки без лошадей». «Появятся железные лошади, передвигающиеся чрезвычайно быстро». Святой предсказал появление автомобилей и железнодорожного транспорта. 

«Придёт время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией». «Придёт время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах». Предсказано появление телефона и других современных средств связи.

“Один будет видеть, как другой говорит с ним, и, хотя они будут находиться очень далеко друг от друга, говорить они будут, словно находятся рядом”. Речь идёт о видеотелефоне, Интернете, новом поколении сотовой связи. 

“Придёт время, когда можно будет слышать, как умершие, говорят и даже их видеть”. В этом пророчестве предсказано появление видео­ и аудиозаписей.

«Беда придет к вам от образованных» - под «образованными» святой Косма разумел ученых-атеистов.

«Придет время - и вы ничего не станете узнавать» - речь идет о многополярности подачи информационных мировых потоков. Разобраться, в новостных материалах, что же на самом деле сейчас  происходит в мире, будет очень сложно.  Тучи проплаченных аналитиков в СМИ запудрят мозги народам. На примере войны  на Украине это весьма понятно.

«В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит» - действительно, в школы по всему миру внедряются: атеистический дух, вседозволенность, сексуальная распущенность под видом полового обучения, накотики и многое другое.

«Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас» - речь идет о валютных махинациях, торгах на бирже, отмывании денег, финансовых пирамидах, «быстрозаймах» и прочих денежных аферах.

«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками». Здесь Косма Этолийский, вероятно, имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять. В современном обществе потребление находится на символическом уровне: «Быть потребителем... значит быть включенным в специфический набор культурных символов и ценностей». 

«Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру» - тут и пояснять нечего, Европа 21 века вполне уже «превращается». 

«Люди станут бедными, так как не будут иметь любви к деревьям и растениям». 

«Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять». Пророчество еще не исполнилось.

«Источники иссякнут, а реки станут грязными». Пророчество частично исполнилось. Мировые источники пресной воды уменьшаются.

«Придет время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких». Очевидно, речь идет о массовом переселении жителей деревень (преимущественно, молодежи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскребах. Родители переселенцев, брошенные своими детьми, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».

«Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз». В своих пророчествах святой Косма предсказал процессы, получившие особенно бурное развитие в наше время: массовое переселение и эмиграцию. Так, в Европейский союз хлынули миллионы эмигрантов из Азии, Африки и стран Восточной Европы. Подобная ситуация наблюдается и в России, куда в поисках заработка ежегодно перебираются сотни тысяч так называемых гастарбайтеров, граждан государств бывшего СССР. Параллельно в нашей стране наблюдается и массовая внутренняя миграция. 

«Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север – уже близко будет». «Придет время – и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты».

«Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север – уже близко будет». «Придет время – и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты».

«Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть». Современники Космы не понимали, как можно оставаться голодным при изобилии еды, ведь в те времена еще не было понятия загрязнения пищи. Сейчас ситуация изменилась, и мы начинаем проникать в смысл этого пророчества: нитраты, пищевые добавки, консерванты, радиация, химикаты, гормоны, генетически модифицированные продукты.

«Придет время, когда весь мир будет опоясан (связан) одной ниткой» Речь, скорей всего, идет о глобальной сети-интернет. Пророчество исполнилось. 

176892.p

 

Пророчества о последних временах 

«Это случится внезапно. Пусть на двери у вас висит мешок с пшеницей. Вы наткнетесь на него, когда будете уходить. Не оставляйте его. Но возьмите с собой. Чтобы ели вы и ваши дети».

 «Пусть у вас будет соль, чтобы вы могли солить травы. Соль должна быть в мешке, который будет висеть у вас на двери, чтобы вы не забыли его с собой взять».
 
«Не уничтожайте леса. Они вас спрячут, они вас спасут. Не портите их, ибо земля ваша покроется развалинами».

«Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».

«Исполнится время, и наступит великая жажда, дьявол же будет ходить по низинам со своими «штуковинами», наполненными водой. Но давать ее будет только своим».

«Придет время, когда уже не будет былого согласия между священниками и мирянами».   «Священники станут такими же, как простые миряне, а миряне уподобятся диким зверям».

«После всеобщей войны людям придется проделать получасовой путь, чтобы встретить человека и побрататься с ним». Существует два толкования этого пророчества. Согласно первому, речь идет о ядерной войне, результатом которой станет массовая гибель населения земли. Согласно второму, святой имеет ввиду войну против Православия. В результате которой будет потеряно доверие между православными, все сложнее будет найти «брата» - человека, близкого по духу. 

«После всеобщей войны волк будет жить вместе с овцой».

«Война продлится три дня, три месяца, или три года».

«Молитесь, чтобы был день, а не ночь. Лето, а не зима». 

Греческая историография связывает эти пророчества с мировой войной, которая случится в будущем. Есть ещё ряд пророчеств Святого о войнах, смысл которых для нас не понятен из-за утери контекста, в котором они были произнесены, или пока не ясен: 

 «Они захотят мобилизовать среди вас солдат, но не успеют».
                       
«Спрячетесь за дверью и спасётесь. Это произойдёт быстро».
                              
«Это случится внезапно. Лошади будут работать в поле, а вы уйдёте».   
                           

«У вас попросят оружие. Одно отдайте, а другое оставьте себе. Одно ружьё сто душ спасёт».

 «Будет восьмой век, когда это произойдет».  

Это далеко не все пророчества священномученика Космы. Часть их сокрыта, видимо, для нашего же блага. И, если рассуждать без страстной мечтательности о "последних временах", что называется положа руку на сердце, то придется признать, что одной  книги "Откровения Иоанна Богослова" совершенно достаточно для христианина для ведения о будущих временах и сроках, что всякие другие пророчества, пусть и истинные, имеет утешительное и временное значение в конкретной исторической эпохе.