Предыстория
Предыстория
В начале апреля 1917 года возник Союз объединенного духовенства Архангельска, председатель союза — протоиерей Иоанн Попов, секретарь — священник. Нечаев. «Архангельский епархиальный вестник» сообщал: «Стало уже известно, что правительство «большевиков» не оставляет в покое Православную Церковь: вышел «декрет» о передаче всех духовно-учебных заведений в министерство общественного призрения… скоро выйдет новый «декрет» об исключении из преподавания Закона Божия. Целый ряд «декретов», направленных к умалению прав Церкви в Российском государстве. Наконец, в довершение всего, как слышно, приготовляется еще «декрет» о признании всего церковного имущества государственным достоянием. Дальше идти уже некуда. Останется разве одно: прямое преследование за религиозные убеждения». Это смелые слова, ибо Архангельск был уже под большевистским «серпом и молотом».
Под властью большевиков
В Архангельске в феврале 1918 года проходит собрание Союза. В одном из его постановлений читаем: «Недопустимо всякое посягательство на храмы… В случае попытки насильственно завладеть имуществом церкви и особенно посягательства на святыни храмов, верующие призываются стать на защиту церковного достояния…».
А тем временем большевики проводят весной 1918 года, перед самой Пасхой, приступили к закрытию семинарии и конфискации имущества. Показав свое истинное лицо, новая власть не смогла сразу удержаться в Архангельске. Для северных областей наступила передышка. В Архангельской губернии и близлежащих территориях возникло самостоятельное государственное образование «Союз коммун Северной области», в состав которой вошли территории Петроградской, Псковской, Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской губерний.
Бывшие союзники по Антанте поддержали независимое правительство Северной области. Советская власть в Архангельске была свергнута, для совместного ведения боев с частями Красной Армии началось формирование славяно-британского легиона. На некоторое время была получена возможность продолжать церковную жизнь и миссионерскую работу.
В сентябре было сформировано Временное правительство Северной области. 30 апреля 1919 года Временное правительство Северной области признало Колчака как верховного правителя России, а он в мае назначил генерал-лейтенант Евгений Карловича Миллера главнокомандующим войсками Северной области.
Обеспокоенные слухами о скором отводе союзнических войск, члены «Союза духовенства и мирян» августа в послании к Митрополиту Англии архиепископу Кентерберийскому писали: «Духовенство и христиане Архангельска имеют надежду, что английские христиане не отвергнут их настоящего моления о благовременной помощи для сохранения Божиих святынь от поругания и смиренных людей Божиих от ужасов голода и поругания».
Добровольческие войска ушли. Красная Армия заняла Архангельск. В течение нескольких дней в городе было закрыто большинство храмов, семинария и епархиальное училище. Читаем в Архангельском епархиальном вестнике: «В феврале 1920 года ВЧК разгромила архангельский «Союз духовенства и мирян», были арестованы десятки священнослужителей, в т.ч. временно управляющий Архангельской епархией с 1919 года епископ Павел (Павловский). Занявшие Архангельск большевики начали репрессии: члены «Союза духовенства и мирян» были схвачены, им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности.
Большевики учинили суд. После следствия 30 января 1921 года был вынесен приговор. Формулировки судного дела очень показательны, поэтому приводим их целиком: «Бывшего епископа Павловского Павла, секретаря Епархиального Совета Соколова Дмитрия, редактора «Епархиальных ведомостей» Попова Иоанна и протоиерея Чекана Виктора за совершенное ими злодеяния против рабоче-крестьянской революции, которые в момент тяжких и великих испытаний трудового народа, осмелившегося поднять знамя освобождения труда от капитала и, напрягая все силы, который, перенося голод, холод и все лишения, вынужден продолжать еще и теперь во имя светлого благополучия для трудящихся борьбу против всей стаи хищников мирового капитала, они, прикрываясь именем Христа, предательски изменили бедным и страждущим и во имя хищнических интересов своего благополучия, объединились в единую семью с англо-французскими генералами, всякого рода предателями пролетариата для общей борьбы и удушения рабоче-крестьянского класса и восстановления помещичьего капиталистического строя, в силу этого вышеперечисленных обвиняемых подвергнуть высшей мере наказания, но приняв во внимание важные победы пролетарской революции во всем мире и твердую веру пролетариата в его великие завоевания, а также приняв во внимание великую пролетарскую амнистию, дарованную ВЦИК от 7 ноября 1920 года, Трибунал нашел возможным приговоренным Павловскому, Соколову, Попову Иоанну и Чекану высшую меру наказания заменить пятилетним тюремным заключением». В 1921 году советская власть еще не решалась на массовые расстрелы священства. Не хотели возмущать народ. Расправа была впереди... А теперь о небесном знамении.
Небесное знамение
3 августа 1919 года, перед уходом из Архангельска Добровольческих войск Антанты, в городе произошло знаменательное событие. Семеро детей от 10 до 14 лет – Галина и Ольга Зеленины, Емилия, Валентина и Виктор Перешневы, Сергей Попов, Юлия Киселёва – из двора дома № 135 по Новгородскому проспекту наблюдали на небе Пресвятую Богородицу. Потрясённые дети рассказали об увиденном родителям, а затем протоиерею Воскресенского храма о. Михаилу Попову. Отец Михаил засвидетельствовал их рассказ епископу Пинежскому, викарию Архангельской епархии Павлу (Павловскому). Владыка написал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим».
Было проведено тщательное расследование, 4 сентября созвано объединённое собрание епархиального и миссионерского советов, составлен «Акт о явлении на небе Божьей Матери с Богомладенцем Иисусом Христом, бывшем в г. Архангельске 3 августа сего года», в котором со слов очевидцев засвидетельствовано подробное описание чудесного явления: Царица Небесная «простирала обе руки вперёд ладонями вниз и покрывала город. Лицо Божией Матери продолговатое, некруглое, было обращено на город, на юго-восточную сторону. Кругом лица был светло-золотистый круг. Части лица были видны, но неясно. Одежда у Божьей Матери была широкая, сине-голубая, серая. На коленях Её между протянутыми руками сидел Иисус Христос. Одежда на Нём была длинная, светлая, белая. Руки белые, блестели. Он часто двигал руками, а потом сделал движение правой рукой, как благословляют. Около головы Спасителя был светлый круг. От круга во все стороны шли светлые лучи. Всё это изображение было в четырёхугольном облаке, как киоте или четырёхугольной картине в просвете между облаками. Видение продолжалось 20-30 минут и затем постепенно стало исчезать; на его месте осталась голубая светлая полоса». Известие о явлении Царицы Небесной было помещено в «Архангельских епархиальных ведомостях».
Через полгода после знамения на небе Красная армия заняла Архангельск. В июле 1920 года было возбуждено уголовное дело о явлении Божией Матери в Архангельске, допрошены протоиерей Михаил Попов, дети – свидетели явления. Член «преступной группировки» о. Михаил Попов обвинялся в том, что он «состряпал чудо»: подговорил детей утверждать, будто они видели Богородицу, благословляющую белогвардейские войска. Решением выездной комиссии ВЧК от 31.01.1921 г. он был осуждён на 3 года.
Итак, дети увидели Богородицу с Богомладенцем на руках Иисусом Христом 3 августа 1919 года, а 21 февраля 1920 года Красная армия заняла Архангельск. Епископ Пинежский, викарий Архангельской епархии Павел засвидетельствовал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим». В чем же оно было «заступление»? Добровольческая белая армия потерпела поражение, большинство храмов, семинария и епархиальное училище заколотили, ВЧК арестовала десятки священнослужителей, в том числе управляющего Архангельской епархией епископа Павла (Павловского), протоиерея Михаила Попова тоже засудили, семерых детей, похоже, запугали так, что они надолго замолчали. В чем «заступление»? Тогда, в далеком и суровом 1920 году это было неясно, скорей всего большинство горожан восприняли чудесное видение, как благословение на победу над безбожными большевицкими войсками. Не случилось.
Сегодня смысл архангельского знамения намного понятней. Божия Матерь, действительно, благословляла верующих жителей и добровольческие войска, но не на победу в сражении за город, а на христианскую стойкость души в условиях грядущих безбожных пятилеток; Богородица своим явлением в небе, которое увидели только дети, побуждала к терпению, к победе небесной над тяжелыми годами испытаний под гнетом безбожной власти. Ее «заступление» было в том, что Она видит, знает, о будущих скорбях христиан и не оставит их сиротами, что Она всегда подаст верным Свою благодатную силу и помощь для преодоления отчаяния и малодушия. Так и случилось!